Л.И. Овчинникова
Томский областной художественный музей
Триумф искусства: сибирский эпизод
Искусство первых послереволюционных лет прошло через период кратковременной поддержки государства, отрицания, а затем мифологизации. В настоящее время появился устойчивый исследовательский интерес к воссозданию реальной картины развития раннесоветского искусства, что активизировало изучение процессов в отдаленных культурных центрах. Нами рассматривается небольшой временной отрезок, соответствующий первому периоду советской власти в Сибири, что позволяет на примере малоизвестного фактического материала подробно проследить, как крупнейшие исторические события отразились на художественных процессах отдельного города.
На «неслыханные перемены, невиданные мятежи» окраины откликнулись не сразу. В Томске, первом университетском городе за Уралом, крупном административном, научном и культурном центре, перемены после февральских событий 1917 в первую очередь коснулись общественно-политической жизни. В развернувшейся борьбе политических партий заметное место заняли большевики, оказавшиеся в Томске после знаменитой Нарымской ссылки в связи с призывом в армию. Город с началом войны, как центр губернии, стал крупным мобилизационным пунктом. В области культуры признаки обновления только наметились. Выделялась группа творческой молодежи, пытавшаяся привлечь внимание общественности к насущным проблемам художественного образования. В сентябре оживление в художественную жизнь внесло открытие выставки картин К. Зеленевского. Он, как и другие участники революционного движения 1905 – 1907 года, после Февральской революции смог вернуться на родину. Перед земляками после девяти лет эмиграции предстал самобытный художник, получивший образование в Краковской и Венской академии художеств. Накануне его картины успешно экспонировались в центральных залах Женевы и Цюриха, а имя с биографической справкой, которая до сих пор наиболее подробно освещает первые шаги в искусстве, включено в швейцарский энциклопедический словарь художников под редакцией К. Брена[1] Выставка нарушила остановившуюся выставочную жизнь, перенесла посетителей в атмосферу поисков современного европейского искусство, что было особенно актуально для начинающих художников, для которых Зеленевский открыл школу живописи и рисования (ил. 1).
Существенные изменения в жизни города, как и по всей стране, начались после октябрьских событий 1917, ознаменовавших новую эпоху. Победа большевиков означала приход к власти не просто активной группы. Она была носительницей самых радикальных позиций в российском и европейском социалистическом лагере. На начальном этапе в отдельных случаях декларируемые лозунги свободы и равенства реализовывались, что обеспечивало необходимый круг адептов, включая лучших представителей творческой интеллигенции. Они инициировали ряд беспримерных перемен, касавшихся всех сфер культуры, когда от центра до окраин шел процесс ликвидации органов Временного правительства и утверждение Советов. В Сибири новая власть просуществовала недолго. В результате переворота в мае 1918 было установлено правление белогвардейских правительств, которые сменились три раза, затем последовал период восстановления власти большевиков. Любая смена режима приносила хаос и разрушение, затем на новой идеологической основе предпринимались попытки созидания, которые осуществлялись с разной степенью успешности. Ни одна из них не получали завершения в силу краткости отведенного срока, оказав поверхностное воздействие на сферы культурной жизни. В Сибири художественные процессы на протяжении 1917 – 1922 развивались в экстремальных условиях и были предопределены политическими. Особой насыщенностью, плодовитостью и богатством интеллектуальной и культурной жизни отличался в Томске первый период существования советской власти.
После провозглашения большевистской власти 6 декабря 1917 в городе сложилась уникальная ситуация. В силу отставания политических процессов в Сибири новая власть опиралась на мощную демократическую составляющую, унаследованную от буржуазной революции, что сделало возможным развитие децентрализованной, автономной культуры на местах. Определенной линии в культурной политике не было. Большевикам в условиях саботажа нужны были работники для художественной агитации, пропаганды своих идей и лозунгов. Государство в ранние советские годы объявило новую культурную политику. А. Луначарский на пленуме ЦИК 11 апреля 1918 провозгласил свободу от государственной опеки деятелям искусства[2]. Отчасти это объяснялось тем, что местные инициативы не допускали, чтобы их прибрали к рукам. Сибири в этом отношении дополнительные возможности давала удаленность от центра. Кроме того отношение к инициативам было другим, чем в последующие годы, в силу наивной веры в революционную и культурно-созидательную силу масс.
В этих условиях сибирская интеллигенция, верящая в культурное развитие своего края, в полной мере использовало открывшиеся возможности. В Томске в это время на короткий период собралось много энергичных и талантливых художников с большим общественным темпераментом, что привело к возникновению духовной атмосферы высокого потенциала. На вынужденные каникулы из столицы приехали домой студенты художественных училищ. Художники из числа военнопленных Первой мировой войны были освобождены от обязательного пребывания в лагерях и стали участниками местных событий. Наряду с К. Зеленевским в культурную жизнь включился В.Е. Каменев, приехавший из-за границы, художники Я.И. Спачил, А.Т. Петропавловская, также новые фигуры для Томска. К ним присоединились местные художники Н.П. Ткаченко и Н.Г. Котов, творческая молодежь, художники-любители и целый ряд деятелей культуры. Всем активным участникам художественного процесса были близки позиции представителей левого фронта, они приняли революцию и поверили в возможность обновления искусства. Зеленевский подобно Д. Штеренбергу в Петербурге и другим, занял пост в местном Совете народных комиссаров и возглавил работу художественного отдела при Наркомпросе, приступив с единомышленниками к решению насущных проблем.
Основным препятствием на пути развития искусства Сибири оставалась неустойчивость художественной среды, что делало и без того тонкий культурный слой уязвимым. Он формировался усилиям художников из центральной части России, заполнявшими все культурные ниши, которые после их отъезда долго оставались пустыми. В результате их деятельности город с начала века стал признанным художественным центром региона. Здесь первым в Сибири в 1909 году возникло Томское общество любителей художеств. Оно ежегодно проводило художественные выставки с участием художников из других городов, преимущественно сибирских. Накануне 1917 года Общество переживало сложный период. Из-за отсутствия средств и помещения для занятий перед угрозой закрытия оказались организованные им классы рисования и живописи. Учащиеся с сожалением попрощались со своим преподавателем В. Малько, приехавшим по приглашению Общества после окончания мастерской К. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Стабильное развитие искусства могла обеспечить только подготовка собственных кадров, что безуспешно последние годы пыталась решить передовая общественность. Ни один из проектов не получил реальной поддержки со стороны местных властей, Министерства просвещения и Академии художеств. На волне революционных преобразований к реализации идеи создания собственного художественного учебного заведения приступили большевики.
Инициатива создания Сибирской народной художественной академии пошла «снизу». Как вспоминал позднее Г.Д. Лавров: «Художник К.К. Зеленевский, я, студент университета и 16-летний юноша из алтайской деревни В.Е. Зырянов сдружились на почве искусства и решили, что настало время открывать в Сибири Высшее художественное училище – Первую сибирскую академию художеств. На следующий день мы, три энтузиаста, пошли посоветоваться по этому вопросу к заведующему отделом народного просвещения Томского губисполкома – писателю Владимиру Матвеевичу Бахметьеву. Наша инициатива ему понравилась. Он обещал всячески помогать нам в реализации этого культурного мероприятия и поднять этот вопрос в Губисполкоме и привлечь внимание общественности»[3]. Далее события развивались стремительно: в марте открылась выставка картин К. Зеленевского и его школы и рисования[4] (ил 2), затем появилась статья художника «К вопросу об открытии в Томске народной художественной академии» о необходимости открытия Народной художественной академии[5], в апреле предложение было поддержано на заседании губернского отдела народного образования, затем Томского губисполкома. Окончательное решение об открытии СНХА приняли на пленуме Томского совета рабочих и солдатских депутатов 16 апреля 1918 почти единогласно[6].
Согласно «Положения о I Сибирской народной художественной академии в г. Томске» она получила статус высшего учебного заведения, дающего законченное художественное образование[7]. Срок обучения планировался не менее 3 и не более 5 лет. В академию принимались лица с 16 лет со средним образованием, но для наиболее одаренных образовательный ценз признавался не обязательным. Предполагалось создание трех отделений: живописи с подотделом графики, скульптуры, архитектуры.
