В рамках 20-летия партнерских отношений городов Самара и Штуттгарт
24.10 - 10.11.12
выставка
Союза художников г. Штуттгарта
stuttgarter kunstverein e.v.
МОЯ МАСТЕРСКАЯ
Куратор Ханнс- Михаель Руппрехтер
Открытие 24.10.12 в 19:00
В каком- то смысле, выставка "Моя мастерская» - это групповой автопортрет современных художников в атмосфере рабочих будней.
В фокусе осмысления два вопроса:
«Где рождается индустрия смыслов и как образует себя авторская субъективность сегодня?».
Идея проекта принадлежит Ханс-Михаелю Руппрехтеру куратору Штуттгартского союза художников /stuttgarter kunstverein e.v./. В начале этого года он обратился ко всем желающим прислать фотографии по теме с обещанием напечатать их в формате А4. К февралю выставка с успехом открылась, она насчитывала 215 работ международных участников.
http://meinatelier-mystudio.tumblr.com/
Все работы были экспонированы в обычных полиэтиленовых файлах. Эта нарочитая офисная упаковка подчеркивала равенство продукта, погружая смотрящего в ритм фабричного конвейера.
Перед зрителем открывается индустрия нематериального производства, где легко вычленяются его основные приметы: много пластиковых вещей, компьютеры разных поколений, большинство пространств похоже на заводские склады. Печать урбанизма как пыль окутывает сознание.
Труд и место - актуальный аспект для размышления о современном искусстве сегодня.
Нематериальный труд мутирует.
Художники попадают под статью «прекаритета».
Их все чаще соотносят с "децентрализованными формами трудовых отношений и частичной системой занятости", что, конечно же, «ведет к неуверенности в завтрашнем дне, в положении общей экономического нестабильности». Такое отношение провоцирует художника быть в стане вечной оппозиции. Огромная часть современных проектов построена на полном смешении художника и социума. И даже более того: художественное произведение только тогда признается легитимным, когда является неоспоримым политическим жестом, лучше взрывом. Это делает задачи искусства утилитарными. Автор вынужден находиться в заведомо вторичной позиции.
В этой ситуации формат «своей студии», приобретает огромное значение, будь то бескрайний лофт, или скромная жилая комната, уголок сада или даже улица. Это родное место выступает в роли панциря, защищающего художника и вычленяющего его жизнь из рутины повседневности.
И здесь прорисовывается другой пласт восприятия мастерской художника, через который можно попытаться прояснить условия реализации свободы художника в постиндустриальном мире, то, как задается новая аутентичность художественного дела.
Также важно отметить, что эта выставка приобретает особое значение для самарской арт-сцены.
Есть такой термин «гений места». Так, безусловно, можно сказать и об этой выставке. Общественный союз художников Штуттгарта впервые приехал в наш город в 1996. И это повлияло на то, что уже в 97 в этом в Самаре (ранее «закрытом» городе с советским названием) была организована первая профессиональная общественная организация «Центр современного искусства», которая действует и сейчас.
За это время было реализовано немало общих проектов, в этом году уже 16 участник получил стипендию для художников в Штуттгарте по программе партнерских отношений между городами. СРОБФ «ЦСИ» вместе Stuttgarter Kunstverein e.v. с 1999 года сделали 7 Ширяевских биеннале современного искусства.
Наши идеи смогли реализовать, потому что передавались из рук в руки. И мы всегда знали, что есть наши дома – наши мастерские.
На этой выставке много работ тех, кто показывал свои проекты в нашем реионе.
Вот Питер Хаури смотрит в монитор посреди целлофановой разрухи. Сразу веришь, что ему комфортно, он вне реальности, он и по Волге смог плыть в лодке с оторванным днищем. Вот полки Юргена Кирспеля, вот Унтервергер свесился вниз головой, вот Сильвия Штефан среди листвы, вот Кришна, вот Андреас Бер и многие… они нам «не другие».
И, наконец, файл с мастерской Х-М. Руппрехтера, но не той, что в кунстверайне, где уже второе поколение самарцев размышляет над тем, что «выставлять можно всё!». А довелось ему вдруг купить себе дом художника - настоящую мастерскую. И что мы видим – крыши деревенского дома с надворными постройкам и садом, где сразу узнается изба, где он живет во время проведения Ширяевской биеннале. К сожалению, осталось за кадром, как он сидит в саду в кресле 60-х, возможно с друзьями, если это вечер - они костер развели и что-то готовят.
Участок стоит на горе, перед ними простирается город, на фоне пейзажа установлен телевизор, включен спортивный канал, где бесконечно красивые люди бесконечно бегут к победе по кругу.
Где все «up-to-date» и знают «Что делать?»
Но что делать художнику в ситуации конвейера? Нужно ли сходить с дистанции, чтоб остаться «самостью творца неравного самому себе»?
Неля Коржова
На открытие выставки в 19:30 состоится
панельная дискуссия «ТРУД И МЕСТО»
Модератор – Илья Саморуков, кандидат филологических наук, преподаватель СамГУ.
Авторские презентации самарских художников:
Олег Елагин, Андрей Сяйлев, Фрол Веселый, Иван Крюков
В дискуссии примет участие Виталий Лехциер, поэт, соредактор Вестника современного искусства "Цирк Олимп+TV", доктор философских наук
автор доклада "Типы поэтической субъективности и новые медиа"
http://www.cirkolimp-tv.ru/articles/358/tipy-poeticheskoi-subektivnosti-i-novye-media
Выставка работает ежедневно с 10:00 до 20:00.
Выходной - вторник
в галерее «Новое пространство
Самарской Областной Универсальной
Научной Библиотеки
по адресу: пр. Ленина, 14а