Центр современного искусства М'АРС
приглашает 13 апреля 2010 г. в 19:00
на открытие выставки "Темы и вариации",посвящённой 100-летию живописца Виктора Эльконина.
7 марта 2010 года Виктору Борисовичу Эльконину исполнилось бы сто лет.
На выставке в ЦСИ М'АРС будет показано около 40 живописных работ, самые важные для мастера и любимые им циклы: "Модель со свечой", "Музей для себя" (Вольные копии), "Натюрморты", "Свечи горящие свечи потухшие" и другие. Учителями и друзьями Эльконина были такие замечательные художники, как Павел Кузнецов, Владимир Фаворский, Константин Истомин, Лев Бруни. В 1930 году В.Б. Эльконин стал членом общества "4 искусства". Виктор Борисович, монументалист по специальности, работавший над мозаикой кинотеатра "Октябрь" (1967) в Москве, создавший гобелены "Русские города" (1976) для советского посольства во Франции, витражи для Музыкально-драматического театра в Кызыле (1981), и в станковых полотнах проявлял себя масштабно - он мыслил циклами, а не сериями. Циклы Эльконина - "Рыбачье" (1954), "Сети" (1961), "Модель со свечой" (1968), "Вышивальщицы" (1971), "Стулья" (1971) - вбирают в себя всю специфику серийной организации материала, позволяющие создать неограниченное число субъективных вариаций на одну и ту же тему. Характерно и то, что его циклы развиваются не "вдоль" темы - от начала, через развитие, к завершению, а "вокруг" неё.
На фоне всегдашней цветовой и интонационно-композиционной сдержанности автора редкие, достаточно экспрессивные решения звучат особенно выразительно.
Работы художника находятся в крупнейших музеях России: ГТГ (19 работ), ГРМ (15 работ) и других, а также в музеях и частных коллекциях Франции, США, Германии, Великобритании.
Контакты:
Татьяна Кроль, искусствовед
Центра современного искусства М'АРС
Tel. (+7 495) 623 66 90
E-mail:
www.marsgallery.ru
Памяти Виктора Борисовича Эльконина (К 100-летию со дня рождения)
В последней трети ХХ века Виктор Борисович Эльконин выделялся в среде людей, причастных к изобразительному искусству своей значимостью и значительностью.
К нему как-то сам по себе как бы прилип статус Наставника не выданный ему руководством общества. Этот статус Мастер заработал своим творчеством и качеством жизни: воина, профессионала высочайшего уровня, гражданина.
Он был добр, уважителен и мил в общении с самыми разными людьми, он помогал поступками и советами, когда к нему обращались или когда он считал какое-либо дело, даже мало к нему относящееся, своим долгом.
Виктор Борисович знал свой вес и значение в сообществе художников и потому помогал каждому, кто, по его мнению, способствовал развитию событий художественной жизни в том направлении, которое он считал правильным, справедливым и способствующим тому, за что он боролся всю жизнь – созданию истинных произведений изобразительного искусства.
Художник Эльконин был и выдающимся искусствоведом не только по объёму и глубине знаний о художниках и художестве, не только по меткости и чёткости статей критика Э.Викторова, кем он был в 30-е годы, работая в периодике. В своих «вольных копиях» он прокладывал пути постижения произведений великих мастеров прошлого, показывал единство смыслов художественных приёмов и алгоритмов изобразительного искусства во все времена его бытования.
Как и все большие художники, Виктор Борисович Эльконин – бессмертен в своих работах, оставленных им, чтобы мы, наши дети и внуки, верно понимали время его жизни, встречаясь с ними на разных выставках.
Как обрадовал и заставил меня многое вспомнить и о многом подумать натюрморт Мастера на выставке «Зеркала» в ГТГ в декабре 2009 года.
О бессмертии Мастера на этой же выставке мне ясно указали три работы его внучки – Натальи Элькониной, продолжающей художественную традицию Деда в своих объектах, начало которым было положено разборами им её натурных рисунков - татарских улочек в Гурзуфе, свидетелем которых мне посчастливилось быть очень, очень давно.
Об этом же говорило незабываемое пространство допожарного Манежа на выставке дочери Виктора Борисовича, завязанное в прекрасную художественную целостность из бетанкуровских балок и пространственных объектов Марии Элькониной, по-художнически соответствующую безупречному в своей элегантности и значимости пространству уже посмертной выставки Виктора Борисовича Эльконина в Воротниковском переулке.
5 апреля 2010 года Борис Шумяцкий