ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ МУЗЕЯМИ
Применение технологий и тактик бизнес-менеджмента для успешного
функционирования музеев и галерей в современных условиях рынка
14.02-15.02.2013, Прага, Чешская Республика
В романтичной зимней Праге 14 и 15 февраля 2013 состоялась международная конференция «Искусство управления искусством: Инновационный подход в управлении музеями». В стенах отеля Radisson Blu Alcron в самом сердце чешской столицы компания MSB Events собрала лидирующих музейных экспертов из стран СНГ, Европы и США, чтобы обсудить, оспорить и подискутировать на актуальные темы управления музеями.
Уютный конференц-зал 5-звездочного отеля с красивейшим открытым потолком и круглыми столами для участников позволили сразу создать доверительную и располагающую для культурного обмена атмосферу. Конференция началась!
Ярким событием в начале, заложившим основной тон и атмосферу мероприятия, стала просьба председателя конференции Керол Нэвис (почетного директора по анализу из Смитсоновского Института, США) ко всем участникам кратко представиться и рассказать, что они любят в своей работе. Таким образом, с самого начала все могли увидеть и услышать своих коллег, что, конечно, облегчило дальнейшее общение и обсуждения.
Знакомство участников сменилось жаркой дискуссией на тему современного менеджмента музеев. Более 60% времени для директора должно составлять управление финансами?! Спорная концепция вызвала недюжинный интерес у представителей самых разных отечественных галерей и музеев!
Продолжил сессию харизматичный директор Хуан Севильяно из музея-театра Дали в Фигейрас (Испания), повергнув слушателей в небольшой шок и восхищение: музей Дали создает более 1800 рабочих мест ежегодно – к вопросу о том, как музей может влиять на жизнь вокруг, и не только в культурном плане.
Уникальным опытом управления в музеях разных стран поделился Андреас Блюм (Гронинген, Нидерланды): как преодолеть кросс культурный барьер и стать «своим среди своих» музеем! Об этом в выступлении директора музея Гронигер.
Ярчайшим событием дня стал интерактивный воркшоп от Кэрол Нэвис, познакомившей участников с трендом последнего времени – интердисциплинарностью. Выйти за рамки одного направления и проявить креатив в создании музейной экспозиции, было предложено прямо на мероприятии: брейнсторминг за столами и представление проекта за трибуной. Результаты работы – дюжина креативных идей для музейных экспозиций, начиная от грязных нефтяных денег и солнца в жизни человека, и заканчивая фундаментальным вопросом, что же такое зло.
Обсуждение предложенных проектов и идей продолжилось в неформальном русле во время изысканных кофе-брейков и обедов конференции. Все важнейшие решения принимаются в кулуарах, как мы знаем!!
Вторая половина дня затронула краеугольный камень многих отечественных музеев - вопрос поиска финансов. Где искать и как привлечь?! Решения на данные вопросы, и весьма нетривиальные, предложили отечественные и зарубежные эксперты. Покрыть до 50% расходов музея за счет круга друзей? Нет ничего невозможного, по мнению бывшего специалиста McKinsey, a ныне талантливого музейного директора Стефана Брандта из Гамбургского Кунстхалле. Бизнес-видение на благо искусства :)
Второй день мероприятия затрагивал еще один насущный вопрос музеев – привлечение посетителей и работа с ними.
Маркетинговые перипетии начались с круглого стола: как добиться WOW эффекта у посетителей и заставить его приходить вновь! Тему продолжила Анна Клюкина: более полувека Дарвиновский музей остается одним из популярнейших и любимых музеев москвичей и гостей столицы, возраст которых от 3 и до 90 лет!!
Провокационным докладом, вызвавшим немало споров у участников, стала практика украинского передвижного музея шоколада от Андрея Яблочкова. Яркое выступление с неоднозначной идеей, уверены, надолго запомнится музейным профессионалам!!
Завершал конференцию, без преувеличения сказать, титан современного музейного мира – галерея Тейт из Лондона!! Джесси Рингхэм рассказал о том, как без лишних затрат использовать по максимуму возможности социальных медиа. Более 2 миллионов посетителей только за неделю? Для Тейт такие цифры уже реальны!
Музеи, как современные институты, должны и вполне способны развиваться, оставаясь на страже культурных ценностей, но, не покрываясь пыльным налетом времени – главное резюме международной встречи. Задача не из простых, однако, уверены, с помощью подобных мероприятий, ее можно будет решить!
Совместное фото на память участников встречи и увидимся в следующем году!!!