Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

 

ВЫСТАВКА ГИМАЛАЙСКИХ ЭТЮДОВ НИКОЛАЯ РЕРИХА ИЗ СОБРАНИЯ ЦЕНТРА-МУЗЕЯ
ИМ. Н.К. РЕРИХА (Москва) В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ (Уфа).


10 февраля 2006 года в Уфе в Национальном музее Республики Башкортостан открылась выставка Гималайских этюдов Николая Константиновича Рериха (1874-1947) из собрания Центра-Музея им. Н.К. Рериха в Москве.

Гималайские этюды всемирно известного художника и защитника Культуры - явление в мировом искусстве уникальное. Еще в России были у художника устремления к Востоку, а с тех пор, как Рерих увидел Гималаи воочию на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), образ этих вершин не покидает его полотна до конца жизни. Представленные на выставке пейзажи гор созданы были, в основном, в поздний период творчества художника, в 1930-40е годы.

В истории живописи известно не мало ярких примеров горных пейзажей. В русском искусстве можно назвать работы Верещагина и Куинджи, в восточном - гравюры Хокусая, в западноевропейском - горные пейзажи как символ горнего или высшего начала Бытия, в картинах мастеров Возрождения и романтиков начала XIX века.

Избрав тему Гималаев, Рерих впервые в мировом изобразительном искусстве раскрывает перед нами уникальность конкретного места на Земле с разных точек зрения. Он показывает Гималаи и с точки зрения эстетической - как места необыкновенной Красоты, и с точки зрения философской, создав образ пространства, где Космос сливается с нашей планетой в едином потоке мощного и гармоничного созвучия. "С гор - скрижали Завета. С гор - герои и подвиг", - писал Рерих.

Отношение Рериха к Гималаям как к особому энергетическому месту на Земле, которое, соприкасаясь с Космическим пространством, насыщает нашу планету живительной энергией Красоты, рождало под рукой мастера удивительный поток цветовых созвучий, который до него никем из художников не был воспринят.

Цвету в живописи Рерих придавал особое значение. В "могуществе цвета" он видел залог развития не только искусства, но и всего человечества. "Человечество уже узнало светлую и темную магию знака - магию линии, - писал художник. - Большинство старинных орнаментов носит в себе следы благих линий. И потому источник этих наслоений часто очень благостен. Теперь человечество овладеет мощью цвета". Более того, для Рериха цветовидение человека, в том числе художника, который запечатлевает его в своих творениях, тесно связано с внутренним духовным опытом: "Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою одежду в избранные им цвета. Человек ищет соотношения себе в окружающей жизни". Именно в Гималаях нашел художник соотношение себе в окружающем мире.

Необычность подхода мастера к созданию этой Космической симфонии заключена и в обращении к этюду, то есть к мгновенному запечатлению состояния. Каждый пейзаж Гималайского цикла создавался практически мгновенно, в один прием - техника темперы по влажному картону требовала именно такого ритма работы. Тем более удивительны красочность и глубина осмысления видимого пространства в этих небольших по размеру этюдах, которые делают зрителя свидетелем момента озарения Высшим, некой духовной энергией, когда из ее сокрытого потенциала начинает проявляться видимая форма - еще далекая от классического завершения, но уже узнаваемая и при этом не потерявшая связи со своим духовным источником. Поэтому она, форма, выявляет себя, прежде всего, в ритме и цвете, полна музыки и движения. Этот творческий акт пространства, это пограничное состояние возможно передать только в этюде, - если, конечно, он возникает под рукою такого Мастера, как Рерих.

Не следует ли из вышесказанного, что Гималайские этюды - это сугубо индивидуальное видение художника, не доступное другим? Думается, что многие, побывавшие на горных высотах, могли наблюдать подобные сочетания цветов, а восклицание Юрия Гагарина в Космосе - "Как на полотнах Рериха!" - одно из самых ярких тому подтверждений.

Реализм Гималайских этюдов заключен в том, что написанные с натуры произведения отразили очевидные цветовые реалии, воспринятые через призму духовного опыта мастера. Духовный опыт позволил художнику в очевидных формах запечатлеть то, что А. Блок когда-то назвал "Несказуемым", то, что и сейчас трудно выразить словами, но ощущение слияния Космического пространства с нашей планетой очень сильно в этом рериховском цикле.

Два символических образа наполняют Гималайские пейзажи Рериха - горные вершины и небо. Бесконечные градации цвета - то лаконично плотного, построенного на контрастах верхнего и нижнего планов, то объединенного в тональной гармонии, наделенного, словно пробивающимся изнутри, свечением, - поражают своим многообразием и неповторимостью, ощущением беспредельности разворачивающейся перед взглядом художника Красоты. Горнее в горном - то мощными аккордами, то нежными переливами - запечатлевает мастер в этюдах Гималаев. Сотни их разошлись по всему свету. И в этом проявилось сознательное стремление художника донести весть Красоты будущего во все уголки нашей планеты.

В устремлении в будущее видел Рерих задачу искусства. "Искусство, довольствующееся временем и не стремящееся к вечности, должно быть и будет признано фальсификацией", - цитировал мастер слова современника, русского философа П. Успенского.

Именно в таком устремлении в будущее, в Вечность создавались Гималайские этюды, и нам еще предстоит их осмыслять и переоценивать. Как писала Елена Ивановна Рерих, философ, жена и сподвижница художника: "Не будет больше такого певца Горней Обители Гималаев. Он первый и последний!".

Наталья Владимировна Тютюгина,
кандидат искусствоведения.

20.02.06.