Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Свешников Александр Вячеславович

Sveshnikov Alexander
СВЕШНИКОВ Александр Вячеславович
04.10.1947 г.р., г. Москва


Образование

  • Московская средняя художественная школа при институте им. В.И. Сурикова (МСХШ) (1962-1967гг.)
  • Всесоюзный государственный институт кинематографии, художественный факультет (1967-1973)

Ученая степень, звание

  • Кандидат педагогических наук (1981),
  • Доктор искусствоведения (2004), профессор (2006)
  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2020)

Специализация

  • Теория и психология искусства.
  • Композиция в изобразительном искусстве.
  • Композиционное мышление в изобразительном искусстве.
  • Уникальная и печатная графика, живопись.

Место работы, должность

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова. Москва, с 1990- по настоящее время
  • профессор кафедры рисунка и живописи художественного факультета, с 2006 г. по настоящее время.

Преподавание (лекционные курсы, практические занятия)

  • Лекции по теории и психологии живописной композиции, практические занятия по рисунку, живописи, ВГИК им. С.А. Герасимова, с 1990 -по настоящее время.

Конференции (доклады) последних лет

  1. Доклад на научной конференции. Секция - изобразительного искусства. - М.: МГПИ, 1981.
  2. Доклад на Всесоюзном научно-практическом семинаре "Эстетическое воспитание учащейся молодежи - задачи теории и перспективы"- М.: НИИХВ, 1988.
  3. Доклады на научно-практической конференции. М.: МГЗПИ, 1988.
  4. Конференция. "Творчество как средство развития способностей студентов". Лиепае, Лат ССР, 1989.
  5. Доклад на научно-практической конференции по итогам научно-методической работы. – М.: МГЗПИ, 1989.
  6. Конференция. "Психолого-педагогические особенности преподавания и обучения студентов ХГФ университетов" - Ижевск. 1989.
  7. VI Всероссийская конференция и Московский научно-практический семинар. Мастерская Б.Н. Неменского “Москва - России, Россия - Москве” по теме “Образовательная область “Искусство” - школа XXI века”, 28 марта - 8 апреля 2000 г.
  8. Международная конференция "Судьба культуры - судьба человечества". (Культура, искусство, кино).1993.
  9. Международная научно-практическая конференция «ВГИК. Художники на пути к профессии: теория, методология, практика» 13-15 октября 2014 г.
  10. Научно-практическая конференция «Художник кино и педагог О.И. Гроссе: к 80-летию художника» январь 2012 г.
  11. Научно-творческая конференция РАХ, Союза кинематографистов, ВГИК «Кино – важнейшее из искусств? Художник фильма – перспектива» 17 ноября 2016 г.
  12. Российская научно-практическая конференция «Художественная образовательная среда как фактор развития участников образовательного процесса» 4-6 апреля 2017 г.
  13. Участие в круглом столе в рамках Международного межвузовского фестиваля искусств «Содружество молодых» апрель 2017 г.
  14. Участие в круглом столе «Диалог поколений», на фоне выставки А. Стекольщикова «Диалог» в выставочном зале СХР (Покровка, 37) в рамках Международного фестиваля молодежи 30 октября 2017 г.

Избранные публикации

Монографии

  1. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения. М.: ВГИК. 2001. 18,0 п. л.
  2. Искусство как потребность. М.: Логос. 2011. 10.0 п. л.
  3. Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи. М.: ВГИК, 2012. 20,0 п.л.
  4. Становление композиционных категорий в живописи. Сравнительный анализ Средневековья и Возрождения. Heinrich-Böcking-St r. 6-8, 66121, Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2014 г. 3,2 п.л.
  5. Интегральное мышление и искусство. М.: Университетская книга, 2017. 20,25 п.л.

