5 февраля - 22 марта (Сургут) «Искусство дворцов и храмов - драгоценная красота.
Буддийское религиозное и китайское традиционное искусство из частных коллекций».
С 5 февраля по 22 марта 2009 года в галерее современного искусства «Стерх» (Сургут) при участии галереи антиквариата «Маленькая Япония» (Москва) состоится выставка
«Искусство дворцов и храмов. Буддийское религиозное и китайское традиционное искусство из частных коллекций» куратора Юлии Ларионовой.
На ней будут представлены уникальные экспонаты из частных коллекций: буддийская религиозная живопись танка, редчайшие исторические фотографии, драгоценные резные изделия из нефрита, традиционная китайская живопись в стиле «Цветы и птицы», «Зальные свитки».
Буддийское искусство представлено всем пантеоном: Будда Шакьямуни и его ученики, радостные и мирные божества Аволокитешвара, Ситапатра, бодхисаттвы и дхьяни-будды Зеленая Тара, будда Амитабха, гневные защитники Дхармы Лхамо и Махакала, архаические божества Чомсрин, Саган Убэгэн (Белый Старец), божество богатства Намсарай. Также будут показаны ксилографии и патры–прориси для написания танок, редкая астрологическая ксилография (учебник-справочник по медицине и астрологии) и фотографии исторических деятелей Далай-Ламы XIII Тубтен Гьяцо, прижизненные фотографии Д-Д. Итыгелова, чье нетленное тело хранится в Иволгинском дацане, Агвана Доржиева, построившего Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй».
Китайская культурная традиция в течение нескольких тысячелетий отбирала самые яркие приемы свидетельствования реальности. Один из таких способов: китайская живопись, соединившая качества предельного реализма и максимальной символичности и абстрактности изображаемого. Живописный свиток китайского художника одновременно рассказывает о мире и сотворяет его в глазах зрителя в единстве живописи, каллиграфии и поэзии. Китайская традиционная классическая живопись расскажет об утонченном и изысканном видении повседневного мира в изменчивой красоте природы.
Отдельно будут представлены искусство китайской каллиграфии - «живописи сердца» в стилях кайшу (классический), цао (травяной), лишу (деловой), син (бегущий). Каллиграфия – высшее искусство живописца, знак-метка художника, соединяющее в себе композиционные приемы живописи, умение владеть кистью и концентрацию на передаче смысла слова.
Искусство китайских камнерезов воплощено в изделиях из нефрита - предметах, несущих пожелания счастья и благополучия, радости и богатства.
История китайских резных нефритовых предметов уходит на несколько тысячелетий вглубь до времен неолита, когда нефрит использовался только в качестве материала для религиозных ритуалов Неба и Земли, взаимодействия со сторонами света и управления сезонами, процветания государства, выращивания обильного урожая, счастливой жизни народа. Специальные нефритовые предметы использовались как «Драгоценности кабинета ученого» при императорском дворе в Золотой век – китайское средневековье. Во время правления последней императрицы Цыси в Китае в конце XIX начале ХХ вв. специальные нефритовые предметы и украшения начали использоваться для сохранения молодости и красоты.
Эти произведения демонстрируются впервые и обладают высокой художественной ценностью и культурным значением. Выставка рассказывает о высших проявлениях человеческого духа в художественных формах искусства: любви, вере, доброте, нежности, воли.