Sultanova Rausa
Султанова Рауза Рифкатовна
Заведующая отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.
Доктор искусствоведения
Лауреат республиканской премии им. Д. Сиразиева (2008); Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2010); Лауреат республиканской премии им. Б.Урманче (2012).
Окончила Мензелинское педагогическое училище (1978), Казанский государственный университет (1983), Нижегородский институт иностранных языков им. Н. Добролюбова (1991), аспирантуру по специальности 17.00.04 – Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура (1998). В 2000 году в НИИ Академии художеств (Москва) защитила кандидатскую диссертацию «Тенденции развития изобразительного искусства новых промышленных городов Республики Татарстан (1960–1999 гг.)» по специальности 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура».В 2018 году защитила докторскую диссертацию «Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ-нач. ХХIв..» по специальности 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура» (Москва).
В ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ с 1996 года.
Член Ассоциации искусствоведов (с 1997). Член СХ в РТ (2003), член СТД РФ и РТ (2003). Председатель Татарстанского отделения Ассоциации искусствоведов (Тат АИС). Член коллегии критиков и экспертного совета Министерства культуры РТ.
Основные направления научных исследований
Проблемы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, художественного образования Татарстана; сценография Татарстана и тюркских театров.
Под руководством Р.Р. Султановой защищены кандидатские диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения: Улемновой О.Л. («Искусство графики Татарстана 1920-30-х годов», 2005 г., Москва); Кривошеевой М.Н. («Скульптура Татарстана: истоки, становление, традиции», 2010 г., Москва); Дониной Л.Н. («Татарский костюм в театре: проблемы интерпретации и реконструкции», 2010 г., Москва); Хисамовой Д.Д. («Художественные процессы в монументальной скульптуре Татарстана XX – начала XXI века», 2012 г., г. Москва);Вагаповой Ф.Г. («Становление искусства татарской рукописной и печатной книги XVII – начала XX вв: стилистика и символика», 2015 г., Саранск); Шкляевой Л.М. («Народное искусство резьбы по дереву у татар Среднего Поволжья середины ХХ-ХХIв.:семантика и стилевые особенности» ,2017, г. Саранск).
Список научных работ
Монографии и альбомы:
- Искусство новых городов Республики Татарстан (1960 – 1990-е гг.) Живопись, графика, монументально-декоративное искусство. Скульптура. – Казань, 2000.–194 с.-ил.
- «Древо жизни» Ильдара Ханова: Альбом. – Казань, 2000.–111с.-ил.
- ПразатИсанбет. Грани призвания. Сәнгатькәбагышлангангомер. Автор вступительной статьи, составитель. – Казань, 2007. – 150 с.; ил.
- РифкатВахитов. Альбом. Автор-составитель и автор вступительной статьи Р.Р. Султанова. – Казань: Тат.кн.изд., 2010. – 136 с.: цв.ил.
- Художники Татарстана: Справочник посвящается 75-летию Союза художников Татарстана.(автор вступительной статьи, разделов “Вехи истории СХ Татарстана”,”Председатели СХ”, “Выставки, проведенные ОВТОО “Союз художников России в РТ” (в соавторстве Ильясовой А.Р.). Казань: Изд-во «Заман», 2011.–308 с.
- Ильдар Ханов. Воспоминания, размышления о творчестве. Автор - составитель. – Казань, 2015. – 256 с.
- История татарского театра в плакатном искусстве. – Казань, 2017, – 352 с. – ил. (на рус., тат., англ. яз.).
- ТанЕникеев. Эскизы. – Оренбург, 2018. – 276 с., ил. (в соавторстве с А. Сагитовой, Л. Медведевой и др. ).
- ЗуфарГимаев. Казань: Изд-во «Заман», 2018. – 160 с., ил.
- Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (ХХ-нач.ХХI вв.).– Казань, 592 с., ил.
Каталоги:
- Современная сценография Татарстана: Каталог выставки / Автор вступительной статьи, составитель Р.Р. Султанова. – 2002. – 48 с.
- Ташмоңы. Мелодия камня. ТһеstoneMelody. Каталог международного симпозиума по скульптуре. 29 июня-18 июля 2014 г. (на тат.,рус.,англ.яз.) – Казань,2015.– 40 с.:ил.и др.
