Центр современного искусства М’АРС приглашает 8 июля 2010 года в 18.00 на открытие проекта
«ВВЕДЕНИЕ В ПРИЗРАЧНОСТЬ».
Выставка представлена в рамках II Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Выставка продлится до 31 июля 2010 г. включительно в ЦСИ «М’АРС» (Пушкарев пер., д.5) с 12:00 до 20:00 ежедневно, кроме понедельника.
ВВЕДЕНИЕ В ПРИЗРАЧНОСТЬ группа “ПО ИСКУССТВУ”(Алина Глазун, Александр Журавлев, Юлия Ишмуратова + Алиса Богоявленская)
«Язык есть дом бытия»М. Хайдеггер
Призрачность живёт в соседнем доме.Дед Рийяр
«ВВЕДЕНИЕ В ПРИЗРАЧНОСТЬ» – проект, который разворачивается как в пространстве, так и во времени. Это “haunted site”, сумеречная зона, где материальные объекты пробуждают ощущение призрачности, воспоминания о том, чего возможно никогда не было или о том, что могло бы быть, но, возможно, никогда не наступит. Проект включает в себя инсталляции, фото и видео материалы, которые отсылают как к традиционным, фольклорным представлениям о призраках, так и к вопросам призрачности времени и места, образа и знака, знакомят зрителя с призрачностями, о которых упоминал Ж. Деррида, и, наконец, конституируют призрачность как некую пограничную ситуацию.
Пространство экспозиции создает особую темпоральность, которая и порождает призрачность. Освоение этого пространства зритель начинает, буквально сталкиваясь лицом к лицу с двухметровой ушасто-крылатой скульптурой-инсталляцией. Сочетая в себе образность “классических” привидений и детали, относящиеся к современной массовой культуре, инсталляция сбивает зрителя с толку, но, в то же время, настраивает его на “волну призрачности”.
В следующем зале представлены объекты, фото и видео документация перформансов, где персонажи попадают в современную реальность и, хотя к их появлению есть все предпосылки, они не могут в неё вписаться. Приход квази-Ленина к Мавзолею и на первомайскую демонстрацию заканчивается арестом и нападением. Больше везет античным богам, но и они уходят в неизвестность по московским бульварам. Фото-опус «И ковёр посмотрел на меня» намечает грань между одушевлённым и неодушевлённым.
В третьем зале-коридоре, зрителю предстоит неожиданная встреча с призрачным в лице двойника уже знакомой ушастой инсталляции: этот «повтор» - метафора сложных отношений призрачности со временем, того, как призраки являются нам из будущего-всегда-уже-прошедшего. Здесь же находится серия фотографий, посвященных исследованию городской среды «на призрачность». Расположенный там же видеоарт кажется неоконченным и состоит лишь из секундного плана, пытаясь определить смысл которого (задача даже теоретически невозможная), зритель додумывает последующие и предыдущие кадры, вызывая тем самым к жизни призраков киноэкрана.
Тема дискретности времени получает развитие в инсталляции «94». Светомузыкальный робот-трансформер из кассетных магнитофонов отсылает зрителя к стилистике эпохи 90-х, ненадолго вернувшейся в 00-е в виде нью-рейва. Инсталляция создаёт петлю времени длиной в 12 лет, в середине которой и оказывается зритель. Ему, охваченному безумной ностальгией, остается только отжигать в компании призраков – собственных теней на противоположной стене.
Еще одна комната представляет собой стерильно-белое помещение пронизанное ощущением невесомости. На парящих над полом лестницах вырастают маленькие причудливые объекты, хрупкая гармония которых построена на самых неожиданных сочетаниях самых обыкновенных бытовых предметов. Радость узнавания и полное доверие собственной интуиции и воображению дает зрителю возможность постигать бесконечные призрачные миры.
Попадая внутрь аудиоинсталляции “Белый шум”, зритель оказывается в сумеречной зоне. Туман и рассеянный свет растворяют пространство, отсутствие ритма останавливает время. Из шума, на границе потока звуковой информации и ее осмысления в качестве речи, рождаются призраки.
Экспозиция завершается залом с чёрной пустотой, в центре которой лишь призрачный едва ли материальный “блик”. В кажущейся абстракции форм постепенно угадывается, нечто близкое человеческому миру. Но что это, та кульминационная точка превращения хаоса в космос или просто чёрная комната, в которой обитает призрак?
Каждый объект и вся экспозиция в целом образует складку “вывихнутого” времени – границу, то место где призрачность заявляет о себе. Эмпатия, необходимо сопутствующая взаимодействию зрителя и произведения искусства, активизирует имманентное свойство человеческого сознания анимизировать вещи. Возникает переживание “до странности знакомого”, а вместе с этим предчувствие границы - единственной ситуации, где вещь предстает одновременно одушевленной и неодушевленной. Зритель может только воображать, что находится “там”, за этой границей, догадываться интуитивно. Призрачность возникает как предчувствие Другого Бытия, как блистательная догадка...
Кураторы Группа «ПО ИСКУССТВУ» Со-куратор Ирина Яшкова