Саратов, СГХМ им. А.Н. Радищева.
Щетинина М.А.
Портрет императора Австро-Венгрии Иосифа II из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
В 1923 году в собрание Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева поступил мужской скульптурный портрет (ил. 1). Однако, в музейном инвентаре не было записано ни имя изображенного человека, ни предыдущее местонахождение портрета. Бюст находится в очень плохой сохранности – отбит нос, по всей поверхности – по голове, лицу, мундиру отчетливо видны следы повреждений, нанесенных острым предметом. Именно этим, вероятно, и следует объяснить тот факт, что он до сих пор не привлекал к себе внимания исследователей.
Важные сведения к истории создания рассматриваемого портрета дали литолого-минералогические исследования, проведенные кандидатом геолого-минералогических наук, старшим научным сотрудником НИИ Геологии Саратовского Государственного университета Т.Ф.Букиной. Материал, из которого изготовлен бюст, записанный в музейный инвентарь вначале как мрамор, затем измененный на алебастр, представляет собой гипсовую смесь, т.е. портрет является не уникальной авторской работой, а образцом массовой продукции.
Возможность для определения имени изображенного человека дали ордена, представленные у него на груди – орден Золотого Руна, Большой крест Военного ордена Марии Терезии и военный орден Святого Стефана. Все они относятся к высшим наградам австрийской империи. Директор Художественно-исторического музея (Вена, Австрия) доктор Хельмут Трнек обратил внимание на то, что в подобном сочетании их мог иметь только представитель императорской фамилии. Детали мундира и парик, характерные для 80-х годов XVIII века, позволили более четко определить хронологические рамки создания рассматриваемой работы. Среди портретов представителей австрийского дома Габсбургов этого времени безусловное внешнее сходство с человеком, изображенном на гипсовом бюсте из собрания Радищевского музея обнаруживают портреты императора Австро-Венгрии Иосифа II.
На данный момент определить автора рассматриваемого «Портрета императора Иосифа II» не удалось. Сопоставление его с рядом скульптурных портретов Габсбургов последней четверти XVIII века позволило выделить наиболее близкую по типу и стилистике исполнения работу – портрет младшего брата императора, эрцгерцога Леопольда, созданный тосканским скульптором Дж.А. Чибеем. Принимая во внимание годы жизни скульптора (1706 – 1784), а также и то, что в рассматриваемый период ряд итальянских областей, в том числе Тоскана, находились под властью Австро-Венгрии, можно предположить, что Дж.А. Чибей исполнял и портреты Иосифа II.
Безусловно, прямых аналогий между «Портретом Иосифа II» из собрания Радищевского музея и «Портретом эрцгерцога Леопольда» провести нельзя. Можно говорить лишь об опосредованном сходстве. Работа итальянского скульптора позволяет обозначить некий идеальный прообраз, которому могли следовать другие мастера при создании портрета императора.
Сопоставление рассматриваемого портрета австрийского императора с работой Дж.А. Чибея и «Портретом Иосифа II», исполненным австрийским придворным скульптором Ф.К. Мессершмидтом, также говорит в пользу авторства именно итальянского мастера. В парадном австрийском искусстве того времени еще сохраняются очень сильные барочные традиции, тогда как итальянская школа начинает обращаться к более спокойной классической манере, что мы видим в работе из собрания Радищевского музея.
Остается последний вопрос – где находился бюст до поступления в музей. Основная часть произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, поступивших в 1920-е годы, была передана через Государственный музейный фонд в 1926 – 1929 годах и фиксировалась достаточно четко, с составлением соответствующих документов. Также маловероятно, чтобы подобный портрет везли в Саратов из другого города в столь смутное и тревожное время, каким были конец 1910 – начало 1920-х годов. Характер повреждений и утрат на бюсте позволяет предположить, что ранее портрет находился в одной из усадеб Саратовской губернии и пострадал именно во время ее разгрома.
В записных книжках известных саратовских краеведов, фотографов, сотрудников Радищевского музея 1920 – 1930-х годов братьев А.В. и В.В. Леонтьевых, посетивших в мае – июне 1925 года усадьбу князей Куракиных «Надеждино», нередко встречаются описания повреждений интерьеров дворца – колонн, стен, перилл, нанесенных штыками и очень сильно похожих на те, что мы видим на «Портрете императора Иосифа II». Это позволило высказать гипотетическое предположение, что бюст мог ранее находиться именно в этой усадьбе. Достаточно логичной представлялась эта версия и с исторической точки зрения.
Владельцем усадьбы в конце XVIII – начале XIX века был знаменитый «бриллиантовый князь» – Александр Борисович Куракин. Внучатый племянник Н.И. Панина, воспитателя великого князя Павла Петровича, князь А.Б. Куракин, воспитывался вместе с наследником престола и был товарищем его детских игр. Он искренно, на всю жизнь, привязался к бывшему на два года моложе его великому князю и сохранил дружбу последнего навсегда. Записанный в детстве в Семеновский полк, А.Б. Куракин не пошел в военной службе дальше поручика, его больше привлекала дипломатическая карьера. Выпускник Лейденского университета, прекрасно образованный, знающий 8 языков князь Куракин, начал службу еще в годы правления Екатерины II, а во время царствований Павла I и Александра I стал одним из наиболее известных и влиятельных дипломатов.
В 1781 – 1782 годах князь А.Б. Куракин состоял в свите великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны, путешествовавших по Европе под именем графа и графини Северных. Гибкий царедворец, насквозь пропитанный придворной атмосферой, занятый мечтами о дальнейших успехах на этом поприще, лучший танцор своего времени, князь Куракин пользовался доверием и расположением Павла Петровича (который даже называл его «своей душой») и молодой великой княгини. Светские успехи, блеск сопровождали везде князя, по единодушному мнению современников – наиболее изящного кавалера среди свиты Павла Петровича. Герцог Тосканский Леопольд в письме к своему брату, императору Иосифу II, от 5 июня 1782 года, говорит, что из всех русских вельмож он считает самым тонким князя А.Б. Куракина. Этого же мнения придерживался и сам император, который тоже ставил выше других Куракина, как «человека любезного и обладающего тоном высшего света».
Наиболее вероятным кажется приобретение князем Куракиным портрета австрийского императора именно во время путешествия его по Европе в свите графа Северного. Это могло быть как желанием сохранить память о пребывании в самом начале путешествия при одном из наиболее влиятельных европейских дворов того времени, где князь Куракин произвел столь блестящее впечатление, так и слишком явными и многочисленными аналогиями в личной и политической судьбах российского великого князя и австрийского императора.
Становится вполне естественным бытование этого портрета в Саратовском имении, а не в каком либо из столичных домов князя Куракина. Сразу же по возвращении из путешествия князь А.Б. Куракин попал в опалу. Поводом к этому послужили несколько «непочтительных и дерзких слов» о Потемкине в перехваченном Екатериной II письме флигель-адьютанта П. Бибикова к князю Куракину. Императрица воспользовалась этой неосторожностью 30-летнего придворного, чтобы удалить от наследника преданного ему человека. В звании отставного камергера он поселился в своем богатом поместье «Надеждино», в Саратовской губернии, где «создал себе на подобие виденных им европейских дворов также нечто похожее на двор». Его жизнь в Саратовском поместье, подчиненную строгому порядку и этикету, современники описывали с нескрываемыми восхищением и завистью: большие выходы по воскресным и праздничным дням; музыку, «гремевшую» у него за столом «всякий день, даже в будни». «Совершенно бедные дворяне, за небольшую плату, принимали у него должности главных дворецких, управителей, даже шталмейстеров и церемониймейстеров; потом секретарь, медик, капельмейстер и библиотекарь, и множество любезников без должностей, составляли свиту его и оживляли его пустыню» . В этом случае, портрет австрийского императора, увезенный князем с собой в изгнание был не единственным напоминанием его о прежней блестящей придворной жизни. В комнатах дворца и парке усадьбы современники отмечали многочисленные «памятники знаменитым друзьям и родственникам» (кстати, заметить, также «не весьма изящной работы»).
Приобретение князем Куракиным рассматриваемого портрета позднее, например в 1806 г., в бытность его чрезвычайным посланником в Вене, кажется маловероятным. В то время уже не было в живых ни Павла I, ни самого Иосифа II, а принадлежащий Радищевскому музею бюст, как уже было сказано ранее, принадлежит к числу так называемой массовой продукции, которая создавалась и имела значение именно при жизни правящего императора.
В разделе фотографий научно-исторического архива музея имени А.Н. Радищева мы начали просматривать, прежде всего, фотографии усадьбы князей Куракиных «Надеждино». На фотографии библиотеки 1910-х годов на одном из книжных шкафов стоит небольшой бюст человека в костюме и парике XVIII века (ил. 2). Фотография представляет общий вид комнаты, и качество изображения также не позволило сразу судить определенно о тождестве работ. Однако, при обработке фотографии на компьютере, стала очевидной полная идентичность бюста, изображенного на фотографии и портрета Иосифа II из собрания Радищевского музея.
Иосиф II (1741 – 1790) – сын императора Франца I и королевы Марии Терезии. В 1765 году, после смерти отца, Иосиф II принял императорскую корону, и тогда же мать сделала его соправителем в Австрии. Он принес с собой на престол множество разнообразных замыслов, которые он торопился осуществить. Уже на следующий день после своего воцарения Иосиф II издал закон о свободе вероисповедания. В 1782 году был издан закон, отменявший крепостное право в славянских владениях Австрии. Это была одна из самых благих и сравнительно удачных его мер.
