Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


Министерство культуры РД

Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой

Дагестанский  объединенный историко-архитектурный музей им. А. Тахо -  Годи

Московский музей-панорама «Бородинская битва»


Историко – художественный выставочный проект

« Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо»

посвящается 120 летию первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» и 155 летию ее автора – художника Франца Рубо.

 

Историко – художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо» ДМИИ им. Гамзатовой посвящен сразу двум датам – 120 летию со дня создания панорамы «Щтурм аула Ахульго» и  155 летию со дня рождения  художника. Юбилей, как известно  прекрасная возможность не просто вспомнить, но более этого – исследовать и рассказывать о тех славных событиях и фактах нашей истории и культуры  нынешним и будущим поколениям.

Новые факты и события, большой научный, информационный и иллюстративный материал, введенный в проект, позволит зрителю больше узнать о своей истории и искусстве. В подготовки проекта нашему  музею большую помощь оказал «Музей – панорама  «Бородинская битва», г. Москва, который любезно предоставил материалы для  репродуцирования работ из своих фондов «кавказского» цикла Рубо и  свои архивные сведения (фотографии, эскизы, документы, и т.д. ),  связанные с кавказским периодом творчества Ф.А. Рубо.

Экспозиция юбилейной выставки рассказывает о творчестве известного русского живописца – баталиста последней трети XIX – нач. XX Франса Алексеевича Рубо (1856-1928), о произведениях его знаменитого «кавказского» цикла(1885-1893)  и  об истории создания и трагической судьбе первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго»,написанной Ф. Рубо в 1889-1890 гг.

 

Автор и куратор проекта, тексты, дизайн экспозиции –

Дагирова Джамиля, зав.отделом Изо ДМИИ им.Гамзатовой,

Заслуженный работник культуры РД, Член СХ РФ.


Франц   Рубо,  панорама «Штурм аула Ахульго» (1889  – 1890), Мюнхен.

История страны в истории картины

2010 - 2012 годы знаменательны  на юбилеи и события , и все они связаны между собой личностью и творчеством Франца Рубо.

В 2010 году исполнилось 120 лет со дня написания первой русской панорамы «Штурм Ахульго 22 августа 1839г.», в 2011 - 155 лет со дня рождения автора панорамы, известного русского художника – баталиста Франца Алексеевича Рубо. 2012 году Россия будет отмечать столетний юбилей третьей  панорамы Рубо  - «Бородинское сражение».

Юбилей - прекрасная возможность не просто вспомнить, но более этого – исследовать и рассказывать о тех славных событиях нынешним и будущим поколениям.

Историка – художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо» ДМИИ им. Гамзатовой посвящен творчеству Ф. Рубо.

В проекте представлены произведения Ф. Рубо на кавказскую тему из двух музеев Дагестана  – ДМИИ им. Гамзатовой и  ДГОМ им.А.Тахо Годи. Участие в нашем проекте  принял  ММПББ (Москва, который любезно предоставил  свои архивные материалы (фотографии, эскизы, документы, электронные копии работ художника  и т.д.) связанные с кавказским периодом творчества Ф.А. Рубо.

В собраниях двух дагестанских музеев – ДМИИ им. П.Гамзатовой и ДОГМ им. А. Тахо-Годи находятся все основные произведения известного русского живописца-баталиста Франца Алексеевича Рубо (1856-1926), посвященные событиям Кавказской войны. В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, в залах постоянной экспозиции «Русское искусство XVIII-XX вв.», представлен большой раздел «Русские художники о Кавказе и Кавказской войне», в котором представлено более 20 произведений русских художников, побывавших  во второй половине XIX века в  Дагестане. Многим из них довелось стать очевидцами и даже участниками знаменитой Кавказской войны 1834-1859гг. Полотна и графические произведения Бабаева, Байкова, Занковского, Филиппова, Александровского, Горшельта, Гагарина рассказывают о событиях войны, природе и обычаях народов Дагестана в прошлом. Но центральным блоком как экспозиции, так и коллекции музея в целом мы по праву называем произведения Ф. Рубо – 4 самостоятельных батальных  полотна и подлинные фрагменты первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго».  Живописные полотна «Ахульго» (1888), «Штурм Гимры»(1891), «Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет»(1892), «Кто кого?», (1905) .

В собрании ДГОИАМ им. А. Тахо Годи,также помимо серии работ и атрибутики на тему Кавказской войны  находятся три работы художника:«Взятие аула Дарго в 1845 г.», «Вступление Петра I в Тарки в 1722 г.», «Взятие аула Салты».

Из 17 картин правительственного заказа 8 были посвящены истории Дагестана и Чечни, из них сегодня 6 картин находятся в дагестанских и  2 –в чеченском краеведческом  музее («Смерть генерала Слепцова 10 декабря 1851 г.» (1891) и «Взятие Гуниба и пленение Шамиля 25 августа 1859 г.» (1886)- ныне находится на длительной реставрации в Москве)

Все эти произведения (кроме картины «Кто кого?»(1905),  входили в серию картин из 17 произведений на тему Кавказской войны, которые Ф.Рубо создал  по официальному заказу русского правительства Александра III в 1885-1893 гг., как и еще ряд русских художников, для Кавказского Военно-исторического музея – «Храм Славы» в Тифлисе, созданного в 1888 году русским правительством «для увековечивания подвигов русской армии при завоевании Кавказа, а также русско-турецких и русско-персидских сражений» (помимо картин там были представлены оружие, знамена и флаги, ордена, доспехи, документы и другие атрибуты прошедшей войны).

