Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Международная научная конференция «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ. Искусство и культура во второй половине XX века». Москва, ГИИ. Прием заявок до 1 июня 2022

Государственный институт искусствознания МК РФ

Международная научная конференция

«ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

(Искусство и культура во второй половине XX века)»

29-30 сентября 2022 года, ГИИ

Как известно, Европа включает в свои условные границы пространства, которые в зависимости от контекста можно отнести и к западно-, и к восточноевропейскому региону. Эти территории (речь прежде всего о Польше, Чехии, Венгрии, бывшей Югославии) традиционно именуются Центральной Европой. В большинстве своем страны, объединенные этим термином, имеют за плечами долгую и противоречивую историю, связанную с первыми буржуазными революциями, разделами Польши, развитием пангерманизма, Балканскими войнами, не говоря уже о Первой мировой. Не потому ли конфликт между Востоком и Западом в Европе не только не исчерпал себя после краха СССР, но стал осознаваться как более сложный и многозначный?

Опыт Центральной Европы может пролить свет на многие вопросы, которые волнуют сегодня как Восток, так и Запад. Вместе с тем определение специфики этого региона в обратной исторической перспективе также является одной из интереснейших задач современности, справиться с которой можно только, глядя на Центральную Европу «со стороны», а вернее, с разных сторон. Поэтому среди участников планируемой конференции мы надеемся увидеть не только специалистов по искусству Польши, Чехии, Венгрии, Югославии и других стран региона, но также культурологов и историков искусства, специализирующихся на изучении Западной Европы, России или Востока.

Мы не настаиваем на жестких хронологических рамках, но хотели бы предложить сосредоточиться на периоде с конца Второй мировой войны и по настоящее время. Это позволит проследить эволюцию культурных процессов с момента образования «социалистического лагеря» до его исчезновения, а также сделать выводы о специфике художественной жизни в период национальной и политической эмансипации недавних соцстран.

Не претендуя на полноту раскрытия столь широкой темы, выделим несколько возможных направлений исследования:

– Вид с Запада. Центральная Европа как «бывшая Европа», «младший брат» СССР, особое социокультурное пространство в пору социализма; Центральная Европа как «новая Европа» и «младший брат Запада» после крушения железного занавеса. Национальное и общеевропейское: интеграция в европейский художественный процесс и сохранение самобытности в эпоху глобализации.

– Вид с Востока. Концепция «окна в Европу» в период «строительства социализма». Цензура, авторство, стиль, идеология и индивидуальность. Смена иерархий и предпочтений, взаимное удаление и отталкивание после 1989 года. Эволюция взглядов на общность и совместную историю.

– Эхо империй. Культурное взаимодействие с Германией, Россией, Турцией; проблемы исторической памяти, травм и покаяния; общий для стран бывшего Восточного блока опыт противостояния «старшим братьям», этнической дискриминации, тоталитарным системам разного рода.

– Центр и периферия. Специфика восприятия культурных явлений в зависимости от точки зрения. Как сегодня оценивается и изучается искусство Центральной Европы у нас (с позиций Востока) и на Западе (западная славистика)? Концептуальное осмысление центральноевропейского пространства: актуализация идей евразийства, междуморья и др. и их влияние на культуру региона.

– На пересечениях (Москва – Париж, Москва – Берлин, Москва – Нью- Йорк). Основные эмигрантские маршруты шли через страны Центральной Европы, которые играли роль не только «перевалочного пункта» для людей, но также «шлюза», хранилища и «адаптора» для художественных практик и идей. Многие из них заметно видоизменялись в процессе следования с Востока на Запад и обратно, многие «застревали» и «пускали корни» по пути. С этим связана, в частности, специфика неоавангарда в странах Центральной Европы.

Это лишь часть вопросов, которые можно было бы затронуть в ходе конференции, поэтому будем рады различным предложениям и пожеланиям от потенциальных докладчиков.

Оргкомитет: Д.Г. Вирен, Т.Ю. Гнедовская, Н.В. Злыднева, Е.В. Надеждина, И.И. Никольская, И.Н. Проклов

 

Заявки на участие в конференции и тезисы докладов (до 1000 знаков) просим присылать до 1 июня 2022 года на адреса:

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.– Вирен Денис Георгиевич

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.– Надеждина Елена Валерьевна

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.– Проклов Илья Николаевич.

В заявке необходимо указать фамилию, имя, отчество, ученую степень, звание, организацию, должность, контактную информацию.

Оргкомитет оставляет за собой право на отбор заявок.

Формат проведения конференции будет уточнен в течение лета.