Академия разместилась в реквизированном советской властью доме купца Ф.И. Деева (ил. 3). На ее полное оборудование предусматривалась необходимая сумма в 682 тысяч рублей, в первый год были выделено более 90 тысяч рублей на зарплату преподавателям, оборудование и содержание здания. На живописное отделение было принято 37 человек, на скульптурное – 9. Состав поступивших в результате конкурса оказался пестрым, но практически все имели среднее образование и неплохую начальную подготовку по будущей специальности. Многие учились в классах Общества, затем в школе живописи и рисования Зеленевского. Открытие архитектурного отделения было перенесено на осень. Председателем временного коллектива совета СНХА стал К.К. Зеленевский. Он же был утвержден руководителем живописного отделения, скульптурное возглавил П.П. Шерлаимов, учившийся в Московском училище живописи, рисования и зодчества. Преподавателями вспомогательных предметов (философии искусств, истории искусств, анатомии, химии красок, перспективы, оптики, всеобщей истории) были приглашены преподаватели университета и технологического института. в.
Сибирская народная художественная академия позиционировала свою доступность широким массам. Одним из проявлений демократизма стали новые принципы организации обучения, которые предполагали совместную работу преподавателей и учащихся в рабочих артелях.
При Академии постановлением пленума Томского губисполкома началось создание галереи в честь Октябрьской Рабоче-крестьянской революции. Идея ее организации принадлежала К. Зеленевскому, который опирался на опыт Флорентийской, Венецианской и других академий, при которых существуют картинные галереи, всегда доступные студентам для осмотра и копирования. Работу галереи направлял В.Е. Каменев, имевший опыт работы в музеях Европы.
Галерее был выделен конфискованный особняк купца первой гильдии И.И. Смирнова, одно из лучших зданий в городе, построенное в 1916 году по проекту архитектора П. Ф. Федоровского в стиле неоклассицизм (ил.4). Оно идеально подходило для выполнения новых функций. В подвальном помещении находились хозяйственные и служебные помещения, на первом этаже расположилась зона приема посетителей, а также, возможно, библиотека, лекторий и рабочие кабинеты. Второй этаж с просторным двухсветным залом с ионическими колоннами, куда вела широкая трехмаршевая лестница, был предназначен для экспозиции.
Деятельность галереи началась со сбора картин для выставки. Через несколько дней после принятия решения о ее создании члены художественной комиссии получили удостоверение на право осмотра и регистрации всех художественных ценностей города Томска, находившихся в частных руках, что в большинстве случаев стихийно превращалось в процесс формирования фондов. На вопрос о его законности ответить однозначно нельзя. С одной стороны, один из пунктов постановления об открытии галереи предполагал обращение к гражданам Томска и других городов с просьбой о пожертвовании картин, кроме того в списке картин, направляемых на выставку, отмечалось, что взяты они «у следующих лиц с их согласия»[8]. С другой – М.Ф. Бахметьева в своих воспоминаниях писала о том, что немало пришлось потрудиться им, будущим студентам академии, «по выявлению (с целью конфискации для галереи) у местных богатеев и бывших сановников ценнейших произведений живописи»[9]. В.Е. Каменев в газетной статье также отмечал, что «приходится прибегать к некрасивым действиям» и призывал владельцев ценностей извлечь их «…из-под спуда и замков … для всего народа и человечества»[10]. Совершенно очевидно, что в основном владельцы работ не доверяли новой власти и подчинялись только силе. Между тем новая власть демонстрирована способность не только изымать, но и давать средства. В условиях острейшей нехватки средств на картинную галерею и организуемую при ней библиотеку было дополнительно выделено 17 000 руб. Часть из них пошла на приобретение работ М.М. Полякова, который по общему признанию среди местных живописцев был «на голову выше». В отдельных случаях начинание получало реальную поддержку со стороны жителей города и художников. В дар в фонды галереи поступили в дар произведения иконописи от владельца известной иконописной мастерской И.А. Панкрышева с перспективой передачи нумизматической коллекции, а также работы К.К. Зеленевского, Н.П. Ткаченко и других.