Центральным полотном «кавказского цикла» Рубо является картина  «Штурм аула Ахульго». По накалу страстей, трагизму ситуации, художественным достоинствам эта работа – одна из лучших в цикле. В письме к своему другу в Тифлис Рубо писал: «…Привезу к 15 сентября Кюрюк-Дара, Ахульго и вступление в Тифлис… Вам больше всего понравится Ахульго, это картина, которая больше всех интересовала меня!».

Работа над картиной "Штурм аула Ахульго" (1888)  так увлекла художника, что он задумал создать  панораму на ту же тему. Одновременно, видя огромный интерес как в Европе, так и в России к событиям Кавказской войны и  Дагестану, к личности Шамиля, учитывая ошеломляющий успех своих «кавказских полотен», художник предпринял, говоря современным языком очень интересный и актуальный продюсерский проект, выступив в нем одновременно и главным исполнителем. Идея автора заключалась в том,  чтобы написать эпическое батальное полотно и в дальнейшем демонстрировать панораму  по крупным  городам Европы и России, и тем самым оправдать вложенные немалые средства и труд, и, конечно, прославиться как художник. Высокий авторитет и наличие возможностей позволили ему взяться за столь грандиозный проект.   Имея большой опыт батальной живописи, прекрасные знания кавказской действительности и здоровый творческий интерес, Ф. Рубо предпринял достаточно смелый шаг – спроектировал  эскиз к своей будущей первой панораме, в основу композиции которой и положен сюжет картины "Штурм аула Ахульго" (1888).

Со второй половины XIX века наиболее распространенной и популярной в панораме становится батальная тема. Больше всего панорам было написано на тему франко-прусской войны 1870-1871 гг. Для панорам строились роскошные ротонды, щедро украшенные скульптурными рельефами. В Париже в 80-90-х годах действовали пять таких панорам, в Берлине шесть. Существовали такие панорамы и в городах менее крупных - Лейпциге, Роттердаме и др. Это панорамы - «Битва у Верт», «Марс-ла-Тур», «Битва при Сан-Прива и Гравилотте». Над этими полотнами работали Л. Браун, К. Фрош, И. Кригер и другие. В Берлине в 1883 году была открыта знаменитая «Седан-панорама» Вернера. А во Франции очень популярной была панорама «Защита Парижа» Филиппото.

Конечно, Рубо видел эти панорамы и они не оставили его равнодушным. И чувства художника, художника-баталиста, и азарт мастера зажгли в нем желание написать свою панораму.

Художник задумал написать панораму на частные средства, на что он потратил 35 000 рублей, 15 из которых он кредитовал в банке. За один лишь холст для панорамы (общий размер панорамы составил 120х12 метров) по спецзаказу доставленный  из Брюсселя и состоящий из  6 равных кусков, автором было уплачено 4500 рублей.  Само написание панорамы происходило в специальной мастерской мюнхенского панорамного общества.

Мюнхен как место работы над созданием панорамы был выбран Ф. Рубо не случайно. Мюнхенская Академия художеств считалась одной из ведущих художественных академий того времени. Сюда стремились художники из других стран. Здесь формировались художественные бригады, которые специализировались на создании панорам. В Мюнхене панорамное общество имело свою собственную мастерскую. Ротонда на Терезиенштрассе,78, являлась одной из трех ратонд, существовавших в Мюнхене в конце XIX века и являлась  самой роскошной. Она  располагалась в центре города - в непосредственной близости  от Старой и Новой Пинакотеки с их коллекциями мастеров живописи.

Всего 5 месяцев, с середины декабря 1889 до середины мая 1890 года, работал Рубо с помощниками X. Фрике, Я. Розеном, X. Бартельсом, Бьярке над панорамой. Мастер составил композицию, выполнил все эскизы и чертежи, нанес на полотна основной рисунок,  наметил главные композиционные узлы и проекции, а также осуществлял контроль над выполнением всех работ. При создании панорамы Ф. Рубо пользовался советами офицеров русской армии, служивших на Кавказе.

20 мая 1890г. панорама «Штурм аула Ахульго» была открыта для обозрения в Мюнхене под названием «Покорение Кавказа и имела необычайный успех. Современники единодушно оценили ее как выдающееся произведение батальной живописи. За эту работу Баварская Академия художеств избрала Рубо профессором. Немецкое правительство наградило художника орденом Св. Михаила. В здании с панорамой было выставлена серия фотографий картин Рубо из Тифлиса, которые должны были познакомить мюнхенскую публику с последними работами Рубо, выполненным по российским государственным заказам. Показ панорамы в Мюнхене завершился в конце 1890 года.

