Свою творческую деятельность Г. Сретенский и Н. Стеньшинская начали в 1920-е годы. Ученик П. Кончаловского Г. Сретенский был одним из основателей общества «Бытие», созданного в 1922-м году выпускниками и студентами ВХУТЕМАСа. Ученица И. Машкова Н. Стеньшинская вошла в его состав в 1925-м году.
История «Бытия» (1922-1929), одного из самых первых и заметных художественных объединений, особенно показательна не только для осмысления процессов, происходивших в художественной жизни 1920-х годов, но и шире - путей развития русского искусства в ХХ веке. За годы своего существования общество организовало восемь выставок, о которых писали ведущие критики тех лет, такие как Ф. Рогинская, А. Сидоров, Я. Тугендхольд, А. Федоров-Давыдов, Игн. Хвойник и другие. В Шестой выставке объединения вместе с учениками принимали участие их учителя – П. Кончаловский, А. Куприн, О. Осмеркин. После распада объединения судьбы его участников сложились по-разному. Но представители основного ядра общества, такие как Г. Сретенский и Н. Стеньшинская, пройдя все сложные перипетии художественной жизни 1920-х годов, искушения рубежа десятилетий и диктатуру соцреализма 1930-х, сохранив преданность станковой живописной картине и своим учителям, стали верными продолжателями традиции московской школы живописи.
Тогда, в 1920-е годы, пытаясь по-новому переосмыс¬лить творческий опыт своих наставников - «бубнововалетцев», «дети своего времени» - художники «Бытия» с самого начала заявили о себе, как об «обществе-школе», анализирующей наследие предыдущих живописных достижений и на основе преемственности стремящейся к синтетическому содержательному оформлению действенного бытия.
В каталоге Пятой выставки картин общества молодые художники декларируют «Протест против крайностей левого искусства, к 1921 году пришедшего в лице конструктивизма к полному отрицанию станковой живописи и ее социального значения, явился связующим звеном между организаторами «Бытия». Лозунг крепкого, реалистического искусства в дальнейшем развивался и углублялся обществом. Являясь по преемственности наслед¬ником «Бубнового валета», «Бытие» в последующем своем раз¬витии отказалось от свойственного своему предшественнику су¬губо формального отношения к вещи. (...) Только путем отказа от самоцельного пользования живописной техникой возможно для русской живописи стать вновь социальной. Таким образом, базируясь на приемах и методах, выработанных «Бубновым валетом», «Бытие» подошло к проблеме нового содер¬жания. Ограничиваться лишь разрешением чисто живописных задач — означало бы бесконечно продолжать эпоху этюдности, и так уже замкнувшую русскую живопись в круг узко социаль¬ных интересов. Отсюда-то и возникает ответственнейшая за¬дача, ставшая перед «Бытием» и определившая пути его даль¬нейшего развития. Это — вопрос о создании картины, как за¬вершающей формы, столь характеризующей и выражающей предмет, что она сама по себе является содержанием».(1)
Пейзажи и натюрморты становятся главными жанрами для большинства художников объединения на многие годы, теми жанрами, в которых они стремились воплотить свое восприятие феномена бытия. «Что бы ни писал живописец из "Бытия", он всегда фиксирует внимание зрителя на том, что—будь это человек, дерево, вещь, о6ъект его внимания обладает обязательно красочной плотью и кровью, он как бы подчеркивает мате¬риальность бытия. Как пласты "сырья", ожидающего волевой руки, встает перед нами действительность, она как бы зовет на творчество, на организацию себя; чрез материю, чрез "вещность" следует воспринимать мир - вот чему стремится научить глаз живописец из "Бытия"», - писали художники в каталоге Первой Районной выставки картин(2).
После распада объединения брат Н. Стеньшинской И. Стеньшинский организовал «Бригаду московских художников», в которую вошла часть бывших членов «Бытия», Сретенский и Стеньшинская в их числе.
Помимо писания уже традиционных для себя пейзажей и натюрмортов, художники, повинуясь новым требованиям времени, начинают работать над жанровой, тематической картиной. Однако своей главной задачей они по-прежнему считают работу с натуры и делают множество подготовительных этюдов.
Все произведения Г. Сретенского и Н. Стеньшинской 1920-30-х гг. погибли в годы Великой Отечественной войны. Что представляли собой эти работы, мы можем судить только по нескольким черно-белым репродукциям, отзывам в прессе 1920-х годов и архивным протоколам, сохранившим обсуждения выставок 1930-х годов. Н. Г. Сретенский, и Н. Стеньшинская не вели дневников, не оставили мемуаров, а письма, если и писали, то не хранили. Вся жизнь художников – в их холстах. И, не смотря на то, что навсегда исчезли ранние произведения Сретенского и Стеньшинской, их послевоенные работы - убедительное свидетельство того, что со времени ученичества во Вхутемасе до самой смерти они оставались преданными традиции, рожденной еще в самом начале 1910-х годов крупнейшими мастерами ХХ века, собравшимися тогда в объединении «Бубновый валет», и утвердившей свою жизнеспособность в искусстве потомков.
-------------------------------------------------------------
1.Каталог V-й выставки картин общества художников «Бытие». 1927 г.
2. Каталог Первой районной выставки картин общества художников «Бытие». 1928 г.
Вехи жизни Григория Александровича Сретенского
25.11.1899 Родился в Москве, в семье священника, архивариуса А.А. Сретенского. Май 1918 Окончил Московскую духовную семинарию. 11.10.1918 Зачислен студентом Московского государственного университета на историко-филологический факультет. 1918–1924 Студент Высших художественно-технических мастерских по живописному отделению мастерской П.П. Кончаловского. 1921–1927 Член-организатор общества художников «Бытие». Участвует в ежегодных выставках общества. 1927–1932 Член Ассоциации художников революционной России (АХРР). На выставке «10 лет Советской власти» показывает картину «Похороны товарища». Участвует в выставке «15 лет Советской власти» и в международных выставках в Японии и Венеции. с 1932 Член Московского отделения Союза художников РСФСР. Постоянный участник выставок МОСХ. 1934–1938 Командировки в составе «Бригады московских художников» в Казахстан и Киргизию. Участвует в ежегодных в отчетных выставках «Бригады» в Алма-Ате, Фрунзе и Москве. Шесть работ приобретены в Национальную галерею Казахстана, г. Алма-Ата)*.
1929–1941 Работает по договорам в «Московском товариществе художников». 1941–1945 Участник Великой Отечественной войны. Полковой художник. с 01.10.1945 Педагог студии инвалидов Отечественной войны. с 01.10.1947 Педагог студии Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов. (ВЦСПС) Контрактант Живописного выставочного комбината Московского отделения Художественного фонда. 1956–1962 Член бюро живописной секции МОСХ. 1–14.10.1960 Туристская поездка во Францию. 1961 Избран членом правления МОСХ. 1962 Делегат Всероссийского съезда художников, делегат Второго всесоюзного съезда художников. Избран ответственным секретарем ревизионной комиссии МОСХ. Состоялась первая персональная выставка художника (совместно с Е. Васильевым). 25.12.1963–5.01.1964 Туристская поездка в Италию. 1973 Умер. Похоронен в Москве на Покровском кладбище.
* Казахская Государственная художественная галерея закупала в 1930-е гг. произведения Сретенского. Но сегодня этих работ в музее нет. Согласно сохранившейся в архивных документах информации, любезно предоставленной руководителем центра классического зарубежного искусства Галиной Николаевной Сырлыбаевой, имеются в виду следующие работы: «Упаковка яблок». Х., м. 165х130; «Мать». Х., м. 170х130; «Гуртоправ». Х., м. 70х180. Кроме того, в различных источниках упоминаются другие работы Сретенского –«Резка яблок», «Речка Весновка», «Горный речей», «Натюрморт с клубникой», «Натюрморт с персиками».
Вехи жизни Нины Сергеевны Стеньшинской
18.01.1901 Родилась в Тамбове, в семье инженера-железнодорожника и учительницы. 1922–1927 Студентка Высших художественно-технических мастерских, мастерская И.И. Машкова. 1923 Знакомство с Г.А. Сретенским. Начало совместной жизни. 1925–1928 Член общества художников «Бытие». Принимает участие в выставочной деятельности общества. 1928–1932 Член Ассоциации художников революционной России. Участвует в выставках общества. 1930 Рождение сына Петра. с 1932 Член Московского отделения Союза художников РСФСР. Постоянная участница выставок МОСХ. 1934–1938 Командировки в составе «Бригады московских художников» в Казахстан и Киргизию. Участвует в ежегодных в отчетных выставках «Бригады» в Алма-Ате, Фрунзе и Москве. Несколько работ приобретены в Национальную галерею Казахстана, г. Алма-Ата*. 1937 Рождение дочери Натальи.
