Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Махачкала. «Моллаев Юсуф Ахмедаджиевич. 1899-1964». Юбилейная ретроспективная выставка. Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи. 11.12.2024–31.01.2025

 
Юсуф Моллаев,1960-е гг.


Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи

«МОЛЛАЕВ ЮСУФ АХМЕДАДЖИЕВИЧ. 1899-1964»

ЮБИЛЕЙНАЯ РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА к 125 летию со дня рождения художника.

ЖИВОПИСЬ. ГРАФИКА

МОЛЛАЕВ ЮСУФ АХМЕДАДЖИЕВИЧ       

   
Родился 15 ноября 1899, аул Костек, Андреевский участок, Хасавюртовский округ, Терская область, Российская империя. Скончался 30 июля 1964, Махачкала, ДАССР

Учился в русской сельской школе вс. Костек, после 4-х годичной учебы был отправлен в Хасавюрт учится в выше-начальное училище, где проучился один год. Вернувшись домой, занимался сельским хозяйством до 1919 года включительно.

  • С 1919 года по 1924 год работал как грамотный человек в различных советских и хозяйственных организациях района.
  • В 1924 году приехал в г. Махачкалу и поступил в фабзавуч при бумаго-прядильной фабрике им. III Интернационала, чтобы стать специалистом.
  • В свободное от учебы время стал рисовать (увлекался рисунком в детстве), нарисовал для школы портреты ученых по физике, механике, революционеров. Комиссия во главе с председателем ДагЦИК обратила внимание на, признав их исполненные художественно и хорошо и предложила учиться в худ. учебном заведении. 
  • 1925–1927 – по направление Наркомпросса учился в  Художественно-промышленном техникуме, отделение декораторов, специальность «помощник декоратора», Бахчисарай, Крым
  • 1927–1930 – учеба на декоративном факультете во ВХУТЕИНе, Москва
  • 1930 – в связи с реорганизацией ВХУТЕИНа – перевод и присоединение факультета к Институту пролетарского изобразительного искусства (бывшая АХ) в г. Ленинград, закончил образование в 1931 г. по специальности «художник-декоратор театра», Ленинград
  • 1932 – участвует в художественной экспедиции «Культсанштурм» по Дагестану
  • 1932–1933 – зав. сектором «Изо», художественный редактор Даггосиздата
  • 1933–1934 – слушатель девятимесячных курсов научных сотрудников при Государственном историческом музее, Москва
  • 1934 – 1952 – уполномоченный Художественного фонда РСФСР по Дагестану
  • 1934–1936 – научный сотрудник в Дагестанском музее, Махачкала 
  • 1936 – член Орг. комитета СХ ДАССР
  • 1937–1939 – председатель Правления дагестанского отделения СХ РСФСР
  • 1940 – главный художник Вседагестанской выставки к 20 летию автономии ДАССР, Махачкала
  • 1940 – оформление дома-музея И. Сталина в г. Буйнакс
  • 1942–1951 – председатель Правления дагестанского отделения СХ РСФСР
  • С 1954 г. – член РАБИС
  • 1950–1952 – художник Даггосиздата
  • 1952 – 1959 – председатель правления Дагестанского товарищества «Художник» (отделения Художественного Фонда РСФСР), Махачкала
  •  1941–1945 гг. руководил изокружком при сш№1, Махачкала
  • 1936, 1941, 1946, 1951, 1956 – Главный художник выставок, посвященных юбилеям Революции 1917 г., Махачкала

За картину «Примирение кровников» (1935) на I Северо-Кавказской выставке (1935) получил III премию.

Произведения хранятся в НМ РД им. А. Тахо-Годи, ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, Государственном музее Востока(Москва),частных собраниях (Махачкала).

Награды: Медали «За оборону Кавказа», «За доблестный труд» (1946), Почетная грамота Президиума Верховного Совета ДАССР (1951).

Участник более 20 коллективных республиканских и союзных выставок и трех персональных (1928, 1962, 1982).

Одним из ярких представителей первого поколения мастеров изобразительного искусства Дагестана является Юсуф Моллаев.

Юность Юсуфа Моллаева, выходца из селения Костек Хасавюртовского района, была насыщена большими событиями. Одаренного юношу, учащегося в фабзавуче Махачкалинской фабрики им. III Интернационала, направляют в Художественный техникум г. Бахчисарая, а завершает он образование в Москве и Ленинграде во ВХУТЕИНе (1927–1931 годы). Возвратившись в Дагестан, молодой художник активно включается в творческую жизнь республики. Зимой 1932 года вместе с известными дагестанскими художниками и писателями он участвует в художественной экспедиции «культсанштурм».

Во время экспедиции с января по март 1932 года по маршруту Гимры, Мехельта, Анди, Ботлих, Кудияб Россо, Муни, Хунзах, Гоцатль, Тляруш, Балхар, Кубачи и др.  художником было выполнено более 50 работ. Моллаев зарисовывает портреты сельских активистов, посетителей ликпунктов, красных партизан. При сравнении с сериями работ других членов этой же экспедиции – М. Джемала и М. Юнусилау, мы видим отличный, непохожий взгляд на людей, на выбор героев, их характеры и настроения и главное – манеры письма и подачи материала. Если Джемал тяготел к академизму и парадности, Юнусилау был виртуозом натуры и наброска, то у Моллаева портреты более выписаны, проработаны, хотя и отдают нарочитым самодеятельным стилем.

Моллаев вошел в историю дагестанского искусства как автор тематической картины «Примирение кровников» (1934–1935). В свое время — это живописное полотно явилось большим событием в культурной жизни республики, а на краевой Северо-Кавказской выставке (1935) Моллаеву была присуждена третья премия. С этого времени тема современности становится одной из главных тем его творчества.

Умение Моллаева с чувством меры и художественного такта раскрыть сюжет, событие, драматическую тему характерно для многих его произведений – от монументальных до станковых, созданных в после военный период и время оттепели. Тематические картины, пейзажи и портреты современников: «Там, где рождалась Гергебильская ГЭС», «Старый мост», «Обжиг гончарной посуды в ауле Балхар», «Портрет профессора Аскерханова», «Расул Гамзатов и Фидель Кастро» и другие.

Больших успехов он достигает в жанре камерного, лирического пейзажа. Здесь художник приходит к своеобразным открытиям новых образов, живописной выразительности, предпочитая технику акварели. Моллаев писал простые скромные мотивы – улочки, сакли, роднички, залитые солнцем долины, стройные тополя, виноградники. Владел художник и особенностями пленэрной живописи – сиреневые тени, теплые желтоватые пятна света. Это пейзаж «Дворик в Янги-Юрте», «Родник», «Альбурикент», «Тарки» (1958). Часть этих акварельных листов экспонировалась и выставлялась в Москве во время Декады дагестанской литературы и искусства (1960).

Настоящая выставка является первой ретроспективой художника, и включает в себя практически все произведения из фондов Национального Музея РД им. А. Тахо-Годи. Более 160 произведений графики и живописи в полно мере отражают как творческий стиль, так и в целом путь художника с момента начала учебы и первой выставки в 1928 году и до начала 1960-х годов.

Условно все произведения поделены на своеобразные тематические разделы: Экспедиция «Культсанштурм», 1932; История Дагестана; Архитектурный городской пейзаж; виды Тарки; Этнографические виды; Индустрия и хозяйство Дагестана; агитплакат.

Небольшая коллекция работ Моллаева хранится в ДМИИ им. П. С. Гамзатовой, отличительной особенностью которой является серия «таркинских» акварельных пейзажей, ставших для художника на склоне лет отдушиной и проявлением истинного творчества, а так же известное живописное полотно – победитель «Примирение кровников»( авторский повтор 1942 г.), ставшее знаковым для художника. Часть работ из ДМИИ также представлена в нашей экспозиции.

Произведения Моллаева – соратника первых художников Д. Джемала, Д. Капаницына, Х. Аскара-Сарыджи, М. Юнусилау обогащают панораму становления профессионального искусства в Дагестане, о первых шагах, поисках и событиях того сложного, но интересного времени, в которое создавали свои работы первые художники Советского Дагестана, внесшие весомый вклад в его развитие.

Дагирова Д.А., автор и куратор проекта
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи