ЯРОСЛАВЛЬ
Действующие лица ХХ века.
Весь этот век, такой бесплодный-
Есть дело наших горьких рук,
И только грамотою нотной
Исправить можно сей недуг.
Когда народ от страха плачет,
Тараща в ужасе зрачки,
Хоть мало их, но много значат
Простые нотные значки.
а мнимой этой простотою
под грифельком карандаша
с невыразимой остротою
вдруг раскрывается душа
Б.Ш. Окуджава
Двадцатый век такой сложный и противоречивый остался за плечами. Большое видится издалека, и сейчас еще трудно достоверно судить о всех процессах этого века, тем более, что мы являемся его прямым продолжением. Судьбы и люди двадцатого века занимают наше внимание. Кто они были эти люди творцы истории или заложники ее? Поразмышлять об этом нам дает возможность большая выставка в ярославском художественном музее, открывшаяся в конце марта .
На третьем этаже музея в семи просторных светлых залах перед нами предстают портреты живописные и графические всего ХХ века. Мы можем увидеть здесь и очень знаменитых людей и знакомых нам современников.
Слава быстротечна. Вряд ли кто из нынешних младших школьников наслышан о временах В.И. Ленина и И.В. Сталина. Сейчас бабушки могут привести своих внуков и рассказать о советских временах у портретов этих людей. Но вряд ли их внуки могут представить себе, что значит пережить войну, или как в послевоенные годы люди выживали. И вряд ли внучек поймет, какую гордость испытывал почти каждый советский человек при виде портрета вождя. Здесь они - в общем ряду, и их портреты менее искренны, чем простых людей.
Безусловно, во все времена были произведения, написанные по заказу, продиктованные конъюнктурой. К таким работам относится Сталин, Молотов и Ворошилов перед постелью умирающего Горького М.И. Полякова. Рискну отнести к тому же ряду портрет советского биолога и селекционера И.В. Мичурина (1855 1935), выполненный Ф.Д. Константиновым в 1950 году. Проработанность и точность деталей этих произведений нельзя отнести к ни к исторической, ни к художественной правде.
Тем ярче рядом с ними смотрятся вдохновленные искренним чувством графические работы первой половины века. Только перечисление имен говорит само за себя: тонкие и легкие портреты Шаляпина работы Б.М. Кустодиева , Андрея Белого А.Ф. Софроновой , В.М. Мейерхольда А.Е. Лопухиной, автопортрет Е.С. Кругликовой, знаменитый портрет Михаила Кузмина работы Войтинской-Левидовой , портрет Максима Горького работы Г.Е. Верейского и другие.
Творческое долголетие отличает знаменитую ярославскую художницу, чье имя уже сейчас овеяно легендой, Ариадну Соколову. На выставке мы видим ее автопортрет 1945 года. На нем она в малиновом костюме представлена во весь рост. Живопись, которой почти полвека, все же живая и трепетная. Ариадна Соколава давно сменила традиционную манеру живописи на авангардную, граничащую с примитивом. От этого ее произведения ни чуть не померкли. В 70ые годы она оставила немало портретов искусствоведов : Т. Павловой (1971), И. Ивенской (1983). По живописи они очень просты. Но это мнимая простота , как сказано у Окуджавы.
Кроме искусствоведов немало на этой выставке представлено служителей искусства, автопортреты и портреты художников, музейных работников. Кому как не им знать, что служенье муз не терпит суеты . Бескорыстное служение искусству на протяжении десятилетий отразилось на их красивых лицах. Музейная зарплата и гонорары искусствоведов ничего общего с корыстью не имеют. Небесной синевой сияют красивые и яркие глаза Надежны Владимировны Кукушкиной (Войновой) ныне хранителя фонда живописи . Написан портрет был Натальей Олеговной Коноваловой ныне главным хранителем музея. Обе женщины ныне успешные музейные сотрудники, воплотившие свою творческую энергию в статьях и музейных проектах.
Известен в Ярославле художник Николай Мухин, чей вполне авангардный постмодернистский автопортрет (1990) мы здесь встречаем . Очень активный и плодовитый монументалист и скульптор, участник росписей Храма Христа Спасителя, один из авторов скульптурного памятника Троице в Ярославле сейчас он расписывает православные храмы в Сербии. Он действительный член российской Академии Художеств, член президентского совета по вопросам культуры и искусства с 2001 года.
Гораздо более знаменитая ярославна первая женщина космонавт - Валентина Терешкова. На очень красивом парном портрете шотландской Кер Мари-Клер художницы она представлена рядом с Антонеллы Лозан (2001). Портрет выполнен в эскизной манере и в лицах этих двух женщин найдено много сходства. Валентина Терешкова была названа за свои заслуги в Великобритании женщиной столетия .
Проходя по выставке, теряешься от множества впечатлений. Не сразу замечаешь, что живопись и графика соседствуют здесь со скульптурой . Бесспорные шедевры - это портрет протоиерея Александра Меня (1935 1990) 1979 года в бронзе, выполненный А.А. Арендт, и фигура скульптора С.Т. Коненкова (1874 1971) выполненная в майолике Г.П. Левицкой.
Поэты и живописцы, скульпторы и певцы, женщина космонавт и знаменитый хирург все они соседствуют друг с другом. Что объединяет этих людей, кроме времени, в котором они жили?
Наверное, кипучая энергия и тот яркий след, который каждый из них оставил в судьбе русской истории.
Вот перед нами внушительная фигура пожилого человека с седой окладистой бородой. Манера живописи напоминает парадные портреты В. Серова. Глаза этого человека полны душевного огня. Это представитель династии русских меценатов, коллекционер, инженер - кораблестроитель Виктор Владимирович Ашик (1905 1985). Портрет был исполнен Пен-Варленом в 1972 году и, безусловно, является гордостью коллекции ярославского художественного музея, тем более ,что именно этому музею посчастливилось стать обладателем части знаменитой коллекции Ашика.
Произведения представленные здесь разного художественного уровня. Но это сочетание легкой искристой живописи и графики с менее удачными полотнами дает возможность бесконечно сравнивать и сопоставлять. Представлены классические образцы советского портреты тщательно прописанные, мажорные, ура-патриотические. Немало произведений написанных в стиле импрессионистов, который, вероятно, был популярен среди ярославских художников. Есть и произведения авангарда. О вкусах не спорят. Каждый на этой выставке найдет что-то близкое именно ему.
Колесо фортуны непредсказуемо. И где окажется каждый из нас трудно судить. Люди живут и умирают, а искусство живет в веках. Выставка продлится, к сожалению, всего лишь до конца апреля 2004 года.
Вера Мясникова