Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Голенкевич Нина Павловна


Коллекция  искусства ХХ века в собрании Ярославского художественного музея.
Концепция экспозиции 2011 года.

 

Коллекция Ярославского художественного насчитывает более 75 тысяч произведений XIII-XXI вв. Это колоссальное наследие русской художественной культуры, значительная часть которого искусство XX века.  Собрание большое и разнообразное по структуре, состоит из отдельных работ ведущих мастеров ХХ столетия, среди которых П. В. Кузнецов, А. В. Лентулов, П. И. Котов, А. Н. Самохвалов, А. М. Герасимов, Е. Е. Моисеенко, А. С. Слепышев; значительных коллекционных блоков, в частности, классического авангарда, представленного именами В. В. Кандинского, А. А. Экстер, О. В. Розановой, И. В. Клюна, С. Я. Адливанкина; творческих наследий – М. К. Соколова, П. М. Кондратьева, Н. В. Верещагиной-Розановой, А. Н. Корсаковой,  которые позволяют изучать особенности авторского пути в контексте общих тенденций искусства ХХ века; работ местных художников, раскрывающих аспекты развития художественной культуры Ярославля. За годы жизни музея менялись взгляды на характер его деятельности, на отбор произведений и формирование собрания, характер его экспозиций. Начиная с конца 1970-х годов Ярославский художественный музей, одним из первых стал целенаправленно пополнять коллекцию произведениями мастеров, которых нельзя было получить через официальные структуры. Музей, в лице молодого поколения сотрудников, решил восполнить "белые пятна" своей коллекции и восстановить историческую справедливость в отношении тех, кто был вычеркнут из истории русской художественной культуры.

Произведения в коллекцию отбирались непосредственно в мастерских  художников, у  наследников  и в единичных случаях приобретались в антикварных магазинах и даже аукционах. То, что было скомплектовано «вопреки»,  еще недавно составляло альтернативу официальному искусству,  и в редких,  исключительных случаях могло быть включено в постоянные и  выставочные  экспозиции.  Уже в 1986 году была сделана попытка ввести и дополнить  экспозицию  советского  искусства  (так до 1990-х  годов называли экспозиции ХХ века) произведениями, в основе которых лежат эстетические, а не идеологические ценности.  Наряду с работами А. М. Герасимова, Г.К. Савитского, П.И. Котова,  ярчайших представителей соцреализма в экспозицию были введены работы А.В. Шевченко, М.К. Соколова,  В.Е. Пестель, и целого ряда других художников, стремившихся быть вне социума,  отстаивавших право на свою творческую позицию.

В связи с капитальным ремонтом, начавшимся в 1987 году,  музей был закрыт и вновь смог открыть свои двери для посетителей лишь в 1990 году, но уже без экспозиции советского искусства.  Вопросы о создании экспозиции ХХ века все эти годы являлись предметом дискуссий.  Экспозиция нужна не только зрителю, но и сотрудникам музея, т.к. отсутствие ее лишало возможности осознавать потенциал коллекции, полноценно ее формировать. Имея свой профессиональный взгляд на актуальность решения этого вопроса, мною было разработано за эти годы три варианта тематико-экспозиционных плана. Менялось время, шла переоценка ценностей, менялись мы и наши взгляды.

Концепция новой экспозиции «Искусство ХХ века. Расширение формата» была разработана творческой группой сотрудников Ярославского художественного музея (руководитель проекта - Н.П. Голенкевич, члены творческой группы - Т.А. Лебедева и М.И. Полывяная).

Проект был подготовлен и осуществлен на грант Президента Российской федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Презентация экспозиции состоялась 27 апреля 2011 года.

На экспозиционно-выставочный комплекс искусства ХХ века было выделено три зала, общей площадью 205 кв.м. Здесь можно экспонировать  от 150 до 200 произведений.

Интерес нашего общества к  ХХ веку, его культуре и искусству год от года растет. Перед нами стояла и стоит задача – обеспечить широкий доступ к малоизвестной части коллекции Музея.  Мы стремились создать новую модель экспозиционно-выставочного комплекса на ограниченном пространстве, позволяющую максимально и многосторонне работать с коллекцией искусства  ХХ века. Структура коллекции диктовала  поиск новых более эффективных вариантов её показа, нацеленных на экспонирование бо́льшего количества экспонатов.

Основной ряд экспозиции составлен из апробированных произведений. Экспозиция комплексная – включает разные виды искусства и сохраняет ретроспективный принцип. Вместе с тем, проект представляет отдельные знаковые коллекции музея, вписывая их в контекст художественного процесса ХХ столетия. Это работы мастеров русского авангарда, соцреализма, официального и альтернативного советского искусства.

В экспозицию введено специальное оборудование - раздвижные мобильные конструкции, которые позволяют вводить в стационарную классическую часть сменные комплексы. Оборудование построено по принципу "кассет", что позволяет увеличить экспозиционную площадь. Этот тип оборудования используется в фондах Музея.  Дизайнерская доработка, адаптация и включение этого оборудования в экспозиционное пространство с учетом эстетических и функциональных требований –  позволяют решить целый комплекс проблем, а главное – увеличить количество экспонируемых произведений.  Проект ориентирован на  модернизацию экспозиции. Не разрушая целостности экспозиции и  картины развития искусства ХХ века, оборудование дает возможность дополнительно представлять уникальные разделы собрания Музея по стилевому, тематическому, видовому, жанровому или другим принципам, мобильно откликаться на запросы современного общества, выстраивать специальные программы.

Проект предполагает введение в контекст стационарной экспозиции двух  экспозиционно-выставочных блоков с периодически сменяемыми комплексами (выставками). Они должны, не разрушая целостной картины развития искусства ХХ века, представлять уникальные разделы собрания Музея по стилевому, тематическому, видовому, жанровому или другим принципам. Это позволит Музею более мобильно откликаться на запросы современного общества, выстраивать специальные программы, обеспечив сменяемость экспозиционных блоков 2-3 раза в год на основе разработки новых проектов.

В первом варианте авторы проекта решили предъявить зрителю комплексы произведений самых значимых и ярких мастеров, которых дал Ярославль искусству ХХ века: М.К. Соколов и А.К. Петров. Михаил Ксенофонтович Соколов (1885-1947) -  живописец и график, основная часть наследия которого хранится в Музее, а имя заново вписано в историю отечественной культуры. Александр Константинович Петров (р.1957) – художник и режиссёр с мировым именем, работающий в технике живописной анимации, лауреат многих Международных конкурсов, единственный в России аниматор, удостоенный премии "Оскар" (фильм "Старик и море", 2000). Музей уделяет большое внимание изучению творчества этих мастеров.

Коллекция произведений М.К. Соколова в собрании музея включает 84 живописных работы, около двух тысяч графических работ разных периодов творчества и более 700 миниатюр, созданных в условиях лагеря и последние годы его жизни. Музей экспонировал более 20 персональных выставок М.К. Соколова в нашей стране и за рубежом. В рамках данного проекта предполагается показ произведений, раскрывающих особенности творчества художника.

Коллекция произведений А.К. Петрова в Музее начала формироваться в 2008 г. и составляет всего восемь работ (живопись на "стекле" и рисунки), созданные в период создания фильма "Моя Любовь". Музей принимает непосредственное участие в творческой жизни художника. Совместно осуществленный выставочно-издательский проект "Александр Петров. "Моя Любовь". Сотворение фильма. Живопись, графика, анимация" представлен в Ярославле, Вологде, Москве, Петербурге, Кирове и др. городах России в 2007-2011 гг. Данный проект предполагает введение в экспозицию не только монографического комплекса живописных и графических работ А.К. Петрова, но и показ самих фильмов, созданных автором в технике живописной анимации, и документальные фильмы.

Установка современной видео- и аудиоаппаратуры (плазменная панель, компьютеры со специальными программами) создали условия и для представления творчества А.К. Петрова, и  стали базой для введения в музейное пространство проектов, созданных на основе новых современных технологий.

Включение в контекст экспозиции монографических блоков даёт возможность обогатить представление о культуре XX века, дать более глубокое понимание роли  художника в жизни общества.

 

Создание нового типа экспозиционно-выставочного комплекса, где одним из главных принципов представления XX века является реальное "расширение формата", возможность дополнительного экспонирования произведений открывает перспективу активного представления собрания широкому зрителю.

-  создаёт базовую основу для дополнительного экспонирования произведений;

-  помогает преодолеть дефицит площадей, более интенсивно использовать  заданное пространство;

- позволяет оптимально полно показать коллекции, скрытые на сегодняшний день в фондах Музея, как  живописи, так и графики;

- даёт возможность предъявлять коллекцию по стилевому, видовому, жанровому, тематическому, монографическому или другим принципам, тем самым выявлять уникальность и богатство самого собрания и расширять представление современного человека о ХХ веке, его искусстве, культуре;

- создает основу для новых образовательно-воспитательных программ, ориентированных на различные аудитории, особенно на молодёжь

Инновация данного экспозиционно-выставочного комплекса - его мобильность в пространстве и сменяемость во времени. Это соответствует характеру XX века, его бурному течению, и, наконец, визуальному мышлению современного человека.

Новый экспозиционно-выставочный комплекс должен стать базой для изучения культуры и искусства ХХ века.