Прошло почти два года как не стало Александра Ильича Морозова. За много лет дружбы и работы с ним я всегда спрашивала у него совета по всяким издательским, да и жизненным вопросам, которые время от времени возникали у меня. И сейчас иногда, забывшись, я думаю: «надо посоветоваться с Сашей», и только потом вспоминаю, что советоваться-то не с кем. Мне его как друга, товарища, коллеги, который так много знал и всегда готов был придти на помощь, очень, очень не хватает, да и не только мне…
Мне посчастливилось быть редактором практически всех его книг, которые выходили в издательстве «Советский художник», а потом в том же издательстве, но с названием «Галарт». Работать с ним было одно удовольствие. Все тексты он предоставлял абсолютно подготовленными, все проверенные и выверенные, даже иллюстрированный материал сдавал в редакцию готовым к печати, а не перекладывал эту работу на редактора, как это часто бывает.
Последние пять лет жизни Александр Ильич был главным редактором издательства «Галарт». При нём очень возрос авторитет нашего старейшего издательства. Александр Ильич понимал, что задача главного редактора не править запятые за редактором и находить опечатки, которые всегда были и будут в текстах. Он привлекал в качестве автором ведущих наших искусствоведов, формировал издательский портфель и, что самое главное, создавал издательскую политику. При нём наш «Галарт» опять стало одним из самых интеллектуальных издательств по изобразительному искусству.
Теперь о книге, которую наше издательство выпустило к 70-летию со дня рождения Александр Ильича. Она называется «А.И. Морозов. Моя современность». История этой книги такова. Александр Ильич готовил сборник своих лучших публикаций (очевидно хотел выпустить её к своему 70-летию). К этому сборнику он специально написал две статьи, посвящённые одна – художникам-шестидесятникам, вторая – семидесятникам. Они посвящены тем мастерам изобразительного искусства этого времени, которых Александр Ильич очень любил, прекрасно знал, и времени, которое было ему наиболее близко. Как обычно он давал эти статьи мне прочитать, и таким образом, к счастью, они сохранились. Остальной, вероятно подготовленный им сборник, даже состав его найти не удалось. Эти две статьи и легли в основу книги, которую мы выпустили. Над этой книгой все сотрудники издательства, в память о своём безвременно ушедшем главном редакторе и прекрасном человеке, которого так любили все сотрудники «Галарта», работали бесплатно. Мы благодарны Международной конфедерации союзов художников, и в частности М.М. Фаткулину за финансовую помощь. Иначе за типографские расходы нам оплатить было бы нечем.
Несколько слов о составе книги. Она начинается с трёх вступительных статей, которые посвящены замечательному учёному, высокому профессионалу и прекрасному человеку А.И. Морозову. Авторами этих умных, проникновенных, глубоких статей являются председатель Конфедерации союзов художников М.М. Фаткулин и наши известнейшие искусствоведы, большие друзья Александра Ильича, Г.Ю. Стернин и А.К. Якимович. Далее в книге опубликованы две статьи А.И. Морозова, о которых уже говорилось выше. Мы смогли поместить в издании около 100 репродукций с работ художников 60-х – 70-х годов, которых так любил Александр Ильич и многих из которых он ввёл в искусство.
В книге же опубликовано последнее интервью Морозова, которое у него незадолго до смерти взяли его ученицы и коллеги Е. Грибоносова-Гребнева и А. Салиенко. В интервью Александр Ильич рассказывает о своём детстве, об учёбе в МГУ, с большой любовью и уважением – о своих учителях, о работе в Институте истории искусств (на Козицком), в МГУ на искусствоведческой кафедре, где он много лет был заведующим, о деятельности в ГТГ, где он был замдиректора по науке. В этом интервью проходит вся жизнь и творческая деятельность нашего замечательного и любимого коллеги. Е. Грибоносова-Гребнева в заключительной статье «Вехи творчества» очень серьёзно и глубоко проанализировала библиографию практических всех работ Александра Ильича. Прекрасно оформленная книга (дизайн Е.Н. Семёнов) подаренная издательством всем участникам Международной конференции, посвящённой 70-летию А.И. Морозова, является нашей глубокой памятью и любовью замечательному человеку и высочайшему профессионалу, незабываемому Александру Ильичу Морозову.
