26 января 2009 года в выставочном зале редакции журнала "Наше наследие" открылась фотовыставка "Вижу вас, божественные дали…". Куратор выставки Елена Владимировна Пашутина.
Экспозицию составили фотографии участников поездки в итальянские регионы Умбрии я и Марке группы искусствоведов и художников, организованной Ассоциацией искусствоведов.
Выставка экспонировалась до конца января. Список произведений и авторов прилагается.
На вернисаже участников и гостей приветствовали представители руководства редакции журнала "Наше наследие" и Ассоциации искусствоведов. Они напомнили, что название выставки – первая строка из стихотворения Вячеслава Иванова, посвященного Владимиру Сергеевичу Соловьеву и опубликованного в 1903 году в сборнике "Кормчие звезды".
На открытии со своими стихами, написанными по впечатлениям от этой поездки, выступили Елена Ларина и Вильям Мейланд. Первая их публикация – на нашем сайте.
"Наше наследие". Пресс-релиз выставки.
«Вижу вас, божественные дали…»
Не только увидеть, но и запечатлеть в фотографии «божественные дали» Умбрии вознамерились участники путешествия в Италию, организованного Ассоциацией искусствоведов осенью 2008 года.
Древние пейзажи, кажется, не изменившиеся со времен Вергилия и Франциска Ассизского, величие шедевров архитектуры и изобразительного искусства, пронизывающих и сегодня будничную жизнь прекрасно сохранившихся многочисленных старинных городков, настолько поразили даже искушенных в визуальном опыте искусствоведов и художников, что им захотелось поделиться своими наиболее яркими фотозапечатлениями.
Специально организованная в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» экспозиция знакомит с фотографическим мастерством участников путешествия в ту Умбрию, какой предстает она в начале ХХI века.
Говорить о том, что искусствоведам необходимо видеть подлинники изучаемых ими шедевров мирового искусства, всё равно что ломиться в открытую дверь. Это даже больше, чем очевидно. Однако жизнь за «железным занавесом» это исключала. И лишь редким искусствоведам и художникам, как правило, «Земную жизнь пройдя до половины», выпадало такое счастье. В начале 1990-х годов, с крушением тоталитарного режима, это стало возможным.
Проект итальянских поездок искусствоведов для «более углублённого знакомства с памятниками мировой художественной культуры», т.е. туристических профессиональных познавательных поездок начал осуществляться в 1995 году. Сначала в Италию. Но она оказалась неисчерпаемой, и мы отправляемся в неё практически ежегодно уже 8 лет (перерыв был связан с дефолтом 1998 года), а с 2003 года – каждую осень.
Осень 2008 года ознаменовалась поездкой по Умбрии и Марке. Мы побывали в Перудже, Ассизи, увидели раннехристианский храм у источников Клитунно (V век) и милый средневековый городок Норчу, потом опять была Перуджа, Орвьето, факультатив в Спелло и вновь Перуджа. Беванья (средневековый городок с прелестными храмами) и Монтефалько (панорама Умбрии, фрески Франческо Меланцио в Санта Иллюмината, фрески Беноццо Гоццоли в Сан Франческо и Сан Фортунато), поездка к этрускам в Кьюзи. Далее Сполето с его удивительным дуомо с фресками Филиппо Липпи и Пинтуриккьо. Незабываем Сан Пьетро ин Вале (аббатство, основанное в VII веке) – монастырь в горах с храмом с доджоттовскими фресками неизвестных мастеров.
Город Тоди с удивительной фреской Мазолино в церкви Сан Фортунато, о которой, как мне кажется, рассказать ничего невозможно, её надо видеть. Или церковь Санта Мария делла Консолационе, архитектурный проект которой создал Браманте. Она поражает чёткостью организации объемов, гармонической значимостью целого и отдельных частей. В этом маленьком итальянском городке, окружённом тремя линиями стен: этрусских, римских и средневековых, с прямоугольником площади, ограниченной тремя дворцами дель Пополо ( начало XIII века), дель Капитано ( XIII век ) и дель Приори, более позднего, где бытовал Подеста, по нашему – градоначальник, можно только благоговеть.
Переезд в Пезаро был намечен с остановкой в Губбио. Крепость Губбио рано включилась в историю италийского полуострова, о чём свидетельствуют замечательные артефакты её музеев. Как всякая крепость, Губбио стоит на возвышенности и обнесена стеной. В крепость можно добраться на примитивном фуникулёре, состоящем из подвешенных на канате двухместных стоячих открытых кабинок, в которые надо вскакивать на ходу. Но зато позволяющих любоваться красотой города и его окрестностей с высоты метров 50 – 60, радуясь своему парению над прекрасными холмами, садами и лесами Умбрии.
Нельзя не упомянуть узкие средневековые улочки, малюсенькие площади и великолепные здания этого сказочного города, с которым связано противостояние империй Римской и Византийской, гиббелинов и гвельфов, Монтефельтро и делла Ровере. Хорошо запомнились Палаццо деи Консоли с Пинакотекой, Палаццо Дукале с интересными артефактами, храмы Сан Франческо и Санта Мариа Нуова, украшенные фресками Оттавиано Нелли. Слава Богу, что у нас хватило времени и сил подняться к базилике Сан Убальдо, покровителя Губбио.
А еще были Урбания и Урбино и множество прекрасных впечатлений, с ними связанных.
Жизнь в Пезаро стала хорошим завершением более, чем двухнедельного цикла тяжёлой искусствоведческой работы – бесконечного изучения чудес пластики Италии, её пейзажей и строений. Спасибо всем, кто нам помог в этом.
Большинство участников этого маршрута АИС в составе 54 человек не расставались с фотоаппаратами. Их фотографии легли в основу настоящей выставки, причём каждый выбирал работы сам. Кураторам давалась лишь возможность отобрать 2 работы из представленных участниками для экспонирования.
Выставка стала прекрасным завершением нашей поездки, а поэтические строки Вячеслава Иванова «Вижу вас, божественные дали…» хочется многократно повторять, глядя на фотографии.
Борис Шумяцкий