После завершения экспонирования в Мюнхене панорама «Штурм аула Ахульго» была отправлена в Париж, где открылась 5 июля 1891 года в ротонде Марини, возведенной Шарлем Гарнье на Елисейских полях, в период работы  Всемирной выставки. Панорамный зал был соединен с этнографическим музеем, в котором выставлялись произведения искусства из Центральной Азии. Здесь Рубо выступил в качестве антрепренера и арендовал у панорамной компании Марини зал на год. Входная плата была установлена 1 франк,10 процентов с которого должно поступать панорамной компании. Уже за 10 месяцев работы выставки сборы от продажи билетов составили свыше 120 000 франков. То есть именно столько было и посетителей ( панорама пользовалась успехом и в месяц е посещало 12 тыс.человек). Но, к сожалению Рубо не смог собрать нужной суммы залога за аренду зала, и в июне 1892 года выставка была закрыта.

Демонстрация  в Париже принесла Ф.А. Рубо еще большую славу. Президент Французской республики С. Карно дважды посетил стенд с работой Ф. Рубо и дал ей высокую оценку, наградив художника самой высокой французской наградой-орденом Почетного Легиона и премией Гран-при выставки. Художнику предлагали показать панораму в Берлине и Вене, но он отказался, желая выставить её в России. В частности, художник написал письмо великому князю Владимиру, президенту Петербургской Академии художеств, в котором он просит аудиенции с целью получить разрешение выставить в Санкт-Петербурге панораму «Штурм аула Ахульго» .

В 1896 г. панорама была представлена в Нижнем Новгороде на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Для удобства экспонирования панорамы по проекту архитектора В.В. Шене в Нижнем Новгороде было возведено специальное  здание.  Панорама эта представляет собой круглую башню, в сто метров в окружности ,с яйцевидным высоким куполом наполовину стеклянным, кругом идет легкая крытая галерея, над входом в здание – фронтон, увенчанный колоссальной группой, изображающей схватку русского солдата и кавказца( скульптор В.М.Пащенко) Войдя в дверь, зритель поднимается по широкой, очень удобной лестнице, ступеней двадцать, и сразу попадает на плоскую крышу сторожевой башни, с которой во все стороны развертывается бесконечная перспектива грандиозного пейзажа Кавказских гор. Экспозиция панорамы представляла собой завораживающее зрелище. По окружности, вдоль круглого зала лентой располагалась  панорама  , у подножия которой для усиления впечатления   был создан предметный план, искусно соединенный с изображением на картине: завалы камней, фрагменты архитектурных деталей, осколки, пули, разбросанная домашняя утварь, растительность. Здесь же были воспроизведены построенные почти в натуральную величину сакли, части моста через реку, завалы, укрепления были так виртуозно исполнены, что переход от макета к изображению на холсте был почти незаметным, тем самым, вызывая ощущения реального присутствия на месте сражения.

Вот как современник описывал непосредственный монтаж столь сложного и громоздкого полотна в газете «Русское слово» от  9 июня 1896 г. № 153,статья  «Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде»:

….   « Картина в 140 аршин длинной и 22 шириной намотана на круглый вал с массивными железными шипами на конце центральной оси всего цилиндра; вес такого цилиндра 400 пудов. Этот цилиндр поставлен у стены математически вертикально, чтобы начать его развертывать, два гидравлических домкрата, ручные лебедки и массивные цепи, спускающиеся сверху с помощью нескольких десятков человек, исполняют эту работу. Затем начинается медленное, осторожное развертывание. Для этой манипуляции во всю высоту стены выстроена пятиярусная башня, своей формой напоминающая  древние осадные башни; это здание установлено на платформе с колесами ,которые катятся по рельсовому  пути, кольцеобразно уложенному у подножия стены. На всех площадках, рабочие, регулирующие равномерное развертывание  гигантского полотна, на самом верху главный мастер, крепящий у железного кольца верхнюю кромку. Это разворачивание тянулось целых трое суток. Малейшая неосторожность, малейший недосмотр и промах грозили падением всей массы вниз, гибелью людей и многолетнего художественного творения».

М. В. Нестеров, посетивший выставку, писал о панораме: «...немец Рубо выставил свою интересную панораму «Покорение Кавказа» (местами до иллюзии), там, по моему, мастерство и ловкость идут рука об руку с талантом» ..     Панорама «Штурм аула Ахульго» демонстрировалась  в Нижнем Новгороде почти полгода и имела самые восторженные отзывы. Художник Н. Н. Каразин так же отмечал : "Сколько знания, таланта и вкуса... Собравшаяся на центральной площадке панорамы довольно многочисленная группа художников с восторгом смотрела на все эти чудеса искусства и с чувством уважения на их автора, скромного и тихого Рубо, как будто невольно смущенного и даже серьезно боящегося за успех своего детища".  Тогда же Совет Петербургской Академии Художеств присвоил ему почетное звание Академика.

Посетил панораму и Император Николай II, разъяснения по которой давал  непосредственно сам Рубо.  Присутствующий во время осмотра генерал-лейтенант Н.Ф.Дубровин высказал царю мысль о пользе приобретения панорамы для Кавказского военного округа. Самому Ф. Рубо также пришлось обратиться к царю с просьбой приобрести у него панораму. «Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, - писал он в прошении, - но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. руб., вследствие чего кредиторы художника угрожают ему продажею его произведений в Мюнхене с молотка».

