Выставка живописи Марека Житняна «Структуры»
- Организаторы выставки: Государственный художественный музей Ханты-Мансийского автономного округа, Словацкий институт, журнал Российской академии художеств «ACADEMIA»
- Куратор: редактор журнала «ACADEMIA» Алла Надеждина
Поверхность живописных работ Мароша Житняна «высечена» кистью из потерявших свою текучесть красок. Сопротивление материала по природе своей податливого – передает неуступчивость структур, о которых говорят названия его абстракций: «Письма с фронта», «Покой души», «Неясное послание от моей бабушки», «Замерзшее лето», «Кто? Откуда? Куда?», «Запыленные временем», «Энергия предков», «Отпечатки цивилизаций» и т.д. Художник работает со структурами родовой и личной памяти, перенося на холст ее иератические знаки и символы.
На выставке «Структуры» в Государственном художественном музее Ханты-Мансийского автономного округа представлены работы, созданные в 2009-2010 годах.
Марек Житнян (1953) окончил братиславскую Школу Изящных Искусств (мастерская профессора Ладислава Снопека и доцента Войтеха Каутмана). С1999 года несколько лет подряд возглавлял старейшее сообщество художников «Словацкая художественная беседа» (основано в 1921 году). Член Союза свободных художников и комитета Фестиваля искусств в городе Снина. В 2009 году получил премию Тибора Бартфая «За самую лучшую скульптуру 2009 года». Работы скульптора украшают города Словакии, Чехии и Голландии.
Монументальные портреты святых и общественных деятелей (св. Урбан, св. Кирилл и Мефодий, св. Губерт, граф Грассалкович и др.), правенеры на деревьях-столбах, резная, полихромная, декорированная полудрагоценными камнями и металлом пластика: скульптора Житняна несет в себе отголоски словенского фольклора, продолжает традиции средневековой деревянной скульптуры, преломившиеся в восприятии художников европейского модерна.
Для народной культуры характерна орнаментальность мышления, индивидуальное - элемент бесконечного плетения орнамента. Эта «узорчатость» родовой структуры подтекст всех работ Житняна. В живописи (художник стал заниматься ею с конца 2000 гг.) «узорчатость» переведенная на плоскость проявляет себя в самой фактуре, шероховатой, иногда с включениями. Каждая картина плод долгих раздумий и медитаций архитипичность и археологичность которых отсылает и к солярной символике народного творчества и к сложной системе иератических знаков архаических культур, и, одновременно к структурному анализу, как личному способу художника постижения мира и его смыслов.
Художник не выплескивает чувства на холст, но создает космос, каждая деталь которого выверена в процессе творческого созерциния.
На экспозиция выставки «Структуры» будут представлены 15 живописных работ Житнана.
Выставка откроется 19 декабря, в Доме-музее В.А. Игошева (г. Ханты-Мансийск, ул. Лопарева, 7), в 15:00