Галерея была торжественно открыта выставкой 1 Мая 1918 года одновременно с Академией и была призвана нести искусство народу. Она начала принимать посетителей, главным образом, представителей трудящихся, солдат, школьников. В экспозицию вошли произведения из частных коллекций горожан и современных томских живописцев, а также работы, собранные ТОЛХ. Основное место заняли работы сибирских художников, в том числе полотна известных живописцев, творческий путь которых был связан с Томском: Л.П. Базановой, Г.И. Гуркина, А.О. Никулина, С.М. Прохорова и др., что отражало важные этапы развития регионального искусства с начала ХХ века. Их дополняли отдельные произведения западноевропейского и отечественного искусства.
При галерее начала работать художественная библиотека, был подготовлен план работы лектория.
Открытие Сибирской народной художественной академии стало знаменательным фактом в истории Сибири, хотя вскоре оно потерялось в потоке событий. В ряду заметных событий своего времени ее появление отметил столичный журнал «Аполлон». Она опередила свое время и была первой в ряду учебных художественных заведения нового типа не только в Сибири, но и в центральной части России, где подобные начинания были реализованы в ряде городов в 1919 – 1920 году. Беспрецедентным опытом в истории Сибири стало формирование и музейное экспонирование художественных коллекций.
Атмосфера созидания распространялась на все сферы культурной жизни. Как вспоминал позднее художник Н. Котов: «При первых большевиках жили бурно и весело. Кипела творческая активность, и наш маленький мир художников рождал, как полагается грандиозные замыслы, достойные революционной эпохи»[11]. Осталась в прошлом размеренная художественная жизнь с ежегодными рождественскими выставками ТОЛХ. За шесть месяцев первого периода существования советской власти прошло 3 групповых и 2 персональных выставки. Открывались небывалые возможности для творчества. Искусство развивалось по собственным законам, не испытывало давления со стороны власти в силу ее слабости и сосредоточенности на политической борьбе. Деятели искусства имели полную свобода выбора, что стимулировало развитие в Сибири новых тенденции,
Новаторские искания художников отличались неоднородностью. На выставках К.К. Зеленевского томичи из первых рук получили представление о новейших достижениях европейского искусства. Пройдя через импрессионизм, испытав влияние Сезанна, Матисса, соприкоснувшись с символизмом, художник в последних, уже написанных в Томске работах, стремительно эволюционировал в русле экспрессионизма
Предчувствие будущих экспериментов ощущалось в полотнах М.М. Полякова. Ретроспективный показ его произведений в мае 1918 показал незаурядный живописный дар и импрессионистическое в своей основе видение художника [12]. Декоративность, как одна из тенденций развития искусства своего времени, отчетливо проявлялась в работах начинающего одаренного художника В.Е. Зырянова, что было творчески воспринято им на уроках В.Д. Малько, ученика К.А. Коровина. Поиски художников впрямую соприкасались с этапом развития искусства, названном впоследствии «ранним авангардом».
Свежую струю в художественную жизнь города вносили выставки художников из числа военнопленных. Они впервые заявили о себе вскоре после установления советской власти открытием экспозиции, которая работала 24 декабря 1917 – 8 января 1918 года. На ней экспонировалось 200 работ, в том числе картины. Имена участников выставки на страницах местных газет не упоминались, но отмечалось, что в работах художников, прошедших через войну, остро ощущается тревожная атмосфера времени. При анализе последующих выставок указывалось на отказ от передачи перспективы и «декадентский уклон», что позволяет судить о преобладании в их работах современных средств выразительности. Например, у австрийского художника Рудольфа Ваккера, получившего впоследствии широкую известность у себя на родине, в рисунках томского периода получили развитие экспрессионистические тенденции[13].
Происходящие перемены вызывали поддержку демократически ориентированных деятелей искусств. Антидемократические тенденции объяснялись чрезвычайными обстоятельствами, скрывая сущность диктаторской системы. Использование силовых методов вызывало активное неприятие у другой части общества. В художественной среде произошло открытое размежевание сил в декабре 1917 во время подготовки 10 периодической выставки ТОЛХ. Поводом послужило различное понимание путей развития искусства, но последующие события показали, что в основе лежали противоположные политические позиции. После отказа от участия в экспозиции нескольких человек, ориентированных на традиционные решения, на групповых выставках стали преобладать работы художников, тяготеющих к новым средствам выразительности. Их поиски не отличались радикальностью, поэтому разрушительный характер, сопутствующий внедрению новых тенденций, в Сибири минимизировался, что сохраняло существующий тонкий культурный слой. Вместе с тем в художественную жизнь легко входили и ассимилировались привнесенные извне идеи. Они начинали функционировать, приводя в движение новые силы. Результатом выставочной деятельности в этот период стала регулярность многоуровневого диалога, широкое знакомство с результатами творческих поисков.
