ИЗ ПРОШЛОГО -В БУДУЩЕЕ
Жаухар Аппаева
искусствовед, г. Нальчик
Выставка «Из прошлого –в будущее», развернутая в залах Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств (23 марта – 7 мая 2009), приурочена к Дню возрождения балкарского народа. Она позиционирует себя как смотр творческих сил балкарского народа и объединяет разные поколения художников-балкарцев.
…Не было в жизни балкарского народа более радостного события, чем весть о возвращении на Родину после тринадцатилетней ссылки в Среднюю Азию и Казахстан . 28 марта 1957 года была восстановлена Кабардино –Балкарская АССР, и балкарцам разрешили вернуться на свою историческую родину.
Побросав либо продав по дешевке нажитое на чужбине, народ устремился в обратный путь. Но еще долгие три десятилетия тема депортации остается под официальным запретом, хотя кое –кто из балкарских мастеров искусств на свой страх и риск, опережая события , делает ее предметом художественного изображения. И только после принятия Верховным Советом РСФСР Закона «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 года), тема становится самой актуальной у творческой и научной интеллигенции. К ней обращаются писатели и поэты, историки и философы, композиторы и художники. Разрабатывается вопрос в самых разных аспектах: обобщенно и фрагментарно, с позиций науки или в художественном плане.
Через несколько лет после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов» по Указу Президента КБР 28 марта стали отмечать как День возрождения балкарского народа .Конечно, нельзя забывать о трагических страницах истории своего этноса, но время идет вперед, и, слава Богу, годы ссылки, когда культурная жизнь балкарского народа практически замерла, остались позади. Народ нашел в себе силы –устремиться вперед, в будущее, для решения насущных проблем. Сегодня балкарские художники прекрасно понимают, что искусство народа не может быть создано одним человеком, как бы он ни был талантлив. Только объединение мастеров искусств, сохранение и расширение коллектива, создание творческой атмосферы позволит не просто обогатить балкарскую культуру, но и укрепить ее позиции в республике, в российском и мировом искусстве. Часть из художников успела получить признание в республике. Другие олицетворяют наше искусство на российском и международном уровне. В общий художественный процесс оказались вовлеченными и художники, не получившие профессиональной подготовки, но благодаря таланту и усердию сумевшие вписаться в культуру края. Следом за ними устремилась и молодая поросль, только-только определяющая собственную творческую стезю.
Постижение глубинной сущности жизни, создание образов, которые бы народ воспринял как национальные, отражающие его менталитет, такую задачу ставят перед собой балкарские мастера искусств, и , надо сказать, вполне справляются с этой очень непростой задачей.
В истории человечества было немало случаев, когда этносы либо уничтожались, либо изгонялись со своих исконных территорий более сильными врагами. Но даже искоренив народ. варвары не преследовали цели уничтожить все, что было связано с его именем, то есть саму память о нем. Однако именно такое чудовищное явление имело место в годы сталинщины. Народы не только депортировались. Уничтожалось все, что могло напомнить об их пребывании на родной земле. Даже простое упоминание названия национальности оказывалось под запретом. В общем, депортированные народы попросту были вычеркнуты из истории.
Такая участь постигла и балкарский народ. Конечно же, все тринадцать лет жизни на чужбине не стали для них одной черной полосой. И прежде всего потому, что всюду есть люди, которые видя тяжелую участь депортированных, всячески старались облегчить ее. Брехт сказал: «И помогут лишь люди там, где живут люди». Так случилось и с балкарцами. Потому говоря о злодеяниях сталинщины они с теплотой и благодарностью вспоминают местное население. Приняв их сначала несколько настороженно, поскольку депортированные народы обрисовывались властями в самом черном свете, коренные жители Средней Азии и Казахстана позже так привыкли и полюбили их, что, когда вышел Указ, дающий балкарцам право вернуться в отчий край, они отговаривали их от возвращения на родину. И хотя к тому времени многие уже успели хорошо обустроиться на чужбине, тем не менее, зов родной земли оказался сильнее.
В 1957 году народ обрел право вернуться на родину. Это ни с чем не сравнимое чувство свободы, возможность репатриации вдохновили народ на художественное творчество, стали стимулом для создания произведений искусства. Правда, первому поколению возвращенцев пришлось решать более скромные задачи. Ведь надо было ликвидировать колоссальное отставание в культурном развитии, образовавшееся за тринадцать лет ссылки.