В 1897 г. панорама была приобретена правительством и передана Кавказскому военному округу, на средства которого должно было быть сооружено здание в Тифлисе. Но здание построено не было. И панораму отправили на хранение в музей «Храм Славы». Свернутая на вал, там она пролежала на полу, без надлежащих условий   почти тринадцать лет. Зрители смогли увидеть ее только в 1909 г. в городе Севастополе, когда Ф.Рубо предложил военному министерству выставить ее в освободившемся здании панорамы «Оборона Севастополя», которая экспонировалась в это время в Петербурге на Марсовом поле. Но когда огромный холст панорамы «Штурм аула Ахульго» привезли из Тифлиса, оказалось, что он требует серьезной реставрации. Многие места надо было восстанавливать заново. Для реставрации панорамы профессор Ф.Рубо привлек группу своих учеников из батальной мастерской Высшего художественного училища: М.Б. Грекова, П.С. Добрынина, М.И. Авилова, В.К. Ахикяна, М.С. Безродного, Г.Н. Горелого и Б.К. Лучуна. Технической реставрацией руководил опытный мюнхенский художник Карл Фрош. Панорама была восстановлена и открыта. Она экспонировалась в Севастополе чуть больше года, затем перевезена в Петербург. В конце 1909 г., после демонстрации Севастопольской панорамы, панораму «Штурм аула Ахульго» выставили на Марсовом поле, в павильоне, построенном для панорамы «Оборона Севастополя» (до 1911 г.). Вероятно, в период экспонирования в Петербурге была сделана полная фотография панорамы, выполненная фотографом Г.Григорьевым в 1911г., и хранящаяся ныне в архивах Государственного Эрмитажа (фотография обнаружена исследователем панорамно - диорамного искусства В.П.Петропавловским в 1981 г.)

С начала первой империалистической войны (1914г.), холст панорамы «Ахульго» был снят и накатан на 13-метровый вал, диаметром 1 м 20 см и помещен в складское помещение Павловских казарм на Марсовом поле в Петербурге. Там панорама пролежала десять лет - до весны 1922 г., а затем ее перевезли на новое место хранения -  во двор Артиллерийского музея . За это время полотно  панорамы  изрядно пострадало от неправильного хранения. На полотне повсеместно были обнаружены налет грязи и пыли, края кусков неровные с большими прорезями и оборванными частями холста. Холст испещрен сквозными прорывами.  К счастью, нашлись силы и средства, нашлись заботливые руки научных сотрудников Артиллерийского музея, которые оказали «первую помощь» израненному полотну. Картину-панораму осмотрели, очистили от загрязнений, выровняли и накатали на 13 метровый вал, общий вес которой составлял 3410 кг. В таком виде панорама хранилась в Артиллерийском музее  до 1928 г. В это период, во время очередного наводнения в Петрограде (1924 г.) панорама пострадала, но оставалась еще цела.

В 1928 г. по ходатайству Наркома просвещения Дагестана Алибека Тахо-Годи панорама была передана в Дагестан. 18 февраля 1928 г. вал с картиной прибыл на двух железнодорожных платформах в г. Махачкалу и была передана в Дагестанский краеведческий музей. Директор Д.М.Павлов принял экспонат на ответственное хранение и разместил в складском помещении Дагестанского краеведческого музея.

Но найти подходящее помещение для экспозиции  Дмитрий Михайлович не успел. В  1931г. Павлов был арестован и покончил с собой в тюрьме НКВД Махачкалы. Какие ему были предъявлены обвинения, неизвестно. Где он был похоронен, его родные так и не узнали. Вероятно, запрет на  темы кавказской войны и имени Шамиля, заботы о сохранении и экспонировании панорамы сыграли свою трагическую роль. Коллеги Д. М. Павлова спрятали шедевр Франца Рубо от греха подальше. Свернутая на вал она пролежала в несоответствующем музейным требованиям помещении несколько лет. В 1930 г. по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником В. Христенко. Развернув панораму прямо во дворе музея и, увидев плохое состояние живописи, комиссия решила вырезать наиболее сохранившиеся фрагменты, а остальное, даже не сфотографировав и не сделав описание и запись о музейном экспонате, было приказано «сдать в утиль». И только три фрагмента общей площадью примерно 30 кв.м., грубо вырезанные из общего полотна, снова свернули и положили в то же хранилище. Остаток холста был списан и уничтожен.

«Штурм аула Ахульго» - первый опыт Ф.Рубо в панорамной живописи. Но опыт удачный.  Не случайно  современники  назовут ее «многолетним, талантливейшим и художественным творением».

Это была первая по-настоящему художественная панорама в России. Это этапное произведение, собравшее в себя накопившийся приобретенный опыт и обобщившее достижения художника в батальном, бытовом и пейзажном жанрах. Работа над панорамой определила дальнейший путь творческих поисков Франца Рубо.

 ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Впервые после «уничтожения»   панорамы о ней заговорил дагестанский скульптор Х. Аскар - Сарыджа (1900-1982), рассказавший в 1965 г. о ее трагической судьбе молодому директору только что открывшегося Дагестанского музея изобразительных искусств П.С.Гамзатовой  (1932-2000). Именно с ее именем связана история возвращения памятника Дагестану,  дагестанскому народу, возрождение к жизни первой русской панорамы.  Начиная с   момента получения информации, Гамзатова больше 10 лет  безуспешно пыталась получить возможность ознакомиться с  фрагментами панорамы, на что получала отказ тогдашнего директора краеведческого музея Давуда Кажлаева. «И каждый раз он  отвечал, что фрагментов в музее нет» - пишет Патимат Саидовна в своей статье к буклету «Франц Рубо. Панорама «Ахульго». «И лишь случай разрешил эту ситуацию. Прошло время, краеведческий музей переехал в новое здание на площади Ленина, а наш музей – в их старое здание. И когда в 1969 году проводились ремонтные работы в дворовых подсобных помещениях, сотрудники обнаружили под кучей хлама фрагменты панорамы. Это было настоящим чудом», -  вспоминает она.

Но это стало началом долгого и трудного пути к возрождению.  Буквально сразу же, 2 октября 1971 г.  по инициативе Патимат Саидовны, в присутствии старшего научного сотрудника Надежды Петровны Воронкиной,  главного хранителя  Надежды Кафлановны Идрисовой, художника - реставратора музея Николая Петровича Черемушкина, панорамиста, автора научных трудов в области панорамно-диорамного искусства В.П. Петропавловского (Севастополь) были осмотрены оставшиеся три фрагмента панорамы «Штурм аула Ахульго». На момент осмотра они  представляли  собой весьма удручающий вид - утраты составляли 40% на одном фрагменте и 20% на двух других. Об изображенном на холсте сюжете можно было только догадываться. Разрывы, трещины, изломы, бесконечные осыпи, а местами - полная утрата красочного слоя, все краски потемнели от осевшей на них пыли. К счастью, холст оказался достаточно прочным, и это обстоятельство давало надежды на  спасение уникальной живописи. Тогда же были составлены первоначальное художественное экспертное заключение и смета на их  реставрацию и  фотографирование. Начался сложный период согласования с руководством республики и центром и ожиданий по организации реставрации фрагментов. Первоначально инициатива не получила поддержки, МК России не дали своего согласия на этот проект. Еще 10 лет панорама пролежала в запасниках. Но помог случай.  Находясь с визитом в Дагестане, Заместитель Председателя Совета Министров РСФСР по вопросам культуры Кочемасов В.И., посетил музей и в личной беседе с директором узнал о проблемах с проектом реставрации. Он проявил неподдельный интерес и обещал помочь. И сдержал свое слово.  Вскоре министерство культуры ДАССР и ДМИИ заключили договор на реставрацию всех трех фрагментов со  студией «Росмонументискусство» (С.-Петербург), которая  осуществила всю работу за три года (1989 -  1991). Была произведена техническая реставрация двух, и художественная - одного фрагмента.

Так завершилась трагическая история первой русской панорамы. С 1991 и по  сегодняшний день фрагменты экспонируются в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств. Но ставить точку в этой истории было тогда рано.

В ходе поисков и реставрационного процесса у П.С. Гамзатовой возникла идея восстановить всю панораму, вернее создать панораму в виде копии – реконструкции по сохранившимся эскизам и фотографиям. «Я вышла на студию военных художников им. М. Грекова, специализирующуюся на батальной живописи, встретилась с главным художественным руководителем студии, Заслуженным художником России Николаем Николаевичем Соломиным. Идея написания панорамы его захватила, и он согласился сделать эскиз к работе. С 1992 г. Соломин с творческой группой неоднократно приезжал в Дагестан, посещал Ахульго. А с 1997г. в зале русской живописи экспонируется копия-эскиз панорамы Ф.А. Рубо «Штурм аула Ахульго», выполненный в масштабе один к десяти. Таким образом, первый этап воссоздания панорамы был пройден»,  -  вспоминает П.С.Гамзатова.

Панорама «Штурм аула Ахульго» на протяжении всей своей сложной жизни  волновала умы и сердца, внушала людям уважение к простым русским солдатам и дагестанским горцам, заставляя восхищаться их мужеством, самоотверженностью и  героизмом, знать и понимать историю и искусство.

 АХУЛЬГО В ИСКУССТВЕ

Не меркнет слава героев Кавказской войны, о чьих подвигах написаны сотни книг, картин, созданы спектакли и музыкальные произведения.

После 1839г. гора Ахульго получила всеобщую известность. Эпопею Ахульго описывали В. Потто, А. Гришинский, В. Никольский, личный секретарь Шамиля Мухаммед-Тахир ал-Карахи, советские историки С. К. Бушуев, А. В. Фадеев, Р. М. Магомедов, писатели П. Павленко, Х. М. Мугуев, народные поэты Дагестана Гамзат Цадаса и Расул Гамзатов. Побывал на этой горе художник Франц Рубо, создавший великолепную панораму «Штурм Ахульго». Картину «Вид с Каранайских высот на Ахульго и Гимры» писал И. К. Айвазовский. С Гимринского хребта смотрел на Ахульго и французский романист А. Дюма.