Публикации в научных журналах и изданиях:
- Этнография татарского народа в изобразительном искусстве // Тартарика. Этнография. Казань –Москва: Изд-во «Феория» 2008, с. 666-672.
- Продолжая древние традиции (Художественная обработка кожи в дипломных работах в Казанском художественные училище им. Н.Фешина (2002-2006) // Мода дизайн: исторический опыт, новые технологии. Материалы 12-й международный научной конференции. С.-Петербург. 23-26 июня 2009 г. – СПб, 2009. – с. 458-463.
- Пестречинская керамика: история, расцвет и угасание // Вороновские чтения. Теория и практика народного искусства в постперестроечный период. – М., 2010. – с.60-64.
- Традиционный интерьер татарского дома как один из истоков сценографии национального театра // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. – М., 2009. / № 3. – С. 24-35.
- Школа мастеров или об истории театрально-декорационного отделения КХУ им. Н.И. Фешина // Сцена / № 6 (68). – М., 2011. –С. 39-42.
- Искусство войлока в аспекте изучения тюркского художественного мышления «Иск-тво войлока в тюркском мире: история и современность». // Материалы международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность». Казань, 29–30 января 2009 г. – Казань: Заман, 2013. – С. 11–15.
- Теоретические исследования по искусствоведению Татарстана на современном этапе. // Актуальные вопросы развития искусствоведения в России и странах СНГ: материалы Международной научной конференции, Посвященной 135-летию со дня рождения П.М. Дульского, Казань, 16-17 декабря 2014 года. – Казань, 2014. С.116-122.
- Неизвестные страницы татарской сценографии (из истории авангарда 1920–30-х годов) // Первые казанские искусствоведческие чтения: Материалы междунар. науч. конф. (Казань, 10–12 сентября 2009 г.). – Казань, 2011. – С. 196–204.
- Сценографическая интерпретация традиционного интерьера татарского дома // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии: Материалы междунар. науч. конф. (СПб., 29 июня 2011 г.). – СПб., 2011. – С. 450–459.
- Исламская эстетика и сценография татарского театра // Ислам в мультикультурном мире – 2012: Сб. материалов и тезисов 2-го Казанского междунар. науч. форума (29–31 октября 2012 г.). – Казань: Арт-Лоджик, 2012. – С. 91–92.
- Татарский театр в эпоху сталинизма: сценография Муртазы Абдуллина // Произведение искусства как документ эпохи. Время, язык, образ. – М.: Буксмар, 2014. – С. 175–187.
- «Ходжа Насретдин»: новая версия татарского театра // Сцена. – 2017. – № 1 (105). – С. 20–22.
- Элементы цирка и клоунады в современном татарском театре (на примере ТГАТ им. Г. Камала) // Современная российская и европейская драма и театр: коллективная монография по итогам международной научной конференции (25–27 октября 2016 г.) / Под ред. Т. Г. Прохоровой и Е. Н. Шевченко. – Казань: РИЦ «Школа», 2017. – С. 156–164.
- Плакат сәнгатендә татар театры тарихы (1906–2016) // Tatarica. – 2017. – №2 (9). – С.130–139.
- The history of the Tatar theatre in poster art (1906–2016) // Tatarica. – 2017. – №2 (9).– С.123–130.
В рецензируемых журналах:
- «Науруз»– праздник тюркских театров // Сцена. – 2006. – № 4. – С.34-36.
- Чехов и новые тенденции в татарском театре // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского / № 1. – Нижний Новгород, 2009. – С. 268-271.
- Традиционный интерьер татарского дома как один из истоков сценографии национального театра // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал. – М., 2009. / № 3. – С. 24-35.
- Эволюция сценографического решения музыкальной драмы К. Тинчурина «Голубая шаль» // Проблемы музыкальной науки. Российскийспециализированныйжурнал = Music scholarship. Russian Journal of Academic Studies / № 2(5).– Уфа, 2009. – С. 62-67.
- Жанровый полифонизм «Легенды о любви» Н.Хикмета (на материале сценографических решений в театрах Татарстана» // Дом Бурганова. Пространство культуры. Научно-аналитический журнал / № 4. – М., 2009. – С. 221-230.