Мне посчастливилось быть редактором практически всех его книг, которые выходили в издательстве «Советский художник», а потом в том же издательстве, но с названием «Галарт». Работать с ним было одно удовольствие. Все тексты он предоставлял абсолютно подготовленными, все проверенные и выверенные, даже иллюстрированный материал сдавал в редакцию готовым к печати, а не перекладывал эту работу на редактора, как это часто бывает.
Последние пять лет жизни Александр Ильич был главным редактором издательства «Галарт». При нём очень возрос авторитет нашего старейшего издательства. Александр Ильич понимал, что задача главного редактора не править запятые за редактором и находить опечатки, которые всегда были и будут в текстах. Он привлекал в качестве автором ведущих наших искусствоведов, формировал издательский портфель и, что самое главное, создавал издательскую политику. При нём наш «Галарт» опять стало одним из самых интеллектуальных издательств по изобразительному искусству.
Теперь о книге, которую наше издательство выпустило к 70-летию со дня рождения Александр Ильича. Она называется «А.И. Морозов. Моя современность». История этой книги такова. Александр Ильич готовил сборник своих лучших публикаций (очевидно хотел выпустить её к своему 70-летию). К этому сборнику он специально написал две статьи, посвящённые одна – художникам-шестидесятникам, вторая – семидесятникам. Они посвящены тем мастерам изобразительного искусства этого времени, которых Александр Ильич очень любил, прекрасно знал, и времени, которое было ему наиболее близко. Как обычно он давал эти статьи мне прочитать, и таким образом, к счастью, они сохранились. Остальной, вероятно подготовленный им сборник, даже состав его найти не удалось. Эти две статьи и легли в основу книги, которую мы выпустили. Над этой книгой все сотрудники издательства, в память о своём безвременно ушедшем главном редакторе и прекрасном человеке, которого так любили все сотрудники «Галарта», работали бесплатно. Мы благодарны Международной конфедерации союзов художников, и в частности М.М. Фаткулину за финансовую помощь. Иначе за типографские расходы нам оплатить было бы нечем.
Несколько слов о составе книги. Она начинается с трёх вступительных статей, которые посвящены замечательному учёному, высокому профессионалу и прекрасному человеку А.И. Морозову. Авторами этих умных, проникновенных, глубоких статей являются председатель Конфедерации союзов художников М.М. Фаткулин и наши известнейшие искусствоведы, большие друзья Александра Ильича, Г.Ю. Стернин и А.К. Якимович. Далее в книге опубликованы две статьи А.И. Морозова, о которых уже говорилось выше. Мы смогли поместить в издании около 100 репродукций с работ художников 60-х – 70-х годов, которых так любил Александр Ильич и многих из которых он ввёл в искусство.
В книге же опубликовано последнее интервью Морозова, которое у него незадолго до смерти взяли его ученицы и коллеги Е. Грибоносова-Гребнева и А. Салиенко. В интервью Александр Ильич рассказывает о своём детстве, об учёбе в МГУ, с большой любовью и уважением – о своих учителях, о работе в Институте истории искусств (на Козицком), в МГУ на искусствоведческой кафедре, где он много лет был заведующим, о деятельности в ГТГ, где он был замдиректора по науке. В этом интервью проходит вся жизнь и творческая деятельность нашего замечательного и любимого коллеги. Е. Грибоносова-Гребнева в заключительной статье «Вехи творчества» очень серьёзно и глубоко проанализировала библиографию практических всех работ Александра Ильича. Прекрасно оформленная книга (дизайн Е.Н. Семёнов) подаренная издательством всем участникам Международной конференции, посвящённой 70-летию А.И. Морозова, является нашей глубокой памятью и любовью замечательному человеку и высочайшему профессионалу, незабываемому Александру Ильичу Морозову.