Ахульго стал символом времени, вдохновенной темой для многих общественных деятелей, ученых, художников, писателей и в наши дни. Так, в Дагестане выходит общественно-политический и культурно-исторический журнал «Ахульго» (издается с 1998г.), вышел в свет роман Шапи Казиева «Ахульго» (2008), на сценах дагестанских театров осуществляются постановки, демонстрируются документальные фильмы, готовится художественный фильм.

Я думаю, ни одно из произведений не может вызвать столь сильного и волнующего ощущения этого события, как панорама «Штурм аула Ахульго» Франца Рубо.   И в этом сила и бессмертие его искусства.

Огромную помощь в работе над проектом оказал Московский музей-панорама «Бородинская битва». На протяжении почти 2 –х лет  сотрудничества  мы получили практически исчерпывающую информацию о творчестве и жизни Ф. Рубо и особенно о его «кавказских» произведениях. Для разработки и создания проекта ММПББ предоставил музею материалы по Кавказу из Фонда письменных источников, библиографические сведения и контакты ( в частности архивы и рукописи Анина, Б. Эсадзе, издания и публикации музея). Особую благодарность мы выражаем за предоставления электронных копий  высокого разрешения картин и рисунков Ф. Рубо, которые позволили нам изготовить репродукции для экспозиции выставки. Особую признательность  благодарность хочется выразить Герасимовой Галине Ивановне - экс заведующему экспозиционно-выставочного отдела ММПББ.  

Джамиля Дагирова,

Автор и куратор проекта

заведующая отделом ДМИИ им. П.С. Гамзатовой.

Заслуженный работник культуры РД

Член СХ РФ

Член АИС

 


Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012 - Афиша Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012 Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012

Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012 Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012 Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012 Махачкала. Историко–художественный выставочный проект «Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Рубо». ДМИИ им. Гамзатовой. 2012


Краткое содержание экспозиции:

I. Произведения Ф. Рубо из фондов ДМИИ им.Гамзатовой и ДГОМ им.А. Тахо Годи:

Живопись:

Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 г. /1893.

Штурм аула Гимры 17 октября 1832 г. /1891.

Взятие Ахульго 22 августа 1839 г. /1888.

Взятие аула Дарго 6 июля 1845 г. 1/887.

Штурм крепости Салты 14 сентября 1847 г. /1886.

Переход Аргутинского через снежные горы Кавказа 1853 г./ 1892.

Кто кого? 1905

Панорама «Штурм аула Ахульго»/ 1889-1890/ 3 сохранившихся фрагмента.

Эскиз-копия панорамы «Штурм аула Ахульго», 1:10, х.м. 1997 (автор-исполнитель Соломин Н.Н. Москва)

Скульптура:

Клодт П.К.( 1805-1867)  Лошадь , бронза, литье, втор.пол XIX в.

Лансере Е.А. (1848-1886) «Джигитовка», бронза, литье, втор.пол XIX в.

Трубецкой П. (1866-1937) Портрет Л. Толстого, гипс тон. 1899.

Дзанагов В.Г. «Странник», бронза, литье, 1985

Гейбатов Г.Н.( 1932)  «Горец», бронза, литье,1980

Канайгаджиев Ш.(1977) «Шамиль», гипс,2003

II. Произведения Ф. Рубо из фондов Музея-Панорамы «Бородинское Битва» (Москва) репринтное воспроизведение - репродукции:

Город на Кавказе. 1884 г.

Всадник. Эскиз к картине «Взятие штурмом Ахульго 22 августа 1839 года». 1885 г.

Всадник. Этюд. 1886 г.

Схватка русских с горцами. Эскиз к панораме «Штурм аула Ахульго». 1889 (?) г.

Всадник. 1880-е гг.

Кабардинец. 1880-е гг.

Кубанец. Этюд 1880-е гг.

Переправа через горную реку. 1890-е гг.

Горцы на привале. 1900 г.

Кавказская разведка. 1901 г.

III. Информационные стенды, в развернутой форме рассказывающие о всех событиях, связанных с творчеством Ф. Рубо и панорамой «Штурм аула Ахульго»

«История страны в истории картины».

Хроника биографии панорамы «Штурм аула Ахульго».

О картинах кавказского цикла в фондах дагестанских музеев.

Биография Франца Рубо.

Об истории и коллекции Военно-исторического музея («Храм Славы»), г.Тифлис.

Описание общей композиции на панораме.

«Как это было..» краткое историческое описание событий осады и штурма Ахульго в 1839 г.

IV. Фото - стенды с фотографиями, рассказывающими о жизни и творчестве Ф. Рубо.

V. Панорама «Штурм аула Ахульго» -  фотолента(копия) с фотографии Г.Григорьева, выполненной в 1911 году ,во время экспонирования панорамы в С.-Петербурге.

Для подробного ознакомления с тематикой экспозиции музей организует лекции и специализированные экскурсии по предварительной договоренности. Лекции и экскурсии проводят  научные сотрудники музея.

Адрес музея:ДМИИ им. Гамзатовой, Махачкала, ул .Горького,8.

Конт.тел. 67-25-99


ХРОНИКА биографии панорамы «Штурм аула Ахульго»

1885 –1893 г.г. – создание Ф. А. Рубо серии работ (17) на тему Кавказской войны для  Военно-исторического музея «Храм славы» в г. Тифлисе.

1889-1890 -  создание первой русской панорамы «Штурм аула Ахульго» (общий размер полотна 120х12 м.)

1890, 20 мая – презентация панорамы в Мюнхене.

1891, 5 июля – демонстрация панорамы в Париже, на ежегодной Всемирной кустарной ярмарке.

1896, 26 мая  – открытие павильона с панорамой для всеобщего обозрения. Нижний Новгород, Всероссийская художественно-промышленная выставка.

1897 – Император Николай II приобрел по просьбе автора  панораму и передал Военно - историческому музею «Храм  славы» (Тифлис).

1898 – 1908 – панорама хранится в музее (Тифлис)

1909 – панорама временно экспонируется  в здании павильона панорамы Ф. Рубо «Севастопольская битва»,  Севастополь.

1909,  ноябрь – панорама перевезена в Санкт - Петербург и размещена в деревянном павильоне на Марсовом поле, где накануне экспонировалась панорама «Севастопольская битва» (вплоть до 1914 г.)

1914 – в связи с началом I мировой войны холст панорамы был накатан на вал и сложен на хранение в подвалы Павловских казарм, Санкт - Петербург (хранится там до 1922г.).

1922 - холст панорамы был осмотрен и частично реставрирован; далее переведен на хранение в Музей Артиллерии (хранится до 1928 г.) Петроград.

1924 – во время сильнейшего наводнения в Петрограде и затопления зданий, панорама сильно пострадала;  вновь была проведена частичная техническая реставрация-осмотр полотна панорамы.

1928 – по инициативе Дагестанского Наркомпроса и лично Наркома просвещения ДАССР Алибека Тахо-Годи панорама была передана на постоянное хранение Дагестанскому краеведческому музею, г. Махачкала

1928, 18 февраля – панорама на валу, на двух  платформах по железной дороге прибыл в Махачкалу и размещена в хранилище музея.

1930 – е гг.  – по ходатайству А. Тахо-Годи панорама была представлена на осмотр специальной комиссии во главе с художником М. Христенко. По ее решению были вырезаны наиболее сохранившиеся живописные части – фрагменты, а остальное было приказано «сдать в утиль». Три фрагмента законсервировали в хранилище музея, а остальная часть полотна панорамы уничтожена.

1964 – появляются первые известия о каких-то сохранившихся фрагментах панорамы (по сообщению дагестанского скульптора Х. Аскара - Сарыджи). Предпринимаются первые попытки их реабилитации.

1970 – в дворовых фондах краеведческого музея, под грудой  хлама обнаружены  три  фрагмента панорамы. По инициативе дирекции  музея искусств произведен первый осмотр и сделано предварительное заключение.

1971- три фрагмента были переданы ДМИИ. Тогда же была составлена заключение и смета на реставрацию фрагментов, проведена профессиональная фотосъемка  фрагментов.

1981 – в архивах Государственного Эрмитажа обнаружена полная фотография с панорамы, выполненная в Нижнем Новгороде фотографом Г. Григорьевым в 1911г.

1989-1991  -  осуществление художественной реставрации одного и техническая реставрация  – двух остальных фрагментов панорамы в  «Росмонументискусство», Санкт- Петербург.

С 1991 года три фрагмента панорамы выставлены в постоянной экспозиции музея.

1993 – ДМИИ подписан контракт со Студией Военных художников им. Грекова на написание эскиза – копии панорамы в цвете в масштабе 1 : 10.

1997,  28 мая – прием выполненной эскиз-копии в студии  им. Грекова,  Москва

1997,  20 октября – торжественная презентация эскиза – копии  панорамы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго»  в залах  Дагестанского музея изобразительных искусств в дни празднования 200 летия со дня рождения имама Шамиля.


 

Что было изображено на панораме….

Вот как описывали композицию панорамы современники, ступившие на смотровую площадку, установленную в центре зала (в экспозиции Н.Новгорода).

Панорама воспроизводила действительное событие - взятие резиденции имама Шамиля -  аула Ахульго 22 августа/3 сентября/1839 г. Тринадцать тысяч русских солдат с 30 орудиями под командованием генерал-лейтенанта Граббе окружили кольцом 5 тысяч горцев. Аул Ахульго – неприступная твердыня отстаивавших свою свободу горцев, возглавляемых Шамилем, – защищался, как свидетельствует о том рассказы участников штурма, 80 дней.

