Возвращение шедевра
В октябре 2008 года в собрание Таганрогского художественного музея была возвращена работа Н.П. Богданова-Бельского (1868-1945) «Последняя воля» (1893), утраченная во время Великой Отечественной войны. Торжественная церемония передачи картины в фонды музея совпала с рабочим визитом министра культуры Российской Федерации А.А. Авдеева и прошла при непосредственном его участии.
Полотно известного художника-передвижника поступило в художественный отдел Городского музея из Государственного Музейного фонда в 1920 году, но в период оккупации Таганрога 1941-43 гг. художественный отдел понес значительные утраты, в том числе была вывезена и работа Н.П. Богданова-Бельского «Последняя воля». Со времени потери полотна прошло более полувека. Немногим утраченным в период ВОВ ценностям суждено вернуться назад, до сих пор судьба многих из них остается не известной. Вновь обретенная художественным музеем картина «Последняя воля» стала редчайшим исключением из общего горького правила.
История возвращения полотна домой оказалась многосложной и затруднительной, ведь начиналась она с лондонского аукциона Christie’s. 21 ноября 2001 года на зарубежных торгах работу выкупил частный коллекционер. Тогда же Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) совместно с Роскультурой было установлено, что проданная картина Н.П. Богданова-Бельского «Последняя воля» и есть тот самый шедевр, вывезенный немецкими оккупантами в 1943 году из Таганрогского музея. В результате переговоров, проведенных Россвязьохранкультурой с новым владельцем, удалось достигнуть договоренности о возврате картины в Россию при условии разумной компенсации понесенных им расходов по приобретению и реставрации полотна. Благодаря усилиям многих людей и в особенности помощи Трубной Металлургической компании, «Последняя воля» Н.П. Богданова-Бельского вернулась на родину, вскоре оказавшись на завещанном ей самой историей месте – в Таганрогском художественном музее.
Интересно, что в первый раз она поступила в коллекцию городского музея еще при жизни автора, в период его успешной творческой деятельности в России и за рубежом. Сегодня произведения Н.П. Богданова-Бельского – гордость собраний крупнейших музеев России – Третьяковской галереи, Русского музея, а с недавних пор и Таганрогского художественного музея. Богданов-Бельский вошел в историю отечественного искусства, прежде всего, как мастер жанровой картины. Его живые сценки из повседневной жизни крестьян с обязательным присутствием детей были широко популярны в начале XX века. «Последняя воля» – представляет решение художником одной из самых тяжелых жизненных тем: потери близкого человека, часто затрагиваемой в искусстве в связи с проявлением самых искренних и настоящих чувств. Вокруг постели больного собралась вся семья… каждому его слову чутко внимают взрослые и дети. С большим вниманием выписана бедная обстановка жилища. Тонкое по психологии полотно представляет полную тягот и лишений жизнь крестьян, глубоко прочувствованную самим художником. Это обстоятельство и сам сюжет не могут не затронуть эмоции каждого зрителя. Работа «Последняя воля» заняла достойное место в постоянной экспозиции музея, восполнив некогда утраченное имя замечательного русского художника-передвижника Н.П. Богданова-Бельского.
Екатерина Савина,
научный сотрудник Таганрогского художественного музея.
Дарственное приношение музею
История поступления в музей каждого нового экспоната по-своему захватывающа, а если она касается имен, давно вписанных в славную культурную летопись города, то и интригует всех вдвойне.
Таганрог издавна был связан с греческими, итальянскими фамилиями, способными и сегодня преподносить нам удивительные сюрпризы. Алфераки, Скараманга, Депальдо, Гарибальди, Молла… сквозь перипетии жизни, волею судеб откликаются их имена в нынешнем дне. Какими путями пришла в Таганрогский художественный музей картина современного живописца Михаила Кулакова «Прометей – симфония Скрябина» (1999 год)? Она была подарена музею самим автором, одним из основоположников новой русской абстракции, после завершения успешной выставки, состоявшейся в сентябре-октябре 2008 года в Государственной Третьяковской галерее. Полотна М. Кулакова находятся в собраниях ведущих художественных музеях мира: Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Третьяковской галерее, Музее современного искусства г. Москвы, зарубежных коллекциях современного искусства Рима, Нью-Джерси, Монреаля и др. Таганрогский художественный музей как лучшая коллекция Юга России, сегодня также располагает замечательной работой выдающегося мастера современности.
Рассмотрим полотно М. Кулакова внимательнее и вчитаемся в надпись на обороте холста: «Памяти Валериана Гаэтановича Молла». Для Таганрога это имя талантливого дирижера, композитора, педагога означает целую эпоху, связанную с развитием музыкальной культуры города в начале XX века. Оказывается, что фамилию Молла носит сегодня и жена художника М. Кулакова – Марианна Молла, являющаяся близкой родственницей прославленного музыканта. Таким образом, если вспомнить название полотна, в картине можно обнаружить соседство сразу трех имен: композитора А.Н. Скрябина, дирижера В.Г. Молла и художника М.А. Кулакова. Что заставило автора объединить этих деятелей в одном полотне? А.Н. Скрябин был ярким новатором в области средств музыкальной выразительности. Бунтарский дух времени, предчувствие революционных перемен, характерные для музыки композитора, конечно несколько иначе, но не менее остро звучат в нынешнем дне авангарда. Идеи экстаза, дерзновенного, устремленного к неведомым космическим сферам прорыва, идеи преобразующей силы искусства, высказанные музыкальным языком Скрябина, видимо в какой-то момент оказались созвучны мировосприятию М. Кулакова, а «Прометей» («Поэма огня», 1910) – этапное сочинение композитора было вынесено им в заглавие картины. В ней, как и в самой симфонии соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, героическое толкование, особая «полётность» и утонченная одухотворенная лирика. Впервые в истории музыки, в «Поэму огня» Скрябиным была включена партия света, а в самом живописном полотне «Прометей – симфония Скрябина», скорее всего, оказались выражены и его особые способности видения цвета. Согласно мысли композитора, каждой тональности соответствовал определенный, характеризующий только ее цвет (до-мажору равен красный, яркий желтый отличает ре-мажор, фиолетовый ассоциируется с ре-бемоль мажором и т.д.). На картине мы угадываем изображение слившихся в прихотливом музыкальном ритме всполохов насыщенных фиолетово-красных, оранжево-серых цветов, словно бы ставших выражением некоего состояния. Например, артистического экстаза, приостановленного в этом вьющемся биении разнообразия красок. Бесспорно, работа имеет множество смыслов: посвящение таланту Гаэтано Молла или собственная трактовка стихийной творческой индивидуальности, в общем присущей всем создателям культурных ценностей? Так или иначе, картина М. Кулакова «Прометей – симфония Скрябина» (1999) еще один замечательный дар Таганрогскому художественному музею, удивительным образом связывающий произведение современного искусства с историей самого города.
Екатерина Савина,
научный сотрудник Таганрогского художественного музея.