Гораздо менее успеха имела административная реформа, ставившая своей целью приведение к политическому единообразию всех областей империи. Начавшееся в Бельгии в знак протеста против отмены исконных привилегий и прав в октябре 1789 году восстание привело к провозглашению нового государства – Соединенных штатов Бельгии. Наученный бельгийским опытом, Иосиф II был вынужден пойти на уступки в Венгрии и аннулировать начатые реформы.
Все внешнеполитические начинания Иосифа II были также безуспешны. Война за Баварское наследство в 1778 – 1779 годах завершилась унизительным отступлением, а Турецкая война 1788 – 1791 годов представляла собой непрерывный ряд неудач и поражений. После смерти императора большинство его нововведений было отменено.
Таким образом, в ходе работы по изучению скульптурного портрета, поступившего в музей и долго значившегося как «Портрет неизвестного» удалось установить имя изображенного человека, время и место создания бюста и историю его бытования до поступления в музей. К сожалению, пока не удалось определить автора скульптурного портрета. Работа требует дальнейшего продолжения. Однако мы сочли возможным представить информацию, собранную на данное время, поскольку она может иметь значение для изучения аналогичных работ.
_______________________________________
[1] Неизвестный скульптор конца XVIII века. Портрет императора Иосифа II (1741 – 1790). Гипс. Выс. 22. СК – 202. Поступил в 1923 году из усадьбы князей Куракиных «Надеждино», Саратовской губернии. СГХМ им. А.Н. Радищева.
[2] Неизвестный австрийский художник XVIII века. Портрет императора Иосифа II. Холст, масло, 92х73. Около 1780. Музей искусства барокко, Галерея Бельведер, Вена; Помпео Баттони. Император Иосиф II с эрцгерцогом Леопольдом Тосканским. Холст, масло. Рим. 1769 год.
[3] Мессершмидт Ф.К. (1736 –1783). Эрцгерцог Иосиф II. Бронзовый рельеф. Овал. 122х95 см. 1760-1763. Музей искусства барокко, Галерея Бельведер, Вена.
Мессершмидт Ф.К. (1736 –1783). Император Иосиф II. Бронза. Бюст. Выс. 79 см. Ок. 1765 года. Художественно-исторический музей, Вена.
Реголи Б (?). Император Иосиф II с эрцгерцогом Леопольдом Тосканским. Мозаика. 1770. По картине Баттони П. (1708 – 1787). «Император Иосиф II с эрцгерцогом Леопольдом Тосканским». 1770. Художественно-исторический музей, Вена.
Неизвестный австрийский мастер XVIII века. Бюст императора Австрии Иосифа II (1741–1790). Терракота.
[4] Чибей Дж. А. (1706 – 1784). Император Леопольд II. Мрамор. Выс. 77,5 см. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
[5] Архив СГХМ. НИА. ЛФ «А.В. и В.В. Леонтьевы». Оп. 1, ед. хр. 92. Записные книжки с дневниковыми записями А.В. и В.В. Леонтьевых о поездке в Куракино и тетрадь с отчетом поездке в Надеждино. 1925, май – 1926, ноябрь 1. Л. 17, 80-об., 81, 81-об., 82, 84-об.
[6] Шильдер Н.К. Император Павел I. СПб., 1901. С. 167–169; Моран П. Павел I до восшествия на престол (1754–1796). М., 1912. С. 76–81.
[7] Кобеко Д. Цесаревич Павел Петрович (1754–1796). СПб., 1887; Петровский С. Очерки из истории русского масонства в XVIII веке. 1889; Шумигорский Е.С. Император Павел I. Жизнь и Царствование. СПб., 1907; Пыпин А.И. Русское масонство XVIII и I четверти XIX века. Пг., 1916; Башилов Б. История русского масонства. Вып. 7 и 8. М., 1995; Платонов О.А. Исторический словарь российских масонов XVIII – XX вв. М., 1996; Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1999.
[8] Кобеко Д. Указ. соч. С. 208.
[9] Кобеко Д. Указ. соч. С. 267–268; Шильдер Н.К. Указ. соч. С. 163–164; Моран П. Указ. соч. С. 274–275.
[10] Вигель Ф.Ф. Записки. М., 1928. Т. I. С. 192 – 194; Голомбиевский А. Покинутая усадьба. Село Надеждино, бывшее имение князей Куракиных. // Старые годы. 1911, январь. С. 5-11.
[11] Голомбиевский А. Покинутая усадьба. С. 5-11.
[12] Архив СГХМ. НИА. ЛФ «А.В. и В.В. Леонтьевы». Оп. 1, ед. хр. 59/2555. Надеждино. Интерьер библиотеки. Пересъемка с фотографии А.А. Голомбиевского 1910.