- КЭМСТ и татарский театр // Искусствознание / № 1-2 (10). – М., 2010. – С. 549-560.
- Брехт на казанской сцене (проблемы сценографии) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского / № 6 (ч. 2). – Нижний Новгород, 2009. – С. 182-187.
- Школа мастеров или об истории театрально-декорационного отделения КХУ им. Н.И. Фешина // Сцена / № 6 (68). – М., 2011. –С. 39-42.
- Сценография М. Абдуллина с точки зрения идеологии 1930-х годов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского / № 6 (ч. 2). – Нижний Новгород, 2011. – С. 384-390.
- На путях обновления: Б.Урманче в театральном пространстве // Дом Бурганова. Пространство культуры. – М. 2014, №4. С 262-276.
- Элементы цирка и клоунады в татарском театре (проблемы сценографии). // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. –Тамбов. 2015, №2 (52), ч. II. С. 187-192.
- «Науруз». Слово казахским художникам // Сцена. – 2015. – № 4. – С. 40–43.
- П. П. Беньков – художник театра (своеобразие творческого метода) // Исторические, философские, политические, юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. – 2016. – № 2. – С. 179–185.
- «Банкрот» ГалиасгараКамала: комедия-фарс в духе времени // Дом Бурганова. Пространство культуры. – 2017. – № 1. – С. 183–188.
- Афиша татарского театра на этапе становления // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ / Мос. гос. худож. пром. ун-т им. С. Г. Строганова. – 2017. – № 4. – С. 228-241. идр.
Взарубежныхизданиях:
- Islamic aesthetics and scenography of the tatar theatre // The Art of the Islamic World and Artistic relationships between Islamic Countries and Europe. Abstracts. – Krakow, 2009. – p.35
- The theoretical research on the Art of Tatarstan on the modern scene // The History of Art History in Central, Eastern and South-Eastern Europe», Torun, The Centre of Contemporary Art, Septamber 14-16, 2010. Abstracts (in alphabetical order).- p.23.
- Islamic aesthetics and scenography of the Tatar theatre // The Art of the Islamic World and the Artistic relationships between Poland and Islamic Countries. Frakow, 2011. – P. 459–466.
- Researches of art history of Tatarstan at the present stage // History of Art History in Central, Eastern and South-Eastern Europe. vol. 1.Torun (Polin), 2012. P. 295–299.
- Роль и значение конструктивно-экспериментальной мастерской современного театра (КЭМСТ) в театральном искусстве Казани//SztukaEuropyWschodniej / Искусство Восточной Европы: Polska - Rosja. SztukaiHistoria / Польша-Россия. Искусство и История (ежегодник), т. 2: Sztukapolska, sztukarosyjskaipolsko-rosyjskiekontaktyartystyczneXX-XXIwieku / Польское искусство, российское искусство и польско-российские художественные контакты XX-XXI веков. – Варшава, 2014. – С. 145-155; и др.
- Тенденции развития современной сценографии татарского театра (поиски зрелищности на примере ТГАт им. Г. Камала) // Театр, сценография, изобразительное искусство: синтез временных и пластических искусств», Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Казахского национального университета искусств и Международному Дню театра, проводимой в рамках Международного научного форума ASTANA ART-SCIENCE FORUM «Культура, искусство и образование в контексте духовного возрождения» (16-20 апреля 2018 г. ). – Астана, КазНУИ, 2018. – С. 20–26.
Организатор художественных выставок:
- 2007 – “Режиссер ПразатИсанбет – художник” в Национальном музее РТ.
- 2008 – Первая республиканская выставка «Искусство книги Татарстана» в Национальном музее РТ и др.
- 2009 – международный симпозиум “Искусство войлока в тюркском мире” (Казань).
- 2014 – симпозиум по скульптуре «Мелодия камня – Ташмоңы» в Казанском кремле (Казань).
- 2017 – выставочный проект «История татарского театра в плакатном искусстве» в ГЦТМ им. А. Бахрушина (Москва).
- 2019 – выставочный проект «Театр режиссера Марселя Салимжанова» в ГЦТМ им. А. Бахрушина (Москва) и др.
Контактная информация
420111, г. Казань, ул. К. Маркса, д. 12; тел: 8-960-039-93-58, e-mail: