Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

«Авангард и традиции: взаимодействие и трансформации в региональном искусстве России второй половины ХХ века». Девятые казанские искусствоведческие чтения. ГМИИ РТ. Заявки до 15 апреля.

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Всероссийская научно-практическая конференция

ДЕВЯТЫЕ КАЗАНСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

АВАНГАРД И ТРАДИЦИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА

АЛЕКСЕЯ АВДЕЕВИЧА АНИКЕЁНКА (1925–1984) 

Казань, 30-31 октября 2025 года

Отечественное искусство второй половины ХХ века представляет собой сложное и многогранное явление, отражающее глубокие трансформации, происходившие в СССР и постсоветском пространстве. «Оттепель» 1960-х годов стала важным этапом, когда художественная жизнь в России отличалась большим стилистическим разнообразием. В орбиту советского искусства возвращаются многие достижения мировой и русской культуры, вычеркнутые под давлением идеологии соцреализма, переставшего быть господствующим методом. Художники начали обращаться к внутреннему миру человека, к вопросам индивидуальной свободы, экзистенциальным переживаниям и критике социальных явлений, что выразилось в поисках новых форм и авангардных стилей. Искусство второй половины ХХ века стало мостом между советским прошлым и сОовременностью, открыв путь для дальнейших экспериментов и поисков в XXI веке.

Неофициальное искусство стало явлением не только в столицах, но и в регионах. Местные художники часто сочетали традиционные национальные мотивы с современными авангардными техниками, а также формировали новую творческую идентичность периферийных центров, тем не менее, история изобразительного искусства регионов зачастую не учитывается в общей картине развития российской культуры.

Конференция приурочена к 100-летнему юбилею одного из самых значительных представителей казанского искусства 1960-х годов Алексея Авдеевича Аникеёнка, А.А. Аникеёнок – участник Великой Отечественной войны, характерный пример художника периода «оттепели», который, опираясь на реалистическую традицию, прививаемую профессиональным художественным образованием, выходит за ее рамки, впитывая стилистику и смыслы разнообразных авангардных направлений ХХ века. 

К обсуждению предлагаются следующие темы:

  • А.А. Аникеёнок – художник казанского андеграунда: истоки и особенности формирования творческой индивидуальности;
  • терминологические и хронологические проблемы в исследованиях искусства России второй половины ХХ века;
  • феномен авангарда в позднесоветском искусстве: официальное и неофициальное искусство, взаимовлияние традиций и новаций, взаимоотношения центра и регионов;
  • неофициальное искусство и научно-техническая интеллигенция;
  • взаимодействие властных структур и авангардных художников в позднесоветский период;
  • презентация неофициального искусства в общественном пространстве;
  • многообразие форм авангардного искусства в постсоветский период;
  • галерейная и выставочная деятельность региональных художников 1990-х годов: выход на международную художественную арену;
  • коллекции отечественного авангардного искусства второй половины ХХ века и их презентация.

К участию приглашаются искусствоведы, философы, культурологи, историки, музеологи, художники, коллекционеры, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.

Формы участия в конференции:

  • очная (выступление с докладом офлайн или онлайн; публикация в сборнике);
  • заочная (публикация в сборнике).

Сборник «Девятые Казанские искусствоведческие чтения» планируется издать к началу работы конференции. Сборнику присваиваются соответствующие библиотечные индексы (УДК; ББК) и международный стандартный книжный номер (ISBN). Планируется регистрация сборника в наукометрической базе данных РИНЦ.

Публикация бесплатная.

Рабочий язык конференции – русский.

Заявки на участие в конференции и краткие тезисы необходимо направить до 15 апреля 2025 г., тексты статьи необходимо прислать до 1 июня 2025 года на электронный адрес оргкомитета научной конференции Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.  

В строке «Тема» указать: «IX искусствоведческие чтения».

Файл назвать фамилией автора (всех соавторов).

Место проведения конференции: Казань, Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, д. 57).

За дополнительной информацией обращаться:

тел. 8 [843] 236 18 65; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Контактные лица:

Дина Диасовна Хисамова, заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ;

Мансурова Гульнара Камилевна, ученый секретарь ГМИИ РТ. 

Проезд и размещение иногородних участников – за счет командирующих организаций.

Оргкомитет конференции предлагает иногородним участникам конференции бронировать места в гостинице самостоятельно.


Приложения №№ 1 – 4 по заполнению формы участия, требованиям к публикации и пр. приводятся ниже.