С тех пор прошло более полувека. За эти несколько десятилетий акценты в балкарском искусстве поменялись. Поскольку у балкарцев даже в 50-х годах фактически не было традиций изобразительного искусства, они заимствуют пластические приемы и средства выразительности у других народов, прежде всего русского, и ассимилируя их, создают собственное национальное искусство.
Заметно, что «национальное» является неизменным атрибутом творчества многих художников. Авторы самоидентифицируют свое искусство с самыми разными направлениями в искусстве, в которые они стремятся привнести балкарский колорит. Кто-то из них больше опирается на русскую или западно-европейскую школы искусства, другие тяготеют к региональному. кавказскому компоненту. Есть среди балкарских художников и такие, что выступают как последователи реалистических традиций. Немало и тех, что стремятся влиться в русло безнационального, беспредметного искусства. Но даже в этих произведениях, пусть неявно, но проявляется национальный дух. Художники стремятся рассказать о прошлом и сегодняшнем дне своего народа в сугубо балкарской манере.
Ваятель Хамзат Крымшамхалов - один из тех художников, кто подготовил базу для создания национальной художественной школы Кабардино –Балкарии и кого можно назвать одним из столпов кабардино-балкарского изобразительного искусства. Он прежде всего скульптор –монументалист, чьи творения украсили города и села республики. Наибольшую известность получил его монумент «Скорбящий горец», выполненный им совместно с архитектором Мухарби Каркаевым –один из лучших мемориальных памятников в России.
Крымшамхалов –мастер всех видов и жанров пластических искусств. Созданная им портретная галерея известных в крае людей свидетельствует о глубоком понимании внутреннего мира своих героев, их психологии. В портрете Рахаева убедительно, как это всегда бывает у ваятеля, переданы неповторимо личные черты модели. Скульптура внешне статична, но все внимание автора сконцентрировано на внутреннем духовном мире героя. Портрет лишен всяких внешних эффектов, но психологически выразителен. На лету схваченная характерность –вот неотъемлемое достоинство портретного образа великого танцовщика Махмуда Эсамбаева, изображенного в момент творческого вдохновения. Лаконизм пластического языка, четкость форм, отточенность движений модели превращают скульптуру в символ танца. Ритмический строй произведения, конструктивная логика и строгая выверенность соотношения объемов подчеркивают значимость личности.
Художник Ибрагим Джанкишиев почти сразу нашел собственную нишу, свой образно-пластический, легко угадываемый язык, который с полным основанием можно назвать национальным. Его живопись –это образцы зрелого , мудрого мастерства, которое приходит с годами, с жизненным и творческим опытом. В своем творчестве художник решает проблемы реставрации национального мироощущения балкарцев. Джанкишиев умело воспроизводит своеобразный характер горцев, неповторимую красоту природы Кавказа.
Монументальный, возвышенный образ матери с ребенком в картине «Над миром» символизирует образ Родины-матери. Не случайно фигура женщины сомасштабна горам Кавказа. Не повседневная жизнь соплеменников в ее бытовом понимании, а их бытие –становится главной темой произведений художника. Потому и герои, и среда их обитания даются в обобщенной форме, без детализации. Эмоциональное воздействие холста достигается ритмическим построением композиции, фактурным разнообразием поверхности холста. Джанкишиев никогда не опирается лишь на визуальные наблюдения, всегда обобщая увиденное.
Якуб Аккизов, без сомнения, одна из знаковых фигур в балкарском искусстве. Он самым активным образом участвовал в интеграции балкарского искусства в общероссийский и общесоюзный контекст. Содержание произведений Якуба Аккизова столь глубинно и многозначно, что каждый зритель способен извлечь из них самую разную информацию. Его графические циклы отличаются художественным совершенством. Используя способ фрагментарности, монтажный прием, разномасштабность и различную меру глубинности пространства , он создал удивительные вещи.
Многие художники Кабардино –Балкарии обращались к иллюстрированию нартского эпоса. Но без преувеличения можно сказать, что циклы графических листов, созданные Я. Аккизовым оказались вне конкуренции. У него есть и произведения с явно выраженной тенденцией к нефигуративности либо к неопределенной фигуративности. В них велика роль мифа, легенды, притчи, чувствуется тяготение к символике, рефлексии. Эти картины настраивают на философские размышления и предполагают неоднозначность прочтения. В кажущемся на первый взгляд абстрактном полотне «Большая охота» при внимательном рассмотрении начинают вырисовываться образы волка и его жертвы. Абстракция превращается в драматическую, остроконфликтную сцену.
