Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Сибирский миф. Голоса территорий. Выставка в Русском музее

Министерство культуры РФ

Правительство Омской области

Государственный Русский музей

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля


При поддержке Правительства Омской области 11 сентября 2008 г. в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея открывается выставка «Сибирский миф. Голоса территорий», демонстрирующая произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства мастеров различных регионов Сибири: Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска, созданные в XX–XXI веках.

В состав выставки включены экспонаты из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Тюменского музея изобразительных искусств, произведения из коллекций А. Иващенко (Иркутск) и О. Усачева (Омск), из мастерских авторов.

Экспозиция призвана показать разнообразие тем и стилистических приемов, многовекторность развития сибирского искусства, часто называемого самобытным и сочетающего методы европейской художественной школы и приемы искусства коренного населения данной территории. В создании художественных образов немаловажную роль играет «питающий ландшафт» или «гений места», объединяющий особенности природы, предметного мира, людей, их духовного и социального состояния, истории конкретной местности, что, в конечном итоге, выявляет уникальность искусства определенного региона.

Значительный раздел выставки составляют произведения художников 1960-х -1970-х гг., в которых авторы гармонизируют и мифологизируют образ Сибири с ее необъятными просторами, красотой и мощью, и дающие представление о людях, населяющих суровый край. В этой части экспозиции представлены работы ведущих мастеров Азиатской России, чье творчество по праву называют классикой сибирского искусства: Г. Штабнова (Омск), Н. Третьякова (Омск), Н. Грицюка (Новосибирск), А. Поздеева (Красноярск).

В первые десятилетия XX в. была обозначена проблема сложения «сибирского стиля». Его поиски начались в Институте народов Севера имени А. Енукидзе, где обучались К. Панков, В. Уза, являвшиеся носителями традиционной культуры. Краеугольной категорией стиля северян стало пространство, выраженное через сюжет движения-пути охотника или оленевода и дающий выход на условно-реалистическое изображение местности. Эти качества прослеживаются в работах авторов второй половины XX столетия: Г. Райшева (Ханты-Мансийск), Н. Тилигиной (Салехард) и т.д.

Активный процесс осмысления мастерами историко-культурного наследия начался в 1960-е гг. и связан с именами, прежде всего, Н. Третьякова (Омск) и В. Капелько (Красноярск). Познать и почувствовать традиции, рожденные в иные эпохи, возможно лишь через их мифологическое толкование, которое, по сути, означает возникновение нового мифа о мифе. Отправной точкой для самопознания и саморазвития мастера становится все, что можно назвать экзотикой - орнаментированный бытовой предмет, обрядовые игры или древнее захоронение и собственно миф. При этом не важно, будет ли это античная, древнеегипетская мифология, библейский сюжет или мастер обратится к эпосу / сказаниям / преданиям сибирского этноса, прямое его прочтение или «цитирование» образа, столь свойственное для эстетики постмодернизма.

Использование современными авторами метафорического языка мифов Запада и Востока свидетельствует о стремлении к соединению древней и современной, восточной и западной культур. В силу вступают законы бытия схем человеческого духа (по о. П. Флоренскому) или архетипов (по К.-Г. Юнгу), периодически возрождающихся к жизни в виде архетипических образов, обладающих, как правило, общечеловеческим характером.

На выставке представлены различные варианты осмысления художниками историко-культурного наследия Сибири. Большинство произведений отличаются «этнографичностью», ассоциативностью, цитированием (буквальным или стилизованным) знака, образа, пластического решения, присущего древнему или традиционному искусству (В. Смагин, Иркутск; Л. Пастушкова, Барнаул; С. Дыков, Горно-Алтайск). Но есть работы, не передающие формальные признаки архаики, а ставшие результатом метафизического постижения автором глубинных пластов культуры его земли, трансформировавшихся в бессознательное архетипическое (Н. Рыбаков, Красноярск).

Стоит отметить наличие специфики звучания «голосов» различных территорий Сибири, обусловленной не только особенностями протекавших здесь этнокультурных, исторических и художественных процессов, но и индивидуальной творческой позицией каждого мастера.

Ф. Буреева


  Официальный партнер выставки: