МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Всероссийская научно-практическая конференция
ДЕВЯТЫЕ КАЗАНСКИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
АВАНГАРД И ТРАДИЦИИ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ РОССИИ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА
АЛЕКСЕЯ АВДЕЕВИЧА АНИКЕЁНКА (1925–1984)
Казань, 30-31 октября 2025 года
Отечественное искусство второй половины ХХ века представляет собой сложное и многогранное явление, отражающее глубокие трансформации, происходившие в СССР и постсоветском пространстве. «Оттепель» 1960-х годов стала важным этапом, когда художественная жизнь в России отличалась большим стилистическим разнообразием. В орбиту советского искусства возвращаются многие достижения мировой и русской культуры, вычеркнутые под давлением идеологии соцреализма, переставшего быть господствующим методом. Художники начали обращаться к внутреннему миру человека, к вопросам индивидуальной свободы, экзистенциальным переживаниям и критике социальных явлений, что выразилось в поисках новых форм и авангардных стилей. Искусство второй половины ХХ века стало мостом между советским прошлым и сОовременностью, открыв путь для дальнейших экспериментов и поисков в XXI веке.
Неофициальное искусство стало явлением не только в столицах, но и в регионах. Местные художники часто сочетали традиционные национальные мотивы с современными авангардными техниками, а также формировали новую творческую идентичность периферийных центров, тем не менее, история изобразительного искусства регионов зачастую не учитывается в общей картине развития российской культуры.
Конференция приурочена к 100-летнему юбилею одного из самых значительных представителей казанского искусства 1960-х годов Алексея Авдеевича Аникеёнка, А.А. Аникеёнок – участник Великой Отечественной войны, характерный пример художника периода «оттепели», который, опираясь на реалистическую традицию, прививаемую профессиональным художественным образованием, выходит за ее рамки, впитывая стилистику и смыслы разнообразных авангардных направлений ХХ века.
К обсуждению предлагаются следующие темы:
- А.А. Аникеёнок – художник казанского андеграунда: истоки и особенности формирования творческой индивидуальности;
- терминологические и хронологические проблемы в исследованиях искусства России второй половины ХХ века;
- феномен авангарда в позднесоветском искусстве: официальное и неофициальное искусство, взаимовлияние традиций и новаций, взаимоотношения центра и регионов;
- неофициальное искусство и научно-техническая интеллигенция;
- взаимодействие властных структур и авангардных художников в позднесоветский период;
- презентация неофициального искусства в общественном пространстве;
- многообразие форм авангардного искусства в постсоветский период;
- галерейная и выставочная деятельность региональных художников 1990-х годов: выход на международную художественную арену;
- коллекции отечественного авангардного искусства второй половины ХХ века и их презентация.
К участию приглашаются искусствоведы, философы, культурологи, историки, музеологи, художники, коллекционеры, а также все заинтересованные в обсуждении заявленных тем.
Формы участия в конференции:
- очная (выступление с докладом офлайн или онлайн; публикация в сборнике);
- заочная (публикация в сборнике).
Сборник «Девятые Казанские искусствоведческие чтения» планируется издать к началу работы конференции. Сборнику присваиваются соответствующие библиотечные индексы (УДК; ББК) и международный стандартный книжный номер (ISBN). Планируется регистрация сборника в наукометрической базе данных РИНЦ.
Публикация бесплатная.
Рабочий язык конференции – русский.
Заявки на участие в конференции и краткие тезисы необходимо направить до 15 апреля 2025 г., тексты статьи необходимо прислать до 1 июня 2025 года на электронный адрес оргкомитета научной конференции
В строке «Тема» указать: «IX искусствоведческие чтения».
Файл назвать фамилией автора (всех соавторов).
Место проведения конференции: Казань, Галерея современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань, ул. Карла Маркса, д. 57).
За дополнительной информацией обращаться:
тел. 8 [843] 236 18 65; e-mail:
Контактные лица:
Дина Диасовна Хисамова, заместитель директора по научному обеспечению и издательской деятельности ГМИИ РТ;
Мансурова Гульнара Камилевна, ученый секретарь ГМИИ РТ.
Проезд и размещение иногородних участников – за счет командирующих организаций.
Оргкомитет конференции предлагает иногородним участникам конференции бронировать места в гостинице самостоятельно.
Приложения №№ 1 – 4 по заполнению формы участия, требованиям к публикации и пр. приводятся ниже.
Приложение 1
Форма заявки
Приложение 2
Требования к оформлению статьи:
1. В верхнем левом углу листа УДК, который должен достаточно подробно отражать тематику статьи (см.: http://teacode.com/online/udc/);
2. Название статьи на русском языке, прописными, жирными буквами, выравнивание по левому краю;
3. Через 1 строку инициалы и фамилия автора /всех соавторов/ на русском языке, жирными буквами, выравнивание по левому краю;
4. Через 1 строку аннотация статьи на русском языке /200–250 слов/, выравнивание по ширине. Аннотация (реферат, авторское резюме) должна быть самодостаточной, передающей основные результаты исследовательской деятельности, выполнять требования информативности, структурированности, компактности. В аннотации необходимо указать, что нового несет в себе научная статья. В тексте аннотации нежелательно дословно повторять предложения, взятые из основных разделов статьи, а также формулировки, использованные в ее названии. В аннотацию не допускается включать ссылки на источники из полного текста, а также аббревиатуры, которые раскрываются непосредственно в тексте статьи;
5. На следующей строке ключевые слова на русском языке /8–10 слов/, выравнивание по ширине. Ключевые слова составляют семантическое ядро статьи и включают основные понятия, описывающие исследуемую проблему. В качестве ключевых слов могут использоваться как одиночные слова, так и словосочетания (но не превышающие трех слов), в единственном числе, в именительном падеже. При подборе ключевых слов рекомендуется избегать фраз, содержащих кавычки и запятые, а также многозначных понятий.
6. Через 1 строку приводится информация с 2 по 5 пункт на английском языке с теми же параметрами текста.
7. Через 1 строку – текст статьи, выравнивание по ширине.
8. Через 1 строку – надпись «Список литературы», выравнивание по центру. После нее приводится список литературы и источников в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008, выравнивание по ширине. В списке литературы сначала указываются отечественные источники, после них – иностранные. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 15–16].
9. Сведения об авторе /всех соавторах/: ученая степень, ученое звание, место работы (на русском и английском языках);
- объем статьи (без учета иллюстраций) должен составлять 10–12 страниц, кегль 14 (приблизительно 17 000 – 20 000 знаков) в формате А4 (Microsoft Word для Windows);
- параметры текстового редактора: шрифт Times New Roman, все поля по 2 см; размер 14; межстрочный интервал 1,5; абзацный отступ 1 см; ориентация листа книжная;
- аббревиатуры и сокращения, не являющиеся общепринятыми, должны быть расшифрованы при первом использовании (в скобках);
- рисунки и таблицы отделяются от текста сверху и снизу пустой строкой. На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки (Табл. 1; Рис. 1.).
- примечания, которые автор делает в статье, оформляются в виде постраничных сносок; нумерация сквозная;
- файл с текстом статьи назвать фамилией автора (всех соавторов).
- текст статьи должен быть тщательно вычитан и отредактирован. Авторы несут ответственность за содержание статей, за достоверность приведенных в статье фактов, цитат, статистических и иных данных, имен, названий и прочих сведений. Авторы обязаны включать в статью ссылки на предшествующие работы, базы данных и другие источники использованной информации, указывать источники финансовой поддержки исследований.
Приложение 3
Требования к иллюстрациям
- изображений, иллюстрирующих текст статьи, должно быть не более 6-ти;
- изображения должны быть пригодного для печати качества: растровые изображения необходимо отсканировать с разрешением не менее 300 dpi;
- форматы изображения: TIFF; JPEG без сжатия;
- иллюстрации выслать отдельными вложениями, не вставляя их в текст «word»;
- файлы с иллюстрациями пронумеровать. Проследить, чтобы номер файла с иллюстрацией строго соответствовал развернутой подписи к иллюстрации;
- развернутые подписи к иллюстрациям должны включать: имя, фамилию автора; название (произведения искусства, архитектурного объекта, фотографии и т.д.), год создания, материал (технику), местонахождение;
- список подписей к иллюстрациям, оформленный в виде таблицы, выслать отдельным вложением.
Пример
оформления подписей к иллюстрациям
Приложение 4
Дополнительная информация
Сайт ГМИИ РТ: www.izo-museum.ru
Телефон приемной ГМИИ РТ: (843) 236 69 21
Факс ГМИИ РТ: (843) 236 91 84.
Почтовый адрес ГМИИ РТ: 420015, Казань, ул. Карла Маркса, д. 64
1. ГМИИ РТ, Национальная художественная галерея «Хазинэ»,
Казанский Кремль, здание НХГ «Хазинэ», подъезд № 3:
- метро до станции “Кремлевская”;
- троллейбус №№ 2, 10; автобус №№ 6, 15, 29, 35, 35а, 37, 47, 74, 74а, 75, 98 до остановки “Центральный стадион”;
- автобус №№ 22, 89 до остановки “Ул. Батурина”.
2. ГМИИ РТ, Главное здание, ул. Карла Маркса, 64;
3. ГМИИ РТ, Галерея современного искусства, ул. Карла Маркса, 57:
- троллейбус №№ 2, 3, 5, 7, 8 до остановки “Ул. Толстого”;
- автобус №№ 10, 10а, 22, 28, 28а, 30, 35, 35а, 54, 63, 83,89, 91, 98 до остановки “Ул. Толстого”.