Выставочное очень жаркое в этом году лето в Национальном художественном музее
(НХМУ. ул.Грушевского, 6, г. Киев, Украина) проходит насыщенно, многообразно и интересно…
До 15 июля на первом этаже в рамках Третьего месяца фотографии в Киеве «Фотобиеннале 2007» открыта выставка «Персоны» из коллекции киевского мецената Дмитрия Андриевского.
Сам Дмитрий Андриевский убежден в том, что фотография – это такое же серьёзное искусство, как и живопись. Её уникальность состоит в том, что она фиксирует миг, она не имеет прошлого – это всегда настоящее время. И дальше цитирую его слова: «Мне кажется, что каждая коллекционная вещь несёт в себе большой заряд положительной энергии, которая передаётся всем, кто на неё смотрит...
Для меня было большой удачей приобрести работы выдающихся мастеров фотоискусства, таких как: Мен Рей, Робер Дуано, Хельмут Ньютон, Робер Дешарн, Брассаи, П. Хорст, Берт Стерн. На их снимках оживают лица гениев XX века: Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марселя Дюшана, Матисса, прославленных Мерлин Монро и Коко Шанель. В тоже время их работы - это настоящие произведения искусства, которые остаются на века».
Вот краткое описание коллекции, представленной на выставке:
1. Пабло Пикассо и Франсуаза Жило. 1952 год. Снимок сделал известный французский фотограф Робер Дуано для журнала «Life». Через год после съёмок Франсуаза ушла от художника. Она вошла в историю тем, что стала единственной женщиной, которая сама оставила Пикассо.
2. Сальвадор Дали и Гала купают «Кружевницу» Веймеера. 1959, возможно 1954 год.
3. Сальвадор Дали в тяжёлом водолазном скафандре погружается в глубины своего подсознания. Время снимка неизвестно. Снимок выполнен Робером Дешарном во время одной из лекций Дали.
4. Сальвадор Дали со своей супругой Галою. Дата неизвестна. Очевидно, Робер Дешарн запечатлел пару во время отдыха в Испании.
5. Дженни Капитан в пансионате Дориан. 1972. Гельмут Ньютон. Фотосессия проводилась под впечатлением ролей режиссёра и актёра Эриха фон Сройхейма в фильме Ренуара «Великая иллюзия».
6. Мерлин со светлым платком. 1962. Автор Берт Стерн.
7. Мерлин с чёрно-белым платком. 1962. Фотография Берта Стерна. Съёмка проводилась по просьбе журнала «Vog». «Всё, что я хотел, - показать Мерлин в чистом, первозданном виде. Я не определяю исторической роли одежды. Но раздеть Мерлин было так же сложно, как например, поехать в Египет и перелить одну из пирамид в бокал Мартини», - рассказывал в то время Стерн. Не задолго до съёмки Монро перенесла операцию на жёлчном пузыре и переживала, что будет видно шрам. Всемирно известная звезда, которая не пренебрегала в начале карьеры любым снимкам, теперь отдавала предпочтение не обнажаться перед камерой. И всё таки Стерн уговорил её раздеться. Разрешил ей пользоваться иногда лёгким платком.
8. Портрет Габриель Коко Шанель. 1937. Фотограф Хорст П. Хорст прославился как мастер «света и тени». Снимал знаменитостей в образах античных героев. По происхождению немец, парижанин по духу, Хорст П. в истории фотографии сыграл уникальную роль. Он своего рода связующее звено между великими, такими как Ман Рей, Брассаи или Франтишек Дртикола, следующими не менее талантливыми Ирвином Пенном, Ричардом Аведоном, Уильямом Кляйном и Гельмутом Ньютоном и современной фотографией массового производства.
9. Матисс с моделью. 1939. Автор фотографии Брассаи (Дула Халас), фотограф, художник с академическим образованием, писатель и философ. Дружил с Анри Матиссом и оставил большое количество фотографий мастера.
Фотовыставка из коллекции Дмитрия Андриевского. НХМУ.
Национальный художественный музей Украины, Фонд поощрения развития Национального музея Украины имеют честь пригласить на выставку Григория Гавриленко.
Открытие выставки состоялось 22 июня 2007 года в 17.00 приуроченное 80-летию со дня рождения художника.
Гавриленко, как отмечает Данило Никитин, не был мастером эффектной картины – писал простые пейзажи, деревья, в портрете преимущественно изображал женские образы. Помимо «реалистических» произведений выполнял абстракции – композиции из цветовых соединений, «экспрессивные», «супрематические» и т.д.
Графика, живопись Григория Гавриленко.
Все определения приводятся в кавычках, как считают специалисты, мастер не работал в определённой стилистике, не принадлежал к определённому направлению, но, тем не менее, его сейчас относят к представителям украинского нонконформизма шестидесятых. Характерно, что художник не отдавал преимущества определённой технике, с одинаковым вдохновением работал карандашом, тушью и пером, акварелью, пастелью, писал темперой и маслом. Как художник книги, оформил более 30 изданий. Среди них произведения Панаса Мирного и «Кобзарь» Шевченко, «Vita nova» Данте, «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели…
В станковых произведениях, в многочисленных графических и живописных циклах проходили определённые серии: женщина, дерево, природа в её различном состоянии…
Во всех этих произведениях чувствуется стремление мастера проникнуть в средину вещей и состояний, найти и передать спрятанное, приблизиться как можно ближе к сути…
Много пластических вариаций, среди них «Две женщины в природе» (1965-1966), «Женский образ» (1967), «Пляж» (1967-1969). В этих на первый взгляд простых образах сформулировано творческое приближение к познанию истины – ту границу, за которой уже не существует способов для выражения.
Несколько строк из биографии. Григорий Иванович Гавриленко родился 7 июля 1927 года в селе Холопское (от слова «Холоп»), сейчас Победа Сумской области. В 1955 году закончил обучение на графическом факультете Киевского государственного художественного института (мастерская Иллариона Плещинского). Жил, работал и умер в Киеве 23 февраля 1984 года. Художник работал в области станковой и книжной графики, живописи.
«Творчество Гавриленко было не только исследованием – это служение искусству, а суть его творчества – истинному появляться в мир и существовать в мире».
Данило Никитин.
Ознакомиться с работами мастера можно до 12 августа 2007 года.
До 15 июля продлена работа выставки скульптуры Ольги Рапай, до 24 июня работала выставка живописи Петра Столяренко, куратор Ирина Возиянова, с 20 июля по 26 августа открыта выставка живописи Степана Химочка, куратор Людмила Ковальская.
Последнее воскресенье каждого месяца – день бесплатного посещения.
Скульптура, керамика Ольги Рапай. НХМУ.
25 июля 2007 год, фото автора.