1941–1945 В годы войны эвакуирована с детьми в Татарстан (д. Бугровка), потом – в г. Фрунзе. Участвует в республиканских выставках в г. Фрунзе. Контрактант Живописного выставочного комбината Московского отделения Художественного фонда. 1982 Состоялась первая персональная выставка художницы. 1988 Умерла. Похоронена в Москве на Покровском кладбище.
* Казахская Государственная художественная галерея закупала в 1930-е гг. произведения Стеньшинской. По информации Г.Н. Сырлыбаевой, имеются в виду следующие работы: «Сбор яблок». Х., м. 220х138; «Сбор клубники». Х., м. 180х138; «Возвращение гурта». Х., м. 100х140. Кроме того, в различных источниках упоминаются другие работы – «Пианистки», «Пейзаж с деревьями», «Пейзаж с шиповником».
Мотовилов Георгий Иванович. 1892-1963.
Георгий Иванович родился в семье представителей известного со времен Дмитрия Донского дворянского рода. Мотовилов не получил классического художественного образования, но практическая работа в студиях лучших скульпторов начала века, среди которых был С.М. Волнухин во многом сформировала художника. Уже после революции Мотовилов продолжил учебу во ВХУТЕМАСЕ у С..Т. Коненкова. Этим двум корифеям русской скульптуры Мотовилов обязан прекрасным пластическим языком, мастерской работой в различных материалах, в том числе - дереве, символизмом и одухотворенностью образов.
Г.И. Мотовилов в 20 годах был членом «ОБИС» ( Общество искусств), а затем и общества «БЫТИЕ». В эти годы художник дружил и был близок с А.Куприным и П. Кориным. В 1928 году участвовал в выставке АХРР. Заявил же о себе в полный голос скульптор в 1937 году, когда на выставке в Париже в павильоне Росси была представлена его работа «Металлург». Скульптура получила «Гран-при» этой экспозиции. Ныне она – в собрании Государственной Третьяковской галереи. Дальнейшая работа скульптора была связана с работами над сюжетными рельефами в московском метро. Скульптурный декор станций: «Электрозаводская» и «Смоленская», «Октябрьская» и «Парк культуры» демонстрирует идею синтеза архитектуры и пластического искусства.
Значительными по воплощению силы образа, неформального композиционного решения явились памятники А.Н. Толстому для Москвы (у храма Большого Вознесенья) и А.П. Чехову в Ялте. Очередной творческой удачей стал памятник Кутузову в Смоленске. Скульптура, созданная Г.И. Мотовиловым. несет в себе золотые правила классической скульптуры, чуткое понимание законов архитектоники, правил взаимосвязи скульптуры и пространства.
Мелкая пластика Мотовилова мало известна зрителю, но лучшие произведения доносят красоту, импрессионизм пластического языка (Портрет С.М. Волнухина.1913), остроту образного наполнения, где за всеми признаками реализма ясно видна экспрессия чувств ( Портрет металлурга.1937; «А.С. Пушкин.1939).
Нерода Георгий Васильевич родился в 1895 году в Чернигове. Отец, Василий Васильевич Нерода, был представителем старинного черниговского дворянского рода, мать будущего скульптора была из семьи священнослужителей. Окончив черниговскую гимназию, безусловно одаренный юноша успешно проходит творческое испытание в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и поступает туда в 1913 году. Начал Нерода обучение в училище одновременно на скульптурном и архитектурном отделении, что несомненно, помогло в дальнейшем творчестве скульптора. Молодому дарованию повезло в том, что познанием законов пространственного построения скульптурных масс, он обязан великому мастеру второй половины ХIХ века – С.М. Волнухину. Его творческой концепцией всегда была верность идее неразрывной взаимосвязи художественных навыков с широтой теоретического познания. Только обладая этим двуединством, художник получает свободу во взаимосвязи традиции и современности, в возможности интерпретировать ее соответственно новаторству современного мышления. Характерность должна быть положена в основу художественного образа, пластическое построение всегда подчинено законам эмоциональной образности автора. Георгий Васильевич вспоминал С.М. Волнухина, как своего любимого учителя, сумевшего раскрыть ему тайну взаимосвязи конструктивной основы формы с психологизмом и монументализмом изобразительного языка.