Учебные пособия

  1. Эстетопсихотерапия. В "Руководстве по психотерапии", - Ташкент: Медицина, с.245-255. 1979. 0,5 п.л.
  2. «Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия». В "Руководстве по психотерапии". Ташкент: "Медицина", 1985. с. 256-273. 1 п.л.
  3. «Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия» . В "Руководстве по психотерапии". - М.: Ташкент: "Медицина", 1991. с. 289 – 307. 1 п.л..
  4. Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия
  5. «Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения» . М.: Университетская книга, 2009. 15,0 п.л.
  6. Композиция интерьера. М.: Просвещение, 1992. 1,5 п.л.
  7. Композиция пейзажа.. М.: Просвещение, 1992. 1.5. п.л.
  8. Композиционное мышление. Сравнительный анализ изобразительного искусства Средневековья и Возрождения. М.: ВГИК, 1997. 3,1 п.л.
  9. Исторический обзор становления основных композиционных категорий. 0,5п.л.
  10. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения. М.: Университетская книга, 2009. 15,0 п.л.
  11. В.Э. Брагинский. Марокко. Листы из альбома. (Вступительная статья в учебное пособие) М.: ВГИК. 2016. 0,1 п.л.

Научные статьи:

  1. К вопросу о применении общей эстетопсихотерапии в условиях клиники пограничных состояний. В сб. Психотерапия неврозов. Труды ЦОЛИУв, т. ССХХ111, М.: ЦОЛИУв, 1978,с 63-67. 0,5 п.л.
  2. К вопросу об этиопатогенетических методах формирования творческой активности. В сб. "Вопросы истории, теории, и методики преподавания изобразительного искусства", - М.: МГПИ, 1980. с.32-40..
  3. К вопросу о формировании эстетических потребностей и интересов студентов. В сб. Центрального совета Педобщества. - М.,1985. с.26 – 34. 0,5 п.л.
  4. Контакт. Жр. ПТО № 8, - М,1988. с. 78-83. 0,4 п.л.
  5. Некоторые психолого-педагогические аспекты преподавания композиции на ХГФ. Сб. ст. "Проблемы преподавания изобразительного искусства". - Уфа, 1989. 0,4 п.л.
  6. К вопросу о преподавании композиции. Межвузовский сборник научных трудов. М.:МГЗПИ,1990. с.39-49. 0,8 п.л.
  7. Применение принципа золотого сечения в процессе изучения композиции в книжной графике. Межвузовский сборник научных трудов. М.:МГЗПИ,1990. с.107-127. 0,9 п.л.
  8. К вопросу о преподавании композиции. В сб. "Теория и история преподавания изобразительного искусства. - М.: МГЗПИ, 1989. с.34 –40. 0,5.
  9. Учет индивидуальных и типологических особенностей студентов при обучении академическому рисунку. В сб. "Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства" - М.: МГЗПИ, 1992, с. 87 –98.
  10. Применение принципа золотого сечения в процессе изучения композиции книжной иллюстрации студентами-заочниками. В сб. "Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства" - М.: МГЗПИ, 1992, с. 87 –98. 1.п.л.
  11. Креативная психотерапия или творчество как аутогипноз. Жр. "Психотерапевт России", №1,1992, с.38-43. 0,6. п.л.
  12. Вступительная статья и аннотация работ. В каталоге "100 КАРТИН ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГАЛЕРЕИ "АЛЬПЕНРОЗЕ", АО"АЛЬФА - ПРИНТ",1993. 2,0 п.л.
  13. Человек в природе и мире: из истории живописной композиции. В жр. «Педагогика», №2., 1994, с.62-67. 0,7 п.л.
  14. Эмоционално-стрессовая психотерапия как активизация художественного интеллекта. Санкт-Петербургское научное общество психотерапевтов "Календарь психотерапевта", (Научно-практический жр.), Санкт-Петербург, октябрь, 1995. с.49-53. 0,3 п.л
  15. Вступительная статья. Каталог-календарь. Художественная галерея "АЛЬПЕНРОЗЕ", 1995. 1,0 п.л.