Культурой своего народа и, в частности, ее древней частью, увлечен и Владимир Баккуев. Сюжеты из древней балкарской мифологии, фольклора позволяют ему постичь менталитет своего народа. Но все же в центре его внимания остается современность. Это портреты представителей интеллигенции, пейзажи, жанровые полотна. Этническую специфику он пытается сохранить прежде всего посредством изображения балкарских артефактов –кийизов- в самых разных контекстах.
Национальное –стало неизменным атрибутом и творчества художника лирического склада Валерия Курданова. Его творчество духовно близко прежде всего людям села. Повседневная жизнь соплеменников у него всегда опоэтизирована.Эмоциональность живописи достигается ритмическим построением композиции, тонко нюансированным цветом. Его холсты напоены светом и воздухом, в них улавливается колорит жизни балкарцев. Что сразу бросается в глаза, когда видишь произведения живописца, так это отсутствие острых конфликтных ситуаций. Его герои всегда наслаждаются полнотой экзистенции. Отсюда их безмятежность, спокойствие, полная гармония с миром, природой. Художник воспевает повседневную жизнь своих героев, поскольку обладает даром превращать самую обыденную тему в высокую красоту. Самый простой мотив у него овеян поэзией. Выстраивая композицию, Курданов тщательно отыскивает формы и краски, адекватные своим идеям. Вот к примеру, его картина «Ожидание», которая подкупает красотой цветовых сочетаний, их тонкой оркестровкой, точно выверенной композицией.
Источником вдохновения для живописца и скульптора Лиуана Ахматова всегда служат красота родной природы, народная мудрость и предания старины, прошедшие сквозь века. Наличие пластического таланта и собственной, своеобразной системы художественных координат позволяют ему не просто выступать в качестве наблюдателя, но и глубокого аналитика действительности. Он –один из наиболее стилистически мобильных художников, осуществляющих «дрейф» по многочисленным стилям и направлениям и прекрасно приспосабливающий их к решению не только собственных задач, а и к чисто балкарскому мировосприятию.
Продолжателем реалистических традиций выступает Матгерий Анахаев. Свободно и естественно материализуются движения его души в пейзажах –видах Кавказских гор. Графика Мухтара Узденова служит свидетельством того, что он опирается на русскую школу рисунка.
Многогранен в своем творчестве Хызыр Теппеев. Творения художника всегда свидетельствуют о его профессиональной вооруженности и тонком художественном вкусе. Ему близки все жанры живописи , в каждом из них он добивается успеха. В исторических полотнах найдено соотношение между неуловимым образом минувшего и его сегодняшним осмыслением. Столь же убедительны его произведения, посвященные современности. Он идет к знаковости формы, полностью отстраняясь от бытового, повествовательного начала. Оттого его произведения отличаются таинственной, гипнотической силой воздействия.
У Теппеева нет шаблонных схем мышления. В своем творчестве он использует предметы старины не в их бытовом назначении, но как архетипы, как изобразительный знак народа. К примеру, это кийиз. Он восстанавливает историко-культурную функцию кошмы, ее религиозное значение. Не потому ли его «Мастерицы» с таким благоговением выкладывают традиционные балкарские узоры на кийизе. В картинах «Мост Сират» и «Уход» он работает со сложными сюжетами. Здесь реалии времени находят свое воплощение в зашифрованных образах.
У Бориса Гуданаева свой специфический язык, предполагающий многослойность культурных ассоциаций. В «Гадальщице» он утрирует образ, доводя его до гротеска. Деформация фигуры и лица делают образ более выразительным и убедительным. Художественный язык «Автопортрета» соединяет в себе особенности различных стилевых направлений, которые автор умело сплавляет в единую систему. И вообще творчество Бориса Гуданаева генетически связано с историческим авангардом, достижениями современных мастеров живописи. Художник много экспериментирует, проводит опыты с построением пространства на плоскости холста путем скрещивания различных направлений в искусстве.
Звучные локальные цвета, точно найденные ритмы, общая декоративность –таковы особенности произведений Сулеймана Будаева, представленных в экспозиции. Линия и плоское цветовое пятно используются автором как основные художественные средства.
Мягкий ритм, изящная силуэтность и удивительная поэтичность характерны для скульптур Халимат Атабиевой. В них нет описательных подробностей. Работы решены в широкой обобщенной манере. Ее же живопись, которой она увлекается последнее десятилетие, всегда возбуждают множество ассоциаций. В цикле «Сны в лунную ночь» все построено на изменчивых ощущениях, хрупких воспоминаниях. Это образы, как бы всплывающие в памяти и в следующий миг исчезающие в ее глубинах. Они как бы рождены потоком сознания. Бесплотные ангелы, легкие и воздушные, воспаряют к небесам. Некоторая зыбкость, неопределенность в выражении чувств создает впечатление недосказанности. Холсты из этого цикла написаны легкими, нежными прикосновениями кисти. Наоборот, темпераментно, экспрессивно написана картина «Байкал зимой». Белая пелена снега, покрывающая зимнее озеро, взрывается звонкими вкраплениями красного, синего, желтого, зеленого. Густые, пастозные, объемные мазки передают жизненную энергию, силу спящего Байкала.
