Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Выставка «Городские мотивы в графике А.Г. Заковряшина». С 24 марта 2009г.


24 марта в 17.00 в Новосибирском художественном музее (Красный проспект, 5)
открылась выставка

«Городские мотивы в графике А.Г. Заковряшина» (1899 – 1945).

Выставка знакомит посетителей музея с наследием одного из самых талантливых и неординарных сибирских художников первой трети ХХ столетия. Александр Георгиевич Заковряшин был наделен ярким и неисчерпаемым творческим воображением, побуждавшим его к непрестанному художественному поиску. Не получив профессионального образования, он с искренним интересом обращался к разнообразным темам и жанрам в искусстве, увлеченно и смело испытывал собственные возможности во многих графических техниках. Работая в Минусинске, Новосибирске и Томске, Заковряшин деятельно участвовал в художественной жизни этих городов, сотрудничал в газетах и журналах, создавал многочисленные серии рисунков и линогравюр.

Под названием «Городские мотивы» выставка объединяет разностильные произведения художника 1920-х – 1930-х годов, дающие представление об удивительном многообразии сюжетов и выразительных средств, столь характерном для его творчества.

Городские пейзажи, в которых использованы приемы конструктивизма и кубизма, отличаются динамичностью композиций и необычностью ракурсов. Изображения уличных ремесленников и торговцев восходят к силуэтным вырезкам из черной бумаги, популярным в народной городской среде в 1920-е годы. Гротескные образы нэпманов полны острой, живой иронии и свободной непринужденности рисунка. Все эти несхожие между собой листы позволяют увидеть в Заковряшине замечательного мастера, обладавшего оригинальной, постоянно развивающейся творческой индивидуальностью и воплотившего в своих работах узнаваемые черты эпохи.

Произведения А.Г. Заковряшина, показанные на выставке, хранятся в фондах Новосибирского государственного художественного музея.


Выставка «Городские мотивы в графике А.Г. Заковряшина» посвящена 110-летию со дня рождения одного из самых талантливых и неординарных сибирских художников первой трети ХХ столетия. Замечательный мастер станковой и журнальной графики, наделенный ярким и неисчерпаемым творческим воображением, Заковряшин непрестанно стремился к стилистическому и техническому поиску. Не получив профессионального образования, он с искренним интересом обращался к разнообразным темам и жанрам в искусстве, увлеченно и смело испытывал собственные возможности во многих графических техниках. А.Г. Заковряшин деятельно участвовал в региональной художественной жизни 1920-х – 1930-х годов, в значительной мере определяя тенденции развития сибирского графического искусства этих лет.

Творческий путь Александра Георгиевича Заковряшина (1899 – 1945) начался в середине 1920-х годов в Минусинске. Случайное знакомство с бывшим политическим ссыльным, художником-любителем А.П. Моисеенко, переросшее в глубокую, многолетнюю дружбу, помогло молодому человеку понять свое призвание и побудило его посвятить свою жизнь изобразительному искусству. Уже на этом раннем этапе самостоятельного постижения художественного ремесла отчетливо проявилось преимущественное внимание Заковряшина к рисунку и линогравюре, утвердилась его склонность к эксперименту, неожиданным формальным решениям. Тогда же сложилась его потребность к постоянному творческому общению, обмену профессиональными наблюдениями и впечатлениями с другими авторами. По инициативе Заковряшина состоялась «Первая весенняя коллективная выставка картин, этюдов, графики художников Минусинска» (1926), организовалась местная группа общества художников «Новая Сибирь».

Стремление к активной деятельности и творческой новизне привело А.Г. Заковряшина в 1927 году в Новосибирск, оказавшийся к этому времени ведущим художественным центром Сибири. В этом городе работало правление общества «Новая Сибирь», созданного для объединения мастеров искусства всего региона. Здесь в январе 1927 года был собран Всесибирский съезд художников и открылась Первая Всесибирская выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры, показанная позднее и в других городах. В Новосибирске издавались многочисленные иллюстрированные журналы, предоставлявшие широкие возможности для развития графики. Все эти начинания стали частью профессиональной судьбы Заковряшина – участника съезда, экспонента выставки, сотрудника редакций журналов «Сибирские огни», «Настоящее», «Товарищ».

В 1930 – 1934 годах художник жил в Томске, работая в газете «Красное знамя», совершая творческие поездки в Нарымский край, отправляя свои графические листы на западносибирские краевые выставки, проходившие в Новосибирске (1933, 1934).

В 1935 году А.Г. Заковряшин ненадолго вернулся в Новосибирск, а затем переехал в Алма-Ату. Здесь он по-прежнему был активным участником художественной жизни, экспонируя свои работы на выставках произведений художников Казахстана и Средней Азии в Алма-Ате и Москве (1938 – 1943). К этому времени относятся новые опыты Заковряшина в технике акварельной и масляной живописи, почти не встречающиеся в сибирском периоде его творчества и связанные с теми колористическими впечатлениями, которые давала ему природа Востока.

Творческое развитие мастера было прервано его уходом на фронт и гибелью в Берлине в предпоследний день Великой Отечественной войны.

Обширное наследие А.Г. Заковряшина, включающее в себя пейзажи и портреты, жанровые зарисовки и шаржи, иллюстрации и экслибрисы, было бережно сохранено его другом А.П. Моисеенко и в начале 1960-х годов поступило в фонды Новосибирского государственного художественного музея.

Выставка представляет лишь малую часть музейной коллекции работ Заковряшина и в то же время позволяет составить суждение о многоликой индивидуальности этого автора. Под названием «Городские мотивы» она объединяет разностильные произведения художника 1920-х – 1930-х годов, демонстрирующие многообразие сюжетов и выразительных средств, столь характерное для его творчества.

В графике А.Г. Заковряшина своеобразно преломляются и интерпретируются черты современных ему художественных стилей и течений, а также – традиции народного искусства. Коллажи «Индустриальный пейзаж» и «Городской мотив», в которых использованы приемы конструктивизма и кубизма, отличаются динамичностью композиций и необычностью ракурсов. Рисунок «Мотоциклист» (около 1925), где в условных геометризированных формах концентрируется образ стремительного, всеохватывающего движения, близок футуристической манере мировосприятия. В линогравюрах «Бумажные веера» (1928), «Каменотес» (1929), «Городской пейзаж» (около 1934) контрастное сопоставление черных и белых плоскостей, лаконичность и сила крупных зубчатых штрихов восходят к силуэтным вырезкам из бумаги, популярным в народной городской среде 1920-х годов.

Острая наблюдательность, иронический дар художника придают яркую характерность его разнообразным городским типажам: торговцам и ремесленникам («Китаец-сапожник», 1927; «Бумажные веера», 1928), гротескным уличным персонажам («Мужчина с папиросой», 1931; «Испанка с розой»; «Мужчина с завязанным глазом»). В трактовке пространственной среды некоторых этих листов можно найти переклички с графикой Ю.П. Анненкова. Особая выразительность присуща двум сериям произведений, запечатлевшим образы нэпманов. В ранних работах середины 1920-х годов («Нэпман с газетой», 1925; «Двое нэпманов», 1925) геометризация форм удачно подчеркивает особенности облика, пластики, поведения изображенных людей. Рисунки 1930-х годов, вызывающие в памяти сатирические циклы В.В. Лебедева («Две нэпманши», 1930; «Дама в манто»), полны живой меткости характеристик и непринужденной смелости исполнения.

Произведения А.Г. Заковряшина, показанные на выставке, дают возможность увидеть в нем замечательного мастера, обладавшего оригинальным, постоянно развивающимся дарованием и воплотившего в своих работах узнаваемые черты эпохи.

Светлана ГОЛИКОВА