Выставка в Русском музее Архипа Куинджи
(с 26декабря до марта 2008 г.)
Выставка произведений Архипа Ивановича Куинджи 1842(?) -1910 организована Русским музеем и приурочена к 165-летию со дня рождения классика русского пейзажа.
Вот как творчество Куинджи представлено посетителям выставки: «Куинджи принадлежит к числу выдающихся русских художников, участвовавших в формировании национальной пейзажной школы живописи.
Эмоционально приподнятое истолкование природы, обобщение форм, повышенная контрастность и интенсивность художественного строя, поиски картинности – характерные черты искусства Куинджи.
Зрителям известны лишь немногие из его романтических полотен, постоянно экспонирующихся в крупнейших музеях страны. Большая часть наследия художника, принадлежащая в настоящее время Русскому музею, не знакома публике, хотя в этюдах и эскизах Куинджи был истинным новатором, предвосхитившим формальные поиски художников русского авангарда».
На выставке, в трёх больших залах, в корпусе Бенуа, представлено около 200 произведений мастера из собрания Русского музея. Помимо знаменитых полотен, таких как «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Вечер на Украине» (1878-1901), «Ночное» (1905-1908), «Радуга» (1900-1905), демонстрируются и неизвестные публике этюды, многие из которых имеют вполне самостоятельное значение, а также незавершённые крупноформатные картины «Облака» (1900-1905), «Туман на море» (1905-1908), экспонирующиеся впервые. Именно благодаря этим живописным произведениям можно как специалистам, так и начинающим художникам проследить и постичь сам творческий процесс художника.
Сама подача материала достаточно необычная – мы привыкли видеть преимущественно большие законченные произведения художника в традиционной развеске музея, - на этот раз каждый посетитель выставки может очень с близкого расстояния оценить каждый этюд художника, который подаётся и воспринимается зрителем как вполне законченное самостоятельное произведение.
Анализируя и изучая творчество великого мастера, научные сотрудники музея пришли к выводу, что условно все пейзажные произведения можно разделить на три большие категории: «Земля», «Вода», «Воздух».
Именно по такой тематике и размещаются произведения Архипа Куинджи. По словам заведующего отделом живописи второй половины XIX-нач.XXвв. Русского музея – профессора Владимира Алексеевича Леняшина, зрителя приглашают погрузиться в путешествие: через три большие стихии, начиная с «Земли» - первый зал, за ним по принципу коридорной системы следует «Вода», и мы, наконец осуществляем «Восхождение» – третий зал - «Воздух».
Именно «Восхождение», только так благодаря живописным произведениям преимущественно из последнего периода творчества, 1900-1910 гг.: «Полдень», «Радуга», «Закат», «Снежные вершины» можно представить и трансформировать то состояние в живописных произведениях, которые представлены на этой юбилейной выставке.
Необычность подачи материала отмечены многими посетителями выставки.
Зрителю предоставлена возможность наедине пообщаться с картиной, именно картиной воспринимаются миниатюрного размера этюды. Ощущается весомость форм и выверенность каждого композиционного решения.
Помимо трёх основных залов, в одном из небольших залов находятся необыкновенно важные материалы, благодаря которым посетители выставки могут при желании ознакомиться более подробно с биографией художника, его творческими поисками. Под стеклом находятся издания из сектора редкой книги ГРМ:
- Издатель Н.И.Бутковская, текст А. Ростиславова «А.Куинджи», Спб,1914;
- Неведомский М.П. «Репин И.Е., Куинджи А.И.», СПб, издание общества им.А.И.Куинджи, 1913;
- Неведомский М.П. «Куинджи», М., ИЗОГИЗ, 1937;
- Куинджи. Посмертная выставка картин 13 января-13февраля 1913. СПб.