Являясь не только очевидцем, но и подчас участником многих бурных событий общественной жизни первых десятилетий 20 века, молодой художник не смог не поддаться энтузиазму и романтизму новых свершений. Именно в этот период рождены образы В.И.Ленина, И.Я. Франко, В.Г.Короленко, Т.Г Шевченко и Л.Н. Толстого. Все эти работы характерны прежде всего стремлением достигнуть того уровня психологизма, который помог бы осознать значимость персонажа. К наиболее значимым для этого периода надо отнести портреты А.В.Луначарского (1928) и Я.М. Свердлова (1930). В эти годы молодой скульптор связывает свою творческую судьбу с Ассоциацией художников революционной России (АХРР). Нерода много работает над созданием портретных образов, работает в станковой пластике: Фритьоф Нансен (1926, ГТГ); Рыбак,(1929, ГТГ); Торс(нач.30-х); Колхозницы, (1930); После старта(1935, ГТГ). Будучи верным продолжателем лучших пластических традиций московской скульптурной школы, он стремится к наиболее полному достижению взаимопроникновения портретного сходства и психологической глубины образа, монументальной значимости и убедительности пластического решения. Портреты Я.М. Свердлова, Н.Г. Чернышевского, А.В. Луначарского характерны выявлением основной сути личности, сложным психологическим содержанием в сочетании с известной долей революционного романтизма. В этой связи нельзя не отметить портрет В.Я. Брюсова, созданного в 1927 году ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.). Одухотворенная сдержанность и отрешенность образа воплощают идею некоего этического идеала, благородства ума и характера.
Творческий путь скульптора неотделим от судьбы России. Предвоенное десятилетие посвящено поисками своего стилистического направления в монументальной скульптуре. В эти годы Георгий Нерода работает над монументом «Первой Конной Армии», скульптурой И.В.Сталина для Парижской выставки, над памятником писателю М.М. Коцюбинскому для Винницы.
Особо значимым произведением в творчестве скульптора является портрет А.С. Пушкина, выполненный в 1949 году( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.) Стремление раскрыть духовное величие поэта, его страстный порыв вдохновляло многих художников, каждый из которых представлял зрителю своего Пушкина. По силе образной характеристики, по высокому мастерству пластического построения, портрет поэта - один из самых проникновенных произведений скульптора.
Говоря о тонко моделированной пластике портрета, увлеченности скульптора выразительностью модели, живописности лепки, вспоминаешь замечательные образы Серго Орджоникидзе 1954 ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.),
В.В. Куйбышева,1958 ( экземпляр в бронзе находится в Третьяковской галерее.),
В.И. Чапаева 1979 (экземпляр в мраморе находится в Третьяковской галерее).
В 1960 году перед военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского установлен бюст, выполненный в граните. Рождению этого могучего образа русского ученого предшествовала долгая и кропотливая работа автора по изучению материалов. «…Мне хотелось передать не только портретное сходство, но и огромный талант, постоянные искания великого русского ученого, его взгляд в будущее…», вспоминал скульптор.
Отдавая дань защитникам России в годы тяжелейшей войны, Нерода создал очень эмоциональный монумент Славы в Белгороде, памятник Защитникам Заполярья, монумент Победы в Новгороде, Героям-морякам в Североморске. Мастер портрета, он сумел найти необыкновенно точное сочетание больших форм с пространственным ритмом пластических масс, их взаимосвязь с окружающей средой. Среди значимых монументальных работ хочется отметить комплекс «Героям Перекопа», памятник Н.Г. Чернышевскому для Москвы. Среди мононументально-декоративных композиций хотелось бы назвать работы для Драматического театра в Барнауле, Челябинского театра оперы и балета.
Умер Георгий Васильевич в Москве в 1983 году.