Перед зрителем раскрывалось необычайное зрелище. 11 часов утра 22 августа 1839 г. аул Ахульго самой природой был превращен в неприступную крепость. Величественные дагестанские горы, покрытые на вершинах вечными снегами, огромные нависающие над пропастью ледники, изображены художником на дальних планах панорамы. Выше-голубое небо с редкими, плывущими вдаль облаками. Каменные строения разместились на высоком скалистом плато, с трех сторон круто обрывающихся к реке Аварское Койсу, которая петлёй огибает горы. Река Ашильта на дне глубокого ущелья делит аул на две части: Старое и Новое Ахульго. Их соединяет шаткий деревянный мост. Влево от зрителя вход в ущелье прикрывает укрепленная Сурхаева башня, к ней стремится русская полевая артиллерия, занимая позиции у обрыва, где первые орудия уже открыли огонь. У башни внизу – перевязочный пункт. Справа от башни на возвышении командующий корпусом генерал-лейтенант Граббе со свитой, сзади их прикрывает казачья сотня. Зритель как бы находится среди домов Старого Ахульго, который частью подожжен и оставлен воинами. Оставшиеся женщины столпились на плоских крышах. Кульминационным звеном панорамы «Штурм Ахульго», к которому Рубо всеми композиционными средствами подводит зрителя, постепенно наращивая напряжение, является рукопашная схватка оставшихся в Новом Ахульго горцев. Прямо, напротив зрителя, – деревянный мост в Новое Ахульго. Возле него решается судьба сражения. Не успевшие отойти в Старое Ахульго горцы поджигают мост, отрезая себе путь к отступлению. Вокруг кипит жестокий бой. Солдаты Кабардинского и Апшеронского полков бросились на горцев в штыки. Каждая сакля из всех своих укрытий посылает пули в  штурмующих солдат. Ценой огромных потерь, овладев подожженным мостом, Граббе двинул основные силы русской пехоты, поддержанные огнем десяти орудий на центр горского боевого порядка, оставшегося  в Новом Ахульго-развернулся кровопролитный рукопашный бой. Части Апшеронского полка идут небольшими группами по мосту, ведя на ходу ружейный огонь. Их встречают контратакой горцы с холодным оружием в руках. Полуобнаженные женщины швыряют камни в атакующих из ущелья солдат. В Старом Ахульго женщины с детьми и домашним скарбом пытаются уйти из аула. Наиболее воинственные горцы останавливают обратившихся было в бегство воинов и принуждают вернуться в бой. Кругом разбросана домашняя утварь, груженные добром арбы и тюки перемешались грудами мертвых тел. Невдалеке стоит одинокая группа всадников – это Шамиль с ближайшими мюридами. Ахульго обречено, Шамиль внешне спокоен, хотя и расстроен безуспешностью всех своих попыток спасти Ахульго. У последних домов Старого Ахульго стоят запряженные и нагруженные арбы, готовые к бегству по тайным горным тропам. На каждом перекрестке, возле каждой отдельной сакли вспыхивают  кровавые схватки. Рубо не останавливает внимание на известных персонажах. Граббе и Шамиль изображены в глубине полотна, вдали от основных композиционных узлов. Сражение за аул Ахульго развернуто художником не только во всю ширину, но и во всю глубину полотна, причем основная нагрузка ложится на средний план. Именно здесь сталкиваются основные массы сражающихся,  развертывается главное событие рукопашных схваток.

В панораме «Ахульго» виртуозно передано ощущение солнечного августовского дня, когда контуры предметов погружены в атмосферу; орудия, повозки, лошади. Люди в черкесках, по мере удаления в глубину, теряют свою линейную четкость, смягчаются. Впечатления живого бушующего людского потока в смертельной схватке за аул Ахульго художник добился благодаря великолепному рисунку и точно найденным тональным отношениям. Динамика боя усиливается яркими солнечными бликами, играющими на фуражках, панталонах, перевязях, на штыках и саблях солдат и горцев.

В панораме «Ахульго» Франц Рубо ищет и находит новые выразительные  средства, помогающие ему проникнуть в истинный смысл происходящих событий, вскрыть их противоречия. Художник, блестяще владеющий композиционным мастерством, в панораме постигает высокое искусство реалистической батальной живописи. Его живопись гуманна  и вне политики. Художник не  воспевает и не осуждает воюющие стороны, он рассказывает о далеких днях нашей истории предельно честно и понятно каждому зрителю.

Фрагменты.

Три фрагмента, сохранившиеся до наших дней, доносят лишь обрывки «фраз» того грандиозного и трагического события. С трудом мы можем отыскать и соотнести наши фрагменты на общей фотографии панорамы «Штурм аула Ахульго», и увидеть в них яростные схватки на улицах Нового Ахульго и окрестных местах. На большом фрагменте мы видим фрагменты рукопашного боя солдат Кюринского и Апшеронского полков и горцев - всадников, которые сошлись врукопашную в отчаянной схватке. В центре большого фрагмента наверху просматривается фигура женщины  с детской люлькой, стоящей у арбы.  В обеих руках у неё кинжал и сабля, а рядом стоящая горянка, с распущенными волосами, в оборванной одежде  швыряет камни в атакующих солдат. Художнику удалось передать высокий драматизм этой минуты, в которой как бы воплотился смсл всего сражения. Два остальных фрагмента изображают схватку конных горцев и  солдат в конце Нового Ахульго.