Известно, что к предстоящему открытию посмертной выставки А.Владимировым была написана картина «Куинджи среди своих пернатых друзей». Репродукция с картины этого художника печаталась в «Петербургском листке», № 9, 10 января 1913 года. Сейчас в экспозиции находится этот номер журнала. Ценно – перед зрителем последний фотопортрет А.И.Куинджи, 1908 г. (Неизвестного фотографа для журнала «Новое Время», 17 июля 1910г), «Друзья за шахматами: Д.И.Менделеев и А.И.Куинджи», рядом с ними А.И.Менделеева – фото неизвестного фотографа для журнала «Нива» 1907, №5, «Чествование академика А.И.Куинджи 19 февраля 1909 в Санкт-Петербурге в День Ангела художника и торжественного открытия Общества его имени (с оригинального рисунка с натуры академика С.М. Зейденберга для журнала «Огонёк») и др. не менее интересные документы.
Мы сможем увидеть набросок с натуры Анны Ивановны Менделеевой (1860-1942) «Портрет А.И.Куинджи», выполненного для журнала. Другим его современником и другом – И.Е.Репиным (1844-1930) в 1877 году написан портрет художника А.И.Куинджи – это полотно - центральная часть экспозиции зала, рассказывающего о жизни художника.
Зритель может увидеть вид из окна квартиры А.И.Куинджи в Петербурге на углу 6-ой линии и Малого проспекта Васильевского острова, выполненного самим художником в 1876-1890 годах (бумага на картоне, масло).
Тут же и сама работа И.А.Владимирова (1869-1947) «На крыше, А.И.Куинджи кормит голубей». 1910 год, холст на картоне, масло.
В цветовом решении можно представить и графические произведения художника, зрителю представилась возможность посмотреть целые альбомы его этюдов, набросков выполненных графитным карандашом, некоторые в технике растушки. Тушью, например, выполнен «Горный пейзаж» в 1890-1895 гг., как самостоятельное графическое произведение воспринимается работа «Волна и чайка», (1880 год, графитный карандаш).
В этой же технике представлен портрет жены художника Веры Леонтьевны Куинджи, (набросок 1875года).
О торжественном открытии памятника А.И.Куинджи на Смоленском кладбище 30 ноября 1914 года мы узнаём из фотографии. В этом мероприятии присутствовали: Н.К.Рерих, В.А. Беклемешев, А.В.Щусев, Н.П. Богданов-Бельский, С.М. Зейденберг и др.
Зритель, ознакомившись с произведениями мастера, может пройти вперёд, в следующий зал музея, но подмечена следующая закономерность - многие посетители возвращаются в первый зал. Ещё более внимательно вновь рассматривая и изучая произведения художника, останавливаются возле стенда, который рассказывает о творчестве художника, в хронологическом порядке представлены основные даты из жизни и творчества Архипа Ивановича. Например, Куинджи в 1853 году отправился в Феодосию, к И.А.Айвазовскому, где несколько месяцев занимался под руководством ученика Айвазовского А.И. Феслера, свой творческий путь как ретушёр у фотографов начинает с 1856 года сначала в Мариуполе, а затем в Одессе, с 1863 по 1866 год занимается в открытой И.А. Айвазовским общей художественной мастерской, с 1868 по 1870 год – в качестве вольнослушателя посещает классы Академии художеств. В этом же 1868 году экспонирует на академической выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», а 15 сентября признан Советом Академии художеств «достойным звания свободного художника», в этот период он сближается с И.Е.Репиным и В.М.Васнецовым.
Более подробно с фактами его художественного роста можно познакомиться на этой выставке. О произведениях, представленных на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, «Вид на острове Валааме», «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Украинская ночь», в газете «Temps» критик Поль Манц пишет: « Ни малейшего следа иностранного влияния или, по крайней мере, никаких признаков подражательности: «Лунная ночь на Украине» - удивляет…Необычайность зрелища притягательно действует на глаз…».
Музеем выпущен каталог произведений из коллекции ГРМ. На протяжении этой зимы зрителям предоставлена возможность изучать и наслаждаться разным настроением и состояние природы, в произведениях А.Куинджи.
Т.Н.Земляная,
16.01.2008,
(фото автора)