Художник Валентина Челинцова (1906-1981) – новое имя в истории отечественного и европейского искусства ХХ века.
19 апреля 2021 в Отделе литературы по искусству Челябинской областной научной универсальной библиотеки состоялась презентация научной монографии Г.С. Трифоновой «Валентина Челинцова (1906-1981) : жизнь и творчество в объемном времени». Москва, издательство «БуксМАрт», 2021. – 528 с.: ил.
Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Из предисловия автора
В наши дни идет осмысление того, чем и каким было искусство ХХ века в жизни ушедшего столетия. И хотя целостная модель уже просматривается, итоги художественного процесса подводить преждевременно, так как, во-первых, продолжают работать художники, начавшие свой путь в ХХ веке; во-вторых, очевидно, что многое из того, что возникало и развивалось в столичной художественной среде, и особенно в регионах нашей необъятной России, остается малоизвестным, нераскрытым, неосмысленным или недоосмысленным.
Данное издание посвящено жизни и творчеству именно такого значимого художника, без которого представление об искусстве ХХ века будет неполным. Валентина Николаевна Челинцова (1906–1981) – участник, свидетель и вестник отечественного искусства ХХ века и многого, что в нем происходило, начиная с 1920-х годов и вплоть до переломных 1980-х. По территории творчества она принадлежала Саратовскому Поволжью (родилась в Хвалынске) и Южному Уралу (с 1932по 1971 жила и работала в Челябинске), но по значимости, несомненно, является русской художницей советского периода. Получив великолепное художественное образование в советское время (Саратовский художественный техникум, Ленинградская Академия художеств и Московский полиграфический институт), она впитала в графике: в рисунке, гравюре и искусстве книги традиции символизма мирискусничества и живописные традиции русского символизма саратовской школы, современного поставангардного пространственно-пластического мышления и образной выразительности формы, развив их в своем творчестве в напряженной теоретической, творческой и педагогической практике в живописи, уникальной графике и гравюре, в искусстве книги, в скульптуре. Вместе с тем, перед нами мастер, искавший связей со всем искусством различных времен и народов, и в зрелые годы не терявший контакт с мятежными двадцатыми, совпавшими с ее юностью и молодостью, – В.Н.Челинцова стремилась увидеть жизнь во всех ее измерениях и передать языком символическим в своем творчестве, многообразном по видам, техникам и способам создания произведений.
Очарованная искусством, испытывавшая постоянный и непрерывный рост духа и творчества на протяжении всего жизненного пути, Валентина Николаевна в последнее десятилетие своей жизни, вернувшись на родину, осмысливала законы искусства и стояла на пороге новых открытий. Поэтому оставшийся нам итог – художественное и теоретическое наследие художницы выглядит так двойственно: и завершенным, и незавершенным одновременно. И в этом – сама природа В.Н. Челинцовой – творческая и человеческая, совпадающая с природой искусства – оно никогда не кончается и направлено в бесконечность…
Удивительная мягкость, теплота, чуткость к людям наряду с твердой непреклонной волей к творчеству и силой характера, проявлявшегося в естественном самоограничении и саморастворении в искусстве и в требовании того же от учеников! Но главная не утрачиваемая с годами черта – очарование природой и искусством, красотой, глубокая заинтересованность и способность пробуждать творческие струны в других душах. И все это – на основательном теоретическом фундаменте знания законов искусства, пропущенных через собственное мировосприятие и отношение, основанное на твердом анализе творческого опыта – другого и своего.
Все периоды творчества, начиная с юности, Валентина Челинцова, как на крыльях, опережала сверстников и современников и не жалела труда и времени для щедрой передачи своих открытий и наработок другим. Ее имя было творческим авторитетом, о ней шла молва в художественной среде нашей столицы (художница много работала на творческой даче «Челюскинская») и вплоть до национальных республик; ее известность происходила единственно из ее таланта и творческого общения, и ее произведений. Обаяние подлинного таланта исходит и из обаяния личности, магнетизм которой до сих пор испытывают все, кто с ней когда-либо пересекался. Очарование ее души и духа ощутимо в ее произведениях живописи, уникальной и печатной графике, в книжках, выпускавшихся многотысячными, а суммарно миллионными тиражами (поэтому их все еще можно встретить в детских и юношеских библиотеках страны); в живописи и скульптуре, в ее композиционных анализах-схемах и лекциях, которые перерисовывает и до сих пор от руки переписывает уже новое поколение молодых художников. Все пережить, сохранить, ни от чего не отречься и с полным багажом, с удивлением и ожиданием новых открытий вступить в другое, уже незнакомое время – вот удивительная судьба, наполненная сокровищами духовного творческого опыта, высокого искусства художницы, которая уже в другом веке продолжает оставаться нашей современницей, несмотря на то, что ее уже четвертое десятилетие нет с нами.
Как можно полнее познакомить современников и, по возможности, раскрыть для них художника Валентину Николаевну Челинцову – этот остров универсализма посреди смутного для искусства времени, – такой видит автор цель данного публикации ее богатейшего творческого наследия: рукописи книги «О симфонизме в композиции картины», над которой вплотную Челинцова работала последнее десятилетие своей жизни; обширного тезауруса ее произведений различных видов и жанров.
Собирание произведений, архивов В.Н.Челинцовой в Челябинской картинной галерее особенно активизировалось в 1990-е. Этот процесс был поддержан художниками и архитекторами Челябинска – студийцами В.Н. Челинцовой в студии при Союзе архитекторов в Челябинске. Храня глубокую благодарную память и восхищение личностью художника Челинцовой архитекторы М.П. Мочалова и Б.В. Петров помогли установить связь музея с семьей В.Н. Челинцовой, ее сыновьями Юрием, ныне покойным, и Николаем в Саратове. Челябинские художники, в первую очередь А.А. Соловьева, передали автору этих строк письма В.Н. Челинцовой; богатейший, практически дневниковый материал заключают в себе письма В.Н. Челинцовой ее студийцу – художнику и инженеру-проектировщику А.С. Бовкуну, любознательность и творческое горение которого не остались без ответа – более сотни писем огромного емкого содержания по вопросам теории и практики искусства, современного искусства и искусства старых мастеров – это интереснейший и волнующий текст художника Челинцовой; именно из переписки с Бовкуном родилась у нее идея написать книгу, которой было посреди творчества отдано много сил, времени и труда на последнем этапе жизни В.Н. Челинцовой.
Письма В.Н. Челинцовой, бережно сохраненные художниками – учениками студии В.Н. Челинцовой, а также ее мемориальная проза, точная по слогу и емкая по фактографии, составили 3-ю книгу данной монографии. 2-я книга монографии – это уже упоминавшаяся рукопись «О симфонизме в композиции картины», адресованная творческой молодежи, осталась после смерти художника неопубликованной, как мы уже упоминали выше; оригинал ее пока не удалось обнаружить ни в архивах Института истории и теории искусства Академии художеств, куда она была отдана для рецензирования, ни в Российском архиве литературы и искусства.В данной монографии она целиком публикуется впервые по черновому варианту, оставленному художницей в семье старшего сына Юрия в Саратове.
1-я книга данной монографии – сжатый концептуальный очерк жизненного и творческого пути художника В.Н. Челинцовой. В первую книгу вошли: каталог наследия, библиография, свод документальных фото, ранее почти не публиковавшихся, и альбомная часть избранных произведений художника из собраний музеев Саратовской области и Челябинска, из личных собраний. Отметим чуткий и точный по смыслу и стилю дизайн этого сложного многочастного издания, осуществленный московским художником Мариной Аветисян.
Автор приносит глубокую благодарность художественным музеям и их сотрудникам, архивам, художникам и архитекторам – студийцам В.Н. Челинцовой и их семьям, издателям – сотрудникам БуксМАрт и Российскому фонду фундаментальных исследований – за большой самоотверженный труд во благо искусства.
Особая благодарность – Российской Ассоциации искусствоведов за поддержку исследования творчества В.Н. Челинцовой и выделение на эти цели автору дважды Государственной стипендии Министерства культуры России.
Территория творчества Валентины Челинцовой составляла некий идеальный пространственный треугольник: родной Хвалынск и Саратов для нее были не менее значимы, чем столицы Ленинград и Москва и Урал с его столицей Южного Урала – Челябинском. Если родина и столицы были местом накопления жизненной и творческой энергии, местом учебы и приобщения к таинству ремесла и созидающей силе искусства, то Урал, Челябинск были местом напряженного труда и самоотдачи: именно здесь развернулись ее творческие силы – в создании произведений, в строительстве художественной культуры и Союза художников, в передаче творческого опыта молодежи и коллегам – художникам и архитекторам через студийное общение – творческие штудии рисунка и живописи, анализ законов искусства и креативного процесса создания произведений мирового искусства. Живая энергия ее души обладала такой силой проникновения и созидания, что художники Челябинска, Саратова и Хвалынска до сих пор видят в ней живого собеседника, как будто она здесь, с нами, рядом, и диалог продолжается.
В заключение с благодарностью приведем несколько высказываний экспертов (оставшихся для автора неизвестными по условиям конкурса); благодаря им, их оценке рукописи книги фонд РФФИ выбрал эту рукопись для публикации в одном из лучших современных издательств России литературы по искусству БуксМАрт.
Галина Трифонова
1992-2021
Из экспертного заключения № 1.
…Биография Валоентины Челинцовой и вопросы творчества рассматриваются в широком контексте историко-художественных процессов и в ракурсе наиболее актуальных вопросов, стоящих перед региональными художественными школами. Эти качества позволяют считать издание ценным не только для дальнейшего развития данного научного направления, но и для формирования новых научных направлений в изучении аналогичной проблематики.
…Издание имеет аналоги в кругу биографических монографий, однако оригинальной составляющей его является структура книги, отражающей концептуальный подход исследователя, и публикация реконструированной, ранее не издававшейся рукописи художницы, содержащей ценные практические суждения об искусстве и отражающей оригинальное художественно-пластическое видение автора.
… Многогранность освещения темы и современный уровень методологии соответствует лучшим достижениям отечественной и зарубежной науки.
…Издание может быть востребовано специалистами в различных областях науки, поскольку закрывает одну из лакун в истории искусства ХХ века, предлагает оригинальные подходы к осмыслению роли творческой личности в истории, освещает интересные стороны художественной жизни региона, ценные для современной творческой практики.
… не только введение в научный оборот малоизученных материалов, но и акцентирование внимания на новых ракурсах осмысления отечественного художественного наследия повышают научную востребованность данной монографии.
Из экспертного заключения № 2.
.. В монографии публикуются и теоретические тексты самой Челинцовой, и эпистолярное наследие, что увеличивает ее научное значение.
…Г.С. Трифонова ведет увлекательное повествование, находя интереснейшие пересечения судеб, превращая свой научный текст в интересный роман, повествующий о яркой судьбе.
…Эта книга посвящена, на первый взгляд, биографии одного художника, но рассматривается жизнь искусства целой страны на значительном временном промежутке. Автору удалось вписать биографию В. Челинцовой в самый широкий контекст, привлекая много архивных материалов, музейных фондов, редких фотографий, репродукций произведений. Монография сделана очень профессионально и представляет большой научный интерес.
Февраль 2020.
Список фоторепродукций и репортажных фото презентации книги Г. Трифоновой «Валентина Челинцова (1906-1981): Жизнь и творчество в объемном времени». – М.: БуксМАрт, 2021. – 528 с.: ил.
1-2. Презентация научной монографии: Галина Трифонова. Валентина. Челинцова (1906-1981): Жизнь и творчество в объемном времени. – М.: БуксМАрт, 2021. – 528 с.: ил.
Отдел искусств Челябинской областной научной универсальной библиотеки. 14 апреля 2021.
Светлана Тарасова и автор.
3. Галина Трифонова. Валентина. Челинцова (1906-1981): Жизнь и творчество в объемном времени. – М.: БуксМАрт, 2021. – 528 с.: ил. Обложка книги, Дизайнер М. Аветисян.
4. В.Н. Челинцова. 1957.
5-8. П.П. Бажов. Уральские сказы. Обложка книги, листовые иллюстрации. Цв. литография. Художник В. Челинцова. 1948.
9. Н. Емельянова, В. Челинцова. Окся труженица. 1959. Художник В. Челинцова. Обложка книги.
Произведения В. Н. Челинцовой:
10.На берегу Волги. 1960-е. Бумага, карандаш.
11. Студентка цыганка. 1948-1959. Бумага, гуашь.
12. Ранней весной на этюдах. 1971. Бумага, карандаш.
13. Под звездой Венерой. 1971. Триптих. Офорт.
14. Проверь себя. 1974. Картон. Бумага, карандаш.
15. Проверь себя. 1974. Офорт. Из серии «Завод техстекла».
16. Музыка Моцарта. 1975. Офорт, акварель, пастель.
17. Все принадлежит будущему. 1970-е. Дерево.
18. На Волге. Весна. Лодка художника. 1976. Холст, масло.
Документальные фото
19. Студенты Саратовского художественного техникума. 1928 (В. Челинцева в центре).
20. В. Челинцова на проектировании оформления интерьеров и экстерьеров корпусов ЧТЗ. 1932-1933.
21. Перед пуском ЧТЗ с группой инженеров и художников – выпускников Полиграфического института. 1933.
22. Челябинск. Студия при Союзе Архитекторов. 1951.
23. Вернисаж персональной выставки В. Челинцовой. Москва, выставочный зал СХ СССР на ул. Горького . 1963.
24-33. Фоторепортаж презентации книги 19 апреля 2021 в ЧОНУБ.
Автор с книгой, блок книги, титульный разворот, оборот титула и содержани,.