1883-1973
рисунок, акварель, гравюра
(25 октября– 11 декабря 2011)
Митрохин вырос в Ейске, в городе, основанном в 1848 году на территории, отвоеванной Россией у турок. Его дед – городской глава, организовал первую типографию в городе. Мальчика окружала атмосфера книг и наблюдений, прогулок и неспешных бесед, - отдаленный от громыхающих столиц уголок бережно вынашивал в себе будущего большого художника русской графики. Может, не зря вынашивал, - кто бы еще стал «так искренно, так нежно» воспевать край своего детства – ейские бережки и лодки. Кто бы еще мог так по-южному всласть писать фрукты и орехи, цветы и огороды.
Ейские пенаты были для Митрохина отправной точкой, он вдохновлялся, воспоминая свое заповедное детство, воспевая его в своих изумительных гравюрах, но позднее и другие города по степени воспетости не уступали друг другу: Петроград-Ленинград и московские окраинные улицы Скаковая и Беговая.
В Москве художник делал великое дело: кто бы еще в стране узнал об этих улицах с лошадиной топонимикой, о снующих взад-вперед грузовиках и зеваках, о начале строительства московских хрущевок. Столица строилась на глазах у художника, следящего за этим каждый день из окна своего скромного жилища.
Другими пунктами, обласканными Митрохиным в своих гравюрах, стали берега Карповки и Острова ленинградских зеленых массивов, после 1934-го года названными «Кировскими». Время диктовало иное: новые корпуса строек, парады на площадях и проспектах, повсюду одно и то же: «новый человек», «классовая борьба», «смычка города и деревни». Митрохинские прогулки давали возможность «почувствовать разницу»: ведь запах трав Елагина острова, пыли мостовых на Петроградской, ловля карасей на Карповке, - не менее притягательные ощущения в большом городе. Правда, идиллические картины, предлагаемые Митрохиным, к тому же окрашенные тонами «субъективного идеализма», - вещи небезобидные, отвлекающие от радости созидания. Но, поскольку художник отзывался и на вполне небанальные темы: «день авиации», например, или «спортивный кросс», - то автора было трудно заподозрить в «контрреволюционных» настроениях.
Вот так – на «три дома», своим творчеством – Митрохину удалось примирить «три источника и три составные части» русского исторического, экономического и социально-культурного слоенного пирога: обе столицы и провинцию.
На выставке представлены работы из коллекции Юрия Русакова – ленинградского исследователя, автора самой полной научной монографии о творчестве мастера, вышедшей в 1966 г. и до сего дня не потерявшей актуальности. В собрании – сотни станковых произведений, выполненных в разных техниках. В нашей экспозиции это собрание дополняется рядом произведений художника из московских коллекций членов Клуба коллекционеров.
В оформлении выставки использована музыка современных японских композиторов: Yoshida и Toru Takemitsu