Отделение искусствознания и художественной критики
Российской академии художеств
приглашает на презентацию Архива искусствоведа Марины Леонидовны Терехович, посвященного советскому монументально-декоративному искусству второй половины XX века.
Презентация Архива искусствоведа Марины Леонидовны Терехович пройдет в Белом зале Российской академии художеств 22 марта в 13.00.
Марина Леонидовна Терехович – специалист в этой области, в период 1974–1992 годов работала старшим консультантом Правления Союза художников СССР по монументально-декоративному искусству; сотрудничала не только с выдающимися мастерами, но была погружена в каждодневную творческую жизнь художников-монументалистов республик СССР.
Архив включает два основных блока:
– каталог оцифрованных изображений произведений монументально-декоративного искусства 1960–1990-х годов;
– материалы о бытовании художников-монументалистов в системе Союза художников СССР.
Кроме этого в архив вошло наследие членов семьи М.Л. Терехович – художников Михаила Филипповича, Антонины Каземировны и Анатолия Михайловича Ладур 1930-х – 1990-х годов, а также наследие художника Елены Саввишны Волынец (1898–1980).
Актуальной частью архива является каталог произведений советского монументально-декоративного искусства. Он включает большой массив изображений (более 1500) и сформирован по принадлежности автора к Союзу художников конкретной республики. В настоящее время эта часть архива готовится к публикации в электронном формате, что позволит расширить представление о монументально-декоративном искусстве, неразрывно связанном с градостроительной и социокультурной практикой страны.
Материалы, относящиеся к деятельности Союза художников СССР, разнообразны и включают документы о симпозиумах, семинарах, выставках, нормативные акты и т.д., а также некоторое количество рисунков, созданных московскими монументалистами во время заседаний художественных советов – дружеские шаржи, фантазийные композиции.
Корпус творческого наследия художников Ладур и Волынец на сегодняшний день скромен, так как большинство документов и произведений переданы в музеи и частные коллекции. Однако и в оставшихся материалах имеются уникальные документы. Например, в наследии художника-проектанта, первого редактора знакового журнала «Декоративное искусство СССР» М.Ф. Ладура сохранился документ, позволяющий взглянуть по-новому на некоторые аспекты жизни СССР в конце 1950-х годов. Это социологическое исследование, заказанное советским правительством брюссельскому Акционерному обществу «Паблик синтез и Дюпюи» в период подготовки к участию СССР в ЭКСПО-58.
В наследии Е.С. Волынец – ученицы А.В. Лентулова, близкой знакомой М.К. Соколова – заслуживает внимания попытка работы художницы в церковном искусстве, представленной раскрашенным рельефом Спас Нерукотворного 1950-х годов, в период ее творческих контактов с Наталией Соколовой (монахиней Иулианией), а также рисунок звонницы Антониево-Сийского монастыря работы художника А. Вахрамеева 1905 года.
Возможность сохранить архив в его полноте и многообразии, тщательно разбирать, изучать и публиковать материалы позволяла М.Л. Терехович уникальная творческая мастерская в старинном деревянном доме второй половины XIX века, который является ярким воплощением архитектурного наследия Москвы. К сожалению, сегодня здание уже не может больше выполнять свою функцию. Поэтому ведется интенсивное завершение работы с архивом и подготовка к передаче материалов в заинтересованные институции.
Презентация Архива искусствоведа Марины Леонидовны Терехович пройдет в Белом зале Российской академии художеств 22 марта в 13.00.
Все фото – из личного архива М.Л. Терехович