Монография И.Е. Кушелева «Пространство Орла как художественное целое. История формирования городского ландшафта. XVIII – сер.XXвв.», написана с опорой на вновь вводимые в научный оборот материалы, полученные из архивных источников, частных коллекций и полевых исследований и наблюдений автора. Пожалуй, впервые в истории изучения Орловского края в одном исследовании применены методы нескольких гуманитарных наук в соединении с естественнонаучными подходами, которые разработаны в одном из перспективных направлений географической науки – ландшафтной географии – и которые принято связывать с набирающей популярностьт.н. «теорией культурных ландшафтов».Актуальность работы И.Е. Кушелева обусловлена ещё и тем, что до сих пор эти методы почти не использовались для изучения городского ландшафта, само понятие о котором достаточно ново и только начинает входить в научное поле.Городское пространство ещё недостаточно осмыслено в науке как разновидность культурного ландшафта, когда памятники изучаются не как отдельные здания, сооружения или ансамбли, а в контексте города как цельного произведения искусства. Этот подход эмпирически уже сформировался в русле такого нового, современного культурного феномена, как градозащитное движение. Данная работа – одна из первых, где сделана попытка научно систематизировать его основные принципы, выстроить его теоретическую базу. На примере одного из старых городов Центральной России предложена единая концепция его пространственной среды в перспективе не только исторического прошлого, но и будущего. Поэтому логично, чтоона затрагивает ещё одну актуальную область естественно-научного знания наших дней – экологию.
Неразрывно связана она с православной культурной традицией. Храмы на всех уровнях территориального каркаса городского ландшафта рассматриваются как его опорные узлы, основа всех его ключевых структур и смыслов. Само городское пространство в целом символически представлено по аналогии с образом православного храма, а городская культура и бытие человека видятся сквозь призму идей русской православной философии Н.Ф. Фёдорова как служение и «Общее Дело» сохранения и восстановления жизни. Именно этот, религиозно-нравственный аспект положен автором в основу музейного проекта, в котором исследование находит свой практический результат и который рисует модель будущего города Орла.Город как музей, храм и научная лаборатория становится школой православного христианского «Общего Дела», преображающего нравственный облик живущего в нём человека.
В книге четыре главы. В первой выявлен территориальный каркас Орла в его географическом, культурологическом и архитектурном аспектах. Во второй сосредоточено внимание на эпохе Регулярного плана 1779 г., когда впервые была создана его идеальная геометрическая модель. Третья посвящена микроисторическому и архитектурному анализу избранных, ключевых фрагментов городского ландшафта. В четвёртой сделана попытка собрать целостный образ города как он складывался на протяжении всей его истории.
Открыты ранее почти не исследованные периоды барокко и классицизма в архитектурной истории Орла. На основе архивных чертежей практически полностью воссоздана панорама исторического центрана период рубежа XVIII – XIXвв. Протянута историко-генетическая нить, связывающая русский классицизм с неоклассицизмом сер. XXв.Этот период впервые освещён с такой полнотой. Его значение определено автором как кульминационное.
Выдвинут ряд новых положений, дискутирующих с некоторыми устоявшимися взглядами. В частности, преобладание слободского, полусельского ландшафта в условиях города осмыслено как уникальный культурный феномен, национальное достояние. Деревянная застройка с её «модулем» – своеобразным «миксом» крестьянской избы и городского особняка –рассматривается как свидетельство «христиано-языческого синкретизма» в русской культуре. Город видится сквозь призму концепции «ландщафтного города» в неразрывной связи с вместившей его в себя природной средой, что, в частности, определяет его высотность: классический русский город – это двухэтажный город. Показано, как лучшие традиции русского градостроительства возрождаются и находят своё кульминационное развитие в идеях послевоенного восстановления городов в 1940-х – начале 50-х гг. Обосновано представление об объективности градостроительной формы, определяемой не случайной волей архитекторов, а природным каркасом и историческим опытом его освоения.
Книга имеет эксклюзивное оформление, сама являясь произведением полиграфического искусства. Половину её составляют художественно оформленные альбомы иллюстраций, основная часть которых – уникальные, впервые публикуемые графические документы из фондов РГИА, ГАОО, частных коллекций.
Орловское представительство АИС поздравляет первого лауреата-орловца престижной Макариевской академической премии - 2020. Научная монография члена АИС Ильи Кушелева "Пространство Орла как xудожественное целое. История формирования городского ландшафта XVIII-середины XX веков" заняла достойное 3 место среди исследований академиков, докторов и кандидатов наук из крупнейшиx российскиx научныx центров. Исследование И.Е. Кушелева было поддержано стипендией Министерства культуры РФ и Ассоциацией искусствоведов /АИС, Москва/. Одним из научныx рецензентов этого труда, замечательного своим новым концептуальным взглядом на историю города Орла и публикацией уникальныx арxивныx материалов, стала искусствовед М.А. Комова, председатель Орловского представительства АИС. Премия, диплом лауретата и памятная золотая медаль митрополита Макария Московского будет вручаться патриарxом Московским и Всея Руси Кирилом и президентом РАН А.М. Сергеевым в старом здании Академии наук в Нескучном саду в Москве: http://www.m-fond.ru/