Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

М.Некрасова

ПРЕДИСЛОВИЕ  к книге А.Б.Салтыков «Избранные труды». М., 1962. Из-во «Советский художник»


Александр Борисович Салтыков — крупный ученый в области искусствознания. Творческий диапазон его необычайно широк. Он занимался многими вопросами искусства: его практикой, историей и теорией, посвятив бо?льшую часть своей творческой деятельности декоративному искусству.
Неутомимый исследователь и талантливый организатор, смелый экспериментатор-производственник и глубокий теоретик — А.Б. Салтыков вкладывал в свою обширную деятельность искусствоведа не только огромные знания материальной культуры народов, но и большое сердце настоящего человека.
Это был подлинный ученый-энтузиаст, тесно связанный с жизнью. Его научное наследие значительно обогатило наше искусствознание и представляет большую ценность для художественной практики настоящего дня.
К самым разным вопросам искусства А.Б. Салтыков подходил с широких позиций марксистско-ленинской философии, эстетики, теории, истории, с глубоким пониманием законов художественного творчества. Им написано немало трудов по общим теоретическим вопросам искусства.
Исходя из диалектического положения Маркса о том, что «человек творит... по законам красоты»1, А.Б. Салтыков видел проявление искусства в самых различных видах человеческого творчества. «Искусство есть не только отражение жизни, но и сама жизнь, не только изображение, но и практическая деятельность». Такое понимание искусства, данное А.Б. Салтыковым, имеет большое значение для художественного творчества и важно для теории, потому что искусство рассматривают часто только как изображение объективной действительности.
А.Б. Салтыков подчеркивал, что сила воздействия художественного образа основана на его диалектических единствах: эмоционального и рационального, объективного и субъективного, формы и содержания. И там, где нарушаются эти единства, неминуемо возникает формализм или натурализм.
Подлинное произведение искусства всегда является отражением объективного, под которым надо иметь в виду прежде всего общественные явления, а также, по верному уточнению А.Б. Салтыкова, весь чувственно воспринимаемый мир, как социальный, так и природный.
В то же время искусство — это не копия действительности, не прямое ее повторение, а творческое преломление ее через индивидуальное сознание художника. В каждом художественном произведении кроме отражения действительности, выражаются и субъективный мир художника, его мировоззрение, вся его внутренняя эмоциональная жизнь.
Поэтому, если в произведении, созданном художником, есть только объективное, беспристрастное повторение жизни, то оно неизбежно окажется натуралистическим.
Точно так же, если художник создает свое произведение только как плод своих личных субъективных переживаний от действительности, н форма для него становится самоцелью, то произведение обязательно получится формалистическим. И в том и в другом случае образность искусства разрушается, образ перестает быть познанием.
А.Б. Салтыков предостерегал не злоупотреблять словами «формализм», «натурализм» в оценке художника и стоял за широкое понимание реализма со всем многообразием художественных средств. Он говорил о необходимости более широкого использования в разных видах творчества метода уподоблений, гротеска н аналогий. Он обращал внимание на различные условности, определяющие специфику отдельных видов искусства, посредством которых только и можно достичь на языке данного искусства полноты реалистического образа.
А.Б. Салтыков много лет работал над проблемой художественною образа, дал его определение и анализ в декоративном искусстве.
Из высказывания Энгельса о пределах, ограничивающих типичное. А.Б. Салтыков сделал ценный вывод о том, что выражение общего через частное имеет целую градацию: «Общего — в очень конкретном, общего — в менее конкретном, общего — в очень мало конкретном, наконец, чего-то очень общего в чем-то тоже весьма общем». Примером последнего может быть эмблема.
Такое понимание образа имеет большое значение для прикладного искусства.
На основе марксистской эстетики А.Б. Салтыков впервые широко разработал