15 октября 2008 – 29 января 2009 в Центре Помпиду (Centre Pompidou) в Париже
проходит выставка, посвященная движению «футуризм».
Название выставки «Футуризм в Париже, взрывной авангард» («Le futurisme a Paris, une avant-garde explosive») красноречиво свидетельствует о новаторской роли этого художественного стиля, к основным чертам которого относится динамизм и особая энергетика, воплощение кипучей жизни мегаполисов и воспевание силы техники. Выставка, приуроченная к 100-летию публикации «Манифеста Футуризма» Филиппо Томмазо Маринетти в парижской газете Фигаро (20 февраля 1909 г.), в полной мере раскрыла специфику движения футуристов, отразившего суть изобразительного европейского искусства первого десятилетия XX столетия.
Выставка организована Центром Помпиду (Париж) совместно с Azienda Speciale Palaexpo (Рим) и Галереей Тейт (Лондон). Зародившееся в Милане направление «футуризм» нашло отражение в изобразительном искусстве и литературе и получило яркий всплеск в Париже. Устроители выставки поставили масштабную задачу не только освещения творчества ведущих представителей футуризма, но и раскрытия его взаимодействия с кубизмом и определения его границ влияния в искусстве ведущих европейских стран. Идея анализа взаимоотношений футуристов и кубистов, произведения которых органично дополняют друг друга, проходит через выставочные залы красной нитью. Всего на выставке представлено свыше 200 живописных работ и документальных источников, освещающих творчество, как самих футуристов, так и мастеров, вписывавшихся в их традицию от Лондона до Москвы. Таким образом, выставка носит не ретроспективный, а синтезирующий характер, что свидетельствует о новаторском характере ее концепции. Картины ведущих итальянских футуристов, Ф.Т. Маринетти, У.Боччони, Дж. Балла, К. Карла, Дж. Северини и Л. Руссоло органично дополняют работы Ж. Брака, Р. и С. Делоне, Ф. дель Марля, М. Дюшама, Ж. Метцингера, Ф. Леже, Фр. Купки, К. Малевича, Ф. Пикабиа и П. Пикассо. Протагонисты движения вступают в действенный диалог с развившими их идеи мастерами. Вовлеченным в этот диалог становится зритель выставки, погружающийся в атмосферу футуризма благодаря грамотно выстроенному ряду картин, дополненному документальными свидетельствами: фотографиями, книгами, звуковым рядом и видеофильмами. Футуризм, отразивший новое отношение человека к современным достижениям науки и техники, прогрессу, ознаменовал начало новой эры в изобразительном искусстве. Раскрытию этой главенствующей роли футуризма в искусстве авангарда посвящены девять основных разделов, каждый из которых, по словам кураторов, представляет собой «выставку в выставке». «Восприятие кубизма футуристами», «Манифест Футуризма» Маринетти», «Джефф Миллз», «Итальянские мастера футуризма в Bernheim-Jeune &Cie», «Феликс дель Марль, французский футурист», «Гибридизация», «Салон «Section d`Or», «Русский кубо-футуризм», «Вортицизм», «Орфизм и синхронизм». Из этих разделов особого внимания заслуживает «Итальянские мастера футуризма в Bernheim-Jeune &Cie», реконструирующий эпохальную выставку футуристов, состоявшуюся в парижской галерее в феврале 1912 г. Отрадно, что благодаря Государственной Третьяковской галерее, Государственному Русскому музею, а также Коллекции Тиссен-Бормеза (Мадрид) и Коллекции Костакиса (Фессалоники) полноценное представление получил так называемый «русский кубофутуризм». Произведения К. Малевича, И. Клюна, А. Экстер, Л. Поповой, О. Розановой, А. Ларионова и Н. Гончаровой являются наглядным воплощением того, как кубофутуристическая традиция, зародившаяся в результате диалога двух ведущих художественных направлений своего времени, находила оригинальное воплощение в национальных школах. Вслед за Парижем выставка будет представлена в Риме (20 февраля – 24 мая 2009) и в Лондоне (11 июня – 13 сентября 2009).
Елена Садыкова