Период «первых большевиков» был овеян романтикой первых революционных лет и отличался масштабностью замыслов и дерзких свершений, что нашло отражение в названии картины – «Триумф искусства» - К. Зеленевского, впоследствии представителя Парижской школы. Несмотря на успешное начало эти свершения были исторически обречены. После падение советской власти 31 мая 1918 практически все учреждения, созданные большевиками, были закрыты. «Отголосок совдепии» Академия вместе с картинной галереей разделила их участь, несмотря на продолжительную борьбу преподавателей, студентов и передовой общественности. Они прекратили свое существование после постановления губернского комиссариата в начале июля 1918, что было поддержано членами Томского общества любителей художеств, выступившими с резкой критикой их деятельности. Многие художники уехали, спасаясь от преследований. Среди оставшихся в городе усилилась поляризация: одни открыто поддерживали новую власть, другие включились в подпольную работу. У всех участников незаурядные культурные начинания оставили след в биографии. Большинству студентов Академии в силу обстоятельств не суждено было стать художником, но на всю жизнь сохранился интерес с к искусству. Некоторые, утвердившись в правильности выбора профессии, настойчиво следовали по тернистому пути, двое из них (Г.Д. Лавров, Я. Николаев) стали Заслуженными художниками.
Общая картина перемен в искусстве Томска «при первых большевиках» была характерна для удаленных центров. В условиях децентрализации культурных процессов стремительно преодолевалось отставание, существовавшее долгие годы, были заметно расширены границы художественного пространства, шли поиски новых путей развития искусства. Это было время, когда, перефразирую слова Е. Лундберга, вслед за революцией еще не пришла сволочь и отчетливо проявлялись основные позитивные признаки переломного периода: создание новой картин мира, повышенная активность, взрыв творческой энергии, культ творчества. Несмотря на эпизодичность и дискретность, рассматриваемые локальные процессы органично вписываются в общую картину развития раннесоветского искусства и дополняют ее новыми ньюансами.
[1] Brun C. Schweizeirisches Kunstler- Lexikon. Frauenfeld, 1917. Bd.4 (Suppl.). S.708.
[2] Знамя труда, 1918, 13 апреля.
[3] Архив автора. Воспоминания Г.Д. Лаврова. 1989.
[4] Каталог выставки картин художника К.К. Зеленевского и его школы живописи и рисования. Томск, 1918.
[5] Знамя революции. Томск. 1918. 31 марта. №61.
[6] Государственный архив Томской области. Ф. 96. Д. 16. Л. 121-122. Заверенная копия Машинопись.
[7] Цит. по: Из истории строительства советской культуры. Документы и воспоминания. 1917 – 1918. М., 1964. С. 204 – 205.
[8] Отдел письменных источников Томского областного краеведческого музея. 10880/168. Копия. Машинопись
[9] Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 4204. Оп. 5. Д. 759. Л. 7-8.
[10] Знамя революции. 1918. 25 мая. №101.
[11] ЦДНИ ТО. Ф 4204. Оп. 4. Д. 75. Л. 1. Подлинник. Машинопись.
[12] Каталог выставки картин М.М. Полякова. Томск. 1918.
[13] Подробнее см: Овчинникова Л.И.Творческое наследие Рудольфа Ваккера в собрании Томского областного художественного музея // Уникальные коллекции художественных музеев России. Вторая Всероссийская Научно-практическая конференция (2009, Кемерово). Кемерово, 2011. С.153 – 159; Она же. Художники в сибирском плену (1915 – 1920) //Современный музей в культурном пространстве Сибири. Вторая межрегиональная научно-практическая конференция (Новосибирск, 2011). Новосибирск, 2011. С. 199 – 205.