Организуемые руководством АИС специализированные туристические поездки в Европу стали замечательной приметой нашего времени. Редко кто может из числа наиболее продвинутых в знании истории искусства искусствоведов и художников претендовать на исчерпывающую информацию о художественных памятниках античной, средневековой, ренессансной и нового времени Италии – страны уникальной по сохранению шедевров мировой культуры. АИС установил традицию «осеннего призыва», когда достаточно большая группа критиков, историков, художников, галлеристов отправляется в путешествие по прославленным городам Аппенинского полуострова и Сицилии, чтобы освежить свои книжные знания. В октябре этого года в течение двух недель наше внимание было обращено на памятники Эмилии-Романьо, Венетты, Ломбардии. Мозаики Равенны одно из самых потрясающих впечатлений этой поезди. Для меня как для специалиста по отечественному искусству стали понятны истоки колористических устремлений Врубеля, оценившего в начале своего пути изысканную красоту монументального декора базилики Сан-Витале и мавзолея Галлы Плачидии. Вообще раннее средневековье дало массу новых эстетических впечатлений. Романская архитектура, сохранённая в приличном состоянии, поражала пластической мощью, ясностью своих образов. Качество величавой строгости и силы отличает Палаццо Дукале в Мантуе (Х111 в.), Башню Джиралдино в Модене (Х11 в.), зубчатые стены и башни Кастельвеккио в Вероне (Х1У в.). Своеобразным открытием стало знакомство с фресками младшего современника Джотто художника Дзевиа, расписавшего Ораторио Сан-Джоржио в Падуе. Ясная гармония живописи капеллы Скровеньи здесь уступает место драматическим переживаниям сюжетов Священного Писания.
Большой удачей поездки в этом году считаю знакомство с архитектурой Палладио. Как много черпали русские архитекторы из этого источника. Вилла «Ротонда» - гениальная простота языка, совершенство кристалла. И, напротив, «Театр Олимпико» - сложное архитектоническое построение театрального задника, провоцирующего драматическое действие персонажей. «Театральные» впечатления были подкреплены также знакомством с Театром Фарнезе, составляющим одну из внутренних частей Палаццо делла Пилотта в Парме. Потрясающая красота громадного интерьера, выполненного в дереве (ХУ11 в.).
Так бывает, что кое-что из прежних своих оценок приходится пересматривать. К примеру, для меня всегда оставалось загадкой поклонение русских художников 18-19 веков творениям Гвидо Рени. Коллекция работ этого академика живописи в Национальной Пинакотеке города Болоньи позволила найти «ответ». Столь убедительным показалась маэстрия пластического языка художника, профессиональная свобода в самых сложных композиционных задачах. Определённый голод на пластическое мастерство, испытываемый в наши дни, видимо заставил пересмотреть прежние уничижительные взгляды. Так ещё раз убеждаешься в пользе личного знакомства с известными шедеврами.
Доктор искусствоведения, профессор Г.Плетнёва