Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления


"А.П. БОГОЛЮБОВ И ЕГО ВРЕМЯ"

27 марта 2009 года по адресу Радищева, 39, в рамках празднования 185-летия со дня рождения основателя Радищевского музея Алексея Петровича Боголюбова состоится открытие новой экспозиции из цикла «Графический альбом Радищевского музея», размещённой в двух музейных залах. В ней представлен один из лучших разделов музейного собрания – акварели и рисунки второй половины XIX века, поступившие от основателя музея А.П. Боголюбова, его собственные рисунки и акварели, а так же графические экспонаты, которые можно назвать семейными боголюбовскими реликвиями.

Новая экспозиция из цикла "Графический альбом Радищевского музея", размещённая в двух музейных залах, посвящена 185-летию со дня рождения основателя музея. В ней представлен один из лучших разделов музейного собрания – акварели и рисунки второй половины XIX века, поступившие от основателя музея А.П. Боголюбова, его собственные рисунки и акварели, а так же графические экспонаты, которые можно назвать семейными боголюбовскими реликвиями.

Заданный ракурс – "А.П. Боголюбов и его время" - подразумевает не только исключительное место основателя Радищевского музея в его истории и в формировании его богатейших коллекций, но и весьма заметную роль Боголюбова – художника, общественного деятеля, наставника молодых живописцев в культурной жизни России второй половины XIX столетия.

Графика, поступившая от основателя музея, насчитывает более 1000 предметов. Это - почти половина всего боголюбовского собрания, включающего живопись, скульптуру, керамику, шпалеры и многое другое. Из числа графики более 600 листов составляют собственные боголюбовские рисунки и акварели.

В состав экспозиции включены около 30 работ, дающих представление об эволюции и особенностях боголюбовской рисовальной манеры, владении различными техниками рисунка, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрным акварелям. Созданные в России и во многих европейских странах - Франции, Голландии, Италии - они образуют своего рода огромный альбом, фиксирующий увлекательные путешествия художника. Особую страницу его творчества в рисунке, как и в живописи, составляют вдохновлённые первой профессией морские пейзажи (марины) и морские баталии ("Первое морское сражение. (Наум Сенявин)", "Мачинский рукав. Батарейный взрыв монитора", "Труба монитора в Браиловских камышах"). Несколько листов создано во время поездок по России ("Баку", "Алушта", "Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде"). По отзывам Боголюбова русские пейзажи не уступали по своей красоте прославленным видам европейских мест, где художник бывал многократно ("Венеция", виды Бретани и нормандского побережья – "Вход рыбака в Трепор", "Порт Сен-Мало", "Сен-Валери", "Вход в Порник", "Мельница в Веле").

Рядом с боголюбовской графикой - семейные реликвии, свидетельства дорогих и памятных страниц его жизни. Это акварельный вид родового "гнезда" Радищевых Верхнего Аблязова кисти А.И. Страхова. Как писал Боголюбов, местоположение усадьбы неподалеку от губернского города Саратова определило его решение "связать навеки Радищевское имя со своим, устроив здесь музей и школу рисования".

Галерею семейных живописных портретов, хранящихся в Радищевском музее, дополняет портрет отца А.П. Боголюбова Петра Гавриловича (17??-1830) работы его полкового приятеля С.Г. Чирикова. С трогательным карандашный рисунком безвременно скончавшейся жены Надежды Павловны Нечаевой-Боголюбовой, выполненным в год их венчания, художник не расставался до конца жизни. Существенно, что эти реликвии представляют не только мемориальный интерес, но и обладают очевидными художественными качествами. Об особой сфере боголюбовского общения напоминают рисунки великого князя наследника цесаревича Александра Александровича (впоследствии русского императора Александра III, высочайшего покровителя Радищевского музея) и его супруги датской принцессы Марии-Софьи-Фредерики-Дагмар (Марии Фёдоровны), авторство которых придает им статус уникальных исторических экспонатов. Боголюбов был наставником будущей русской императрицы в искусстве, отмечая ее усердие в рисовании акварелью, аккуратность и чистоту манеры, а также отменный вкус к краскам.

Рисунок Н.Д. Дмитриева-Оренбургского "Встреча Нового 1875 года русскими художниками у А.П. Боголюбова в Париже" зафиксировал один из праздничных вечеров в доме Боголюбова, связанных с традицией встречи Нового года по русскому календарю.

Облик самого Боголюбова - молодого энергичного целеустремлённого моряка-художника в пору успешного окончания Петербургской Академии художеств запечатлен в графическом портрете работы А.И. Шарлеманя.

В следующем зале экспозиции "А.П. Боголюбов и его время" размещена оригинальная графика русских и европейских авторов из его коллекции.

Алексей Петрович Боголюбов – выпускник Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, учредитель и председатель Общества русских художников в Париже, член Товарищества передвижных художественных выставок, главный живописец Военно-морского штаба, первый Почётный гражданин Саратова, талантливый мемуарист!..

Дружеские узы связывали его со многими художниками академического круга и убеждёнными передвижниками, членами русской императорской фамилии и двора, многими европейскими деятелями искусств. Широчайший круг общения Боголюбова оказался благоприятным фоном для многолетнего коллекционирования.

В состав боголюбовского собрания графики входят примерно 400 акварелей, рисунков и гравюр русских и зарубежных авторов. Оригинальная графика русских художников - одна из её самых интересных и цельных частей. В ней заметно преобладают работы его современников, в первую очередь тех, с кем его связывало личное знакомство, нередко и многолетняя дружба. Многие листы сопровождены авторскими посвящениями, запечатлевшими уважительный или тёплый характер отношений.

Именно разнообразием боголюбовских контактов, простиравшихся от придворных до самых демократичных кругов, охватывавших не только русское, но и европейское, в первую очередь, французское общество, следует объяснить несколько разнородный характер собранного им художественного материала. Тем не менее, большинство листов из его собрания обладает по-настоящему высоким качеством и отражает многие явления, характерные для искусства того времени. К безусловным достоинствам этой коллекции следует отнести широту жанрового диапазона, включающего пейзаж во многих его разновидностях, портрет, исторический и бытовой жанр.

Произведения "столпов" Академии художеств Ф.А. Бруни ("Христос и грешница"), профессора ещё во времена учёбы Боголюбова, В.П. Верещагина ("Фолиньо близ Рима"), К.Ф. Гуна ("Анна Пророчица"), соседствуют с работами художников демократического лагеря - Ф.А. Васильева ("Крым. Ялта"), Н.Д. Дмитриева-Оренбургского ("Чай помещика в роще") и других, произведения профессионалов - с работами художников-любителей, таких как В.В. Шереметев ("Фиакр ночью") или Р.Ф. Роман ("Цветы"), графика однокурсника по Академии художеств, многолетнего друга и щедрого дарителя Радищевского музея Ф.А. Бронникова («Вид города Нюрнберга») – с акварелями одного из боголюбовских учеников А.К. Беггрова ("На палубе фрегата "Светлана"", "Рынок в Венеции на мосту Риальто").

Акварель - самая изысканная рисовальная техника, сочетающая в себе графическое и живописное начала, занимает в экспозиции большое место. Спустя десятилетие после образования эпохального Товарищества передвижников возникло Общество русских акварелистов, призванное популяризировать эту технику. В деятельности объединения принимало участие около ста мастеров, в том числе и А.П. Боголюбов. Из его коллекции происходят многие работы виртуозов-акварелистов - Ф.А. Васильева, А.К. Беггрова, М.Я. Виллие, К.К. Кольмана, А.К. Лавеццари, Э.К. Липгарта, К.Е. и Н.Е. Маковских, И.П.. Прянишникова, Н.Е. Сверчкова, А.А. Харламова.

Благодаря Боголюбову музей обладает группой редких рисунков европейских мастеров XIX века. За исключением работ дюссельдорфца О. Ахенбаха ("Жатва", "Пейзаж") и акварелей польского мастера П. Шиндлера ("Дама в розовом"), все остальные принадлежат художникам французской школы.

Наиболее значимы имена К. Коро ("Дождь"), Э. Изабе ("Марина"), Т. Гюдена ("Конвой Его Величества", с дарственной надписью Боголюбову), Ж.-Л. Жерома ("Невольница", подготовительный набросок к картине "Продажа невольницы", по словам самого Боголюбова "прекрасный рисунок с натуры", сопровожденный дарственной надписью автора), баталиста А. Невиля ("Кирасир", с дарственной надписью Боголюбову), Э. Лепуатвена ("Рыбак за починкой сети"). Большинство из них следует отнести к числу коллекционных шедевров.

Графическая экспозиция "А.П. Боголюбов и его время" знакомит с произведениями, которые успешно экспонировались в Московской школе акварели Сергея Андрияки (октябрь 2008-январь 2009) "Царской семьи учитель. Коллекция моряка-художника академика А.П. Боголюбова". В течение текущего года предполагается продолжить знакомство саратовских зрителей с материалами этого цикла.

 

Заведующая сектором графики Радищевского музея, искусствовед, М.И. Боровская

Источник информации: Сайт "Новости Радищевского музея"

 


  • А.П. Боголюбов и его время
  • А.П. Боголюбов и его время
  • А.П. Боголюбов и его время
  • А.П. Боголюбов и его время
  • А.П. Боголюбов и его время
  • А.П. Боголюбов и его время