  16. Роль света в композиции. (Опыт средневекового изобразительного искусства). Московский комитет образования, Московский институт повышения квалификации работников образования, Центр непрерывного художественного образования. - М.: ЦНХО, 1997. 0,5 п.л
  17. Притча об инакомыслии. “ИСКУССТВО”, приложение к газете “Первое сентября” №11(83), март 1998. Объединение ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ “ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ”. 0,2.
  18. Что остроумнее – квадрат или треугольник? (Язык изобразительного искусства). “ИСКУССТВО”, приложение к газете “Первое сентября” №8(128), февраль 1999. Объединение ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ “ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ”. 0,3 п.л.
  19. Диалог как форма композиционного мышления в изобразительном искусстве. В сб. Искусство в школе ХХI века Сборник материалов VI Всероссийской конференции и Московского научно-практического семинара «мастерская Б.М. Неменского – 2000», - М, ГОМЦ «Школьная книга», с. 47 – 55. 0,5 п.л.
  20. Особенности изучения композиционного мышления в живописи. В научном журнале «Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки. №3(6), -СП б.: 2003, с. 143 – 154. 1,0 п.л.
  21. Некоторые аспекты обучения композиции в художественном вузе. В сб. Художественный образ и педагогический процесс. Искусство и педагогика. Вып. 3. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. с.194 – 200. 0,5 п.л.
  22. Теоретические основы изучения композиционного мышления в живописи. М.: вестник УРАО, № 2, 2004. с. 65-79. 0,5 п.л.
  23. Продуктивный результат композиционного мышления. «Полигнозис», Проблемный научно-философский и культурологический журнал. Вып. 4. М.: Изд. Дом «Новый век», 2005. с.111 – 121. 0,9 п.л.
  24. Свет в изобразительном искусстве Средневековья и Возрождения. «Вестник славянских культур», научно-информационный журнал. №1 (XI), март, 2009 С. 96 – 103. 0,6 п.л.
  25. Размышление с кистью и карандашом. ВГИК. Художники кино: на пути к профессии. Учебное пособие. Т.1. М.: Пашков дом. 2009 . С 117-118. 0,5 п.л
  26. Трансформация художественных элементов в структуре композиции. Вестник славянских культур. - № 2 (XXIV). М.: ГАСК, 2012 г.. С. 92 - 97. 0,4 п.л.
  27. К.Г. Юнг о природе художественного образа. Вестник ВГИК - №18. – М.: ВГИК, 2013, ДЕКАБРЬ 2013. С.60-71. 0,7 п.л
  28. Единство изобразительной плоскости и пространства. ВГИК. Учебный рисунок. Учебное пособие. Т.III. СПб.: Дитон, 2014. 0,3 п.л
  29. Л. С. Выготский о психологических особенностях организации художественной формы. Жр. Вестник ВГИК, №2 (24). – М.: ВГИК, 2015, май 2015. С.66-77. 0,7 п.л.
  30. Творческий процесс как эстетическая категория. Вестник ВГИК, №3 (25). – М.: ВГИК, 2015, сентябрь 2015. С.94-107. ,07 п.л.
  31. Проблема изобразительной формы и задачи художественной педагогики. (1-ая часть). Вестник ВГИК, №3 (29). – М.: ВГИК, 2016, сентябрь 2016. С.68-77. 0,6 п.л
  32. Проблема изобразительной формы и задачи художественной педагогики. (2-ая часть). Вестник ВГИК, №4 (30). – М.: ВГИК, 2016, декабрь 2016. С.98-107. 0,6п.л.
  33. Основные задачи учебного курса «Живопись» на художественном факультете ВГИКа. ВГИК. Живопись. Учебное пособие. Т.IV. СПб.: Дитон, 2016. 0,5 п.л.

Членство в других творческих и общественных организациях

  • Член творческого союза художников России.

Иностранные языки

  • Английский.

Живет и работает в г. Москве

e-mail:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.;
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.;
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.