Приложение 1

Форма заявки


Приложение 2

 Требования к оформлению статьи: 

1. В верхнем левом углу листа УДК, который должен достаточно подробно отражать тематику статьи (см.: http://teacode.com/online/udc/);

2. Название статьи на русском языке, прописными, жирными буквами, выравнивание по левому краю;

3. Через 1 строку инициалы и фамилия автора /всех соавторов/ на русском языке, жирными буквами, выравнивание по левому краю;

4. Через 1 строку аннотация статьи на русском языке /200–250 слов/, выравнивание по ширине. Аннотация (реферат, авторское резюме) должна быть самодостаточной, передающей основные результаты исследовательской деятельности, выполнять требования информативности, структурированности, компактности. В аннотации необходимо указать, что нового несет в себе научная статья. В тексте аннотации нежелательно дословно повторять предложения, взятые из основных разделов статьи, а также формулировки, использованные в ее названии. В аннотацию не допускается включать ссылки на источники из полного текста, а также аббревиатуры, которые раскрываются непосредственно в тексте статьи;

5. На следующей строке ключевые слова на русском языке /8–10 слов/, выравнивание по ширине. Ключевые слова составляют семантическое ядро статьи и включают основные понятия, описывающие исследуемую проблему. В качестве ключевых слов могут использоваться как одиночные слова, так и словосочетания (но не превышающие трех слов), в единственном числе, в именительном падеже. При подборе ключевых слов рекомендуется избегать фраз, содержащих кавычки и запятые, а также многозначных понятий.

6. Через 1 строку приводится информация с 2 по 5 пункт на английском языке с теми же параметрами текста.

7. Через 1 строку – текст статьи, выравнивание по ширине.

8. Через 1 строку – надпись «Список литературы», выравнивание по центру. После нее приводится список литературы и источников в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008, выравнивание по ширине. В списке литературы сначала указываются отечественные источники, после них – иностранные. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 15–16].

9. Сведения об авторе /всех соавторах/: ученая степень, ученое звание, место работы (на русском и английском языках);

  • объем статьи (без учета иллюстраций) должен составлять 10–12 страниц, кегль 14 (приблизительно 17 000 – 20 000 знаков) в формате А4 (Microsoft Word для Windows);
  • параметры текстового редактора: шрифт Times New Roman, все поля по 2 см; размер 14; межстрочный интервал 1,5; абзацный отступ 1 см; ориентация листа книжная;
  • аббревиатуры и сокращения, не являющиеся общепринятыми, должны быть расшифрованы при первом использовании (в скобках);
  • рисунки и таблицы отделяются от текста сверху и снизу пустой строкой. На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки (Табл. 1; Рис. 1.).
  • примечания, которые автор делает в статье, оформляются в виде постраничных сносок; нумерация сквозная;
  • файл с текстом статьи назвать фамилией автора (всех соавторов).
  • текст статьи должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Авторы несут ответственность за содержание статей, за достоверность приведенных в статье фактов, цитат, статистических и иных данных, имен, названий и прочих сведений. Авторы обязаны включать в статью ссылки на предшествующие работы, базы данных и другие источники использованной информации, указывать источники финансовой поддержки исследований.

Приложение 3 

Требования к иллюстрациям 

  • изображений, иллюстрирующих текст статьи, должно быть не более 6-ти;
  • изображения должны быть пригодного для печати качества: растровые изображения необходимо отсканировать с разрешением не менее 300 dpi;
  • форматы изображения: TIFF;  JPEG без сжатия;
  • иллюстрации выслать отдельными вложениями, не вставляя их в текст «word»;
  • файлы с иллюстрациями пронумеровать.  Проследить, чтобы номер файла с иллюстрацией строго соответствовал развернутой подписи к иллюстрации;
  • развернутые подписи к иллюстрациям должны включать: имя, фамилию автора; название (произведения искусства, архитектурного объекта, фотографии и т.д.), год создания, материал (технику), местонахождение;
  • список подписей к иллюстрациям, оформленный в виде таблицы, выслать отдельным вложением.

Пример

оформления подписей к иллюстрациям 


Приложение 4 

Дополнительная информация

Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru 

Телефон приемной ГМИИ РТ: (843) 236 69 21

Факс ГМИИ РТ: (843) 236 91 84.

Почтовый адрес ГМИИ РТ: 420015, Казань, ул. Карла Маркса, д. 64 

Как добраться: 

1. ГМИИ РТ, Национальная художественная галерея «Хазинэ»,

Казанский Кремль, здание НХГ «Хазинэ», подъезд № 3:

  • метро до станции “Кремлевская”;
  • троллейбус №№ 2, 10; автобус №№ 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75, 98 до остановки “Центральный стадион”;
  • автобус №№ 22, 89 до остановки Ул. Батурина”.

2. ГМИИ РТ, Главное здание, ул. Карла Маркса, 64;

3. ГМИИ РТ, Галерея современного искусства, ул. Карла Маркса, 57:

  • троллейбус №№ 2, 3, 5, 7, 8 до остановки “Ул. Толстого”;
  • автобус №№ 10, 10а, 22, 28, 28а, 30, 35, 35а, 54, 63, 83,89, 91, 98 до остановкиУл. Толстого”.