Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Болотцевские чтения

ЯРОСЛАВЛЬ
БОЛОТЦЕВСКИЕ   ЧТЕНИЯ

18 и 19 марта в Ярославле в здании Митрополичиьх палат 17 века прошли 9ые научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Она была создателем древнерусского отдела художественного музея и первой его экспозиции. Ирина Петровна внесла огромный вклад в изучение иконописи Ярославля и в особенности иконописной школы 17 века. Ярославль  - уникальный город, по тому, сколько  здесь сохранилось памятников 17 века очень высокого уровня: как храмов с их росписями так и икон. Болотцева всегда ратовала за то , чтобы изучать  и моделировать единое культурное пространство русского средневековья, а не делить его на музейные коллекции. Ведь в Ярославле, как и в некоторых других городах  все памятники разделены между художественным музеем и историко-архитектурным музеем - заповедником. Конференция позволяет достичь этой цели.

Доклады  читали представители Москвы, Ростова, Ярославля, Костромы и Рязани. Хотя конференция не ставит себе цели сконцентрироваться исключительно на изучении ярославского материала, именно местные памятники стали центром притяжения исследователей из разных мест. Ярославль  в 17 веке переживал мощный культурный расцвет. Этому периоду в научной литературе только недавно стало уделяться должное внимание. Долгое время 17 век считался временем упадка. Сейчас взгляды очень изменились. Безусловно, общее мнение в том, что это было время кризиса средневековья и время перехода от сознания средневековья к сознанию нового времени. Информационный поток   увеличился по сравнению с предыдущими временами. Процессы этого времени гораздо более сложные, чем во времена классического средневековья.

17 век   время особой эстетизации искусства.  Символика, как иконописи, так и храмовой живописи, значительно усложняется. Само по себе средневековое искусство глубоко символично. А в 17 веке эта символика достигает своего апогея. На конференции было несколько докладов  известных исследователей, посвященных эволюции того или иного символа  в рамках конкретного времени и культуры. Так Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова( Москва)  прочитала доклад  Атрибуты царственности в русской иконописи 17 века , где она проследила развитие изображения короны на голове Богоматери и Христа, а так же символов власти  - скипетра и державы.

Доклад Михаила Михайловича Красилина (Москва) был посвящен редкой иконографии  Несение креста , которая появилась в русском иконописании в 19 веке под влиянием западноевропейских памятников. В своем исследовании он привлек не только русские памятники, но и западноевропейские и греческие. Доклад его отражал различные стороны почитания креста Господня .

Постоянная участница этой конференции Юлия Николаевна Звездина (Москва) расширила сферу своих обычных исследований изображения зодиака. На этот раз она рассказала об изображении зодиака  рукописях Киево-Печерской Лавры второй половины 17 века.  Зодиакальные знаки уже встречались в это время в церковных книгах  буквально.в тесном переплетении со святыми и апостолами.   Юлия Николаевна посвящает этой теме почти все свои труды и каждый раз открывает новые аспекты ее.

Ярославская исследовательница Наталья Стефановна Каровская (Ярославль)  подробно рассмотрела эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона.  Исследовательница пообещала рассмотреть эту тему в более подробной хронологии на следующий год. Эта редкая  тема   сфера ее научных интересов уже многие и многие годы, ведь сама Наталья Стефановна, профессиональный звонарь.  Понятно, что для полного осмысления храмового действа необходимо рассматривать все его аспекты и в том числе и колокольный звон. Исследователей этой тематики крайне мало и соответствующий доклад был всем очень полезен.

Постоянная участница конференции Наталья Игнатьевна Комашко (Москва) рассказала о малоизученном творчестве хлыновских иконописцев первой половины 18 века Кузнецовых. Кроме того, Наталья Игнатьевна сделала незапланированное краткое, но чрезвычайно ценное сообщение о заимствовании иконографии иконы Богоматерь Умиление 18 века из ярославского Успенского собора от живописного образа из города Пассау (Германия), пришедшей в Россию через систему образов-посредников на рубеже 17-18 веков.  Долгое время в советской науке  любые заимствования и влияния пытались отрицать. Сейчас очевидно, что эти заимствования и влияния были всегда в той или иной степени. Они ни чуть не умаляют ценности русской культуры, поскольку они всегда творчески переосмыслялись   с одной стороны, а с другой они не мешали создать нечто самобытное и неповторимое. Сейчас уже вряд ли это можно отрицать. Другое дело, что пути видоизменения образа в процессе заимствования   это очень интересный  аспект .

Безусловную ценность всегда имеет рассмотрение архивных материалов. На них был построен доклад  ярославской исследовательницы Тамары Александровны Рутман   История церкви Дмитрия Солунского в документах .

Другие ярославские исследователи так же обратились к местным памятникам. Так Вячеслав Иосифович Сафронов реконструировал первоначальный архитектурный  облик церкви Иоанна Предтечи. Оксана Ильинична Добрякова  рассмотрела тексты сказания о ярославской иконе Казанской Богоматери. А Ольга Борисовна Кузнецова рассмотрела житийный цикл Николая чудотворца в иконе Лаврентия Севастьянова в сравнении с житийным циклом того же святого  во фресках церкви Николы Мокрого.

Так же важно рассмотрение до сих пор  до конца неизученных  фресок храмов Толгского монастыря в докладах ярославских исследователей   Любви Сергеевны Чепрасовой и Татьяны Владимировны Юрьевой.(Ярославль). Эти сообщения, прочитанные в самом конце были дополнены поездкой 20 марта в Толгский монастырь и осмотром его фресок.

Рассказать обо  всех докладах в рамках этого эссе невозможно. Болотцевские чтения имеют круг постоянных участников. Доклады этого года будут опубликованы  к следующей конференции.  В 2005 году в эти же дни пройдет юбилейная 10 конференция.

Горшкова В.В., заведующая Древнерусским отделом Ярославского художественного музея.
Мясникова В.В., младший научный сотрудник Древнерусского отдела  Ярославского художественного музея.