Взрывной характер присущ и картине Абдурахмана Занибекова «Ветер». Он успешно справился с задачей изображения вихревых процессов, беспокойных, противоречивых, разновекторных движений, придав композиции эффектный, завершенный характер и сумев заковать в рамки холста динамику вихря, весь этот сумасшедший водоворот.
Алий Занкиши работает чистым открытым цветом, свободно обращается с композиционным построением. Его творения отличают напряженность колорита, праздничность палитры, форсирование декоративных возможностей цвета.
С ювелирной точностью выполнены графические листы Юсуфа Шаваева. Как всегда они полны символов, метафор, отличаются живой динамикой образов. Богатство и яркость фантазии автора гармонично сочетаются с конкретностью, когда рисунки насыщены реальными деталями.
О стремлении внести красоту в повседневность, об увлечении оформлением жилых и общественных интерьеров свидетельствуют батики Ларисы Нурмагомедовой. При работе над росписью у нее нет ограничений и запретов: она руководствуется лишь собственным вкусом и чутьем, которые
всегда безупречны. Расписанные ею панно, нарядная одежда –это изощренное и прихотливое узорочье. Увлекательная и свободная игра воображения, импровизация характерны для многих работ Нурмагомедовой.
Изучению образного языка, пластической системы народного творчества посвятила немало времени Людмила Булатова. Соединив вековые традиции с новизной современности, она создает прекрасные произведения декоративно –прикладного искусства: кийизы, гобелены.
Скульптор Тахир Черкесов обогатил национальную балкарскую культуру и укрепил ее позиции в российском искусстве. Его отличает умение мыслить пластическими категориями. В попытке дать своему народу образы собственного авторского видения мира он старается сохранить свою идентичность менталитету балкарцев. Его произведения, в первую очередь, отличаются смелостью самовыражения, исполнены динамической энергии. Им присущи открытая экспрессия художественного языка, форсированная ритмика линий и жестов. В творчестве Черкесова пересекается ряд культурных направлений, на их стыке он и выработал собственную систему ценностей. Одни произведения,как «Сатанай-бийче», монументальны, величественны, эпический характер отличает его «Тамаду». В таких изваяниях, как «Чабан», «Сенокос», «Пастух», линии и плоскости извиваются, поворачиваются друг к другу острыми углами. Разнообразные приемы обработки дерева создают богатство форм и фактур.
Работая над скульптурой, Тахир Черкесов вовсе не стремится к созданию достоверного облика с точно фиксированными чертами. Скорее, он выбирает лишь наиболее выразительные качества своей модели, которые обязательно подчеркивает и поэтизирует.
Определенное место в художественном творчестве балкарцев отведено ювелирному искусству, резьбе по дереву. Отношение к народным традициям у мастеров Владимира Мокаева, Ибрагима Жангуланова и Хамзата Бачиева лишено прямолинейности, они не всегда следуют сложившейся иконографии вещей, технологии их изготовления. Но порой из –под их рук выходят изделия, свидетельствующие об обращении авторов к глубинным национальным традициям.
Как прикладник, кузнец Бачиев использует архетипические слои народного искусства. Основные его произведения выполнены в балкарских традициях, и лишь иногда он обогащает их мотивами и элементами искусства других народов. Чистота национального стиля сохраняется в традиционных балкарских изделиях –топорах, ножах, кинжалах. В них художественное мироощущение превалирует над ремеслом, хотя и технологии вещей Бачиев придает огромное значение. Его вещи –это не этнографические сувениры, а полнокровные произведения искусства.
Говоря сегодня о балкарских художниках , нельзя не заметить, что они довольно быстро перенимают то новое, что предлагает им современное мировое искусство. И это вполне естественно, поскольку и наш край стремится вписаться в единое мировое культурное пространство. Одновременно можно сказать и о том, что мастера искусств пытаются сохранять и развивать художественные традиции, оставленные им предками.
На снимках: Я.Аккизов иллюстрация к «Балкарскому нартскому эпосу» В.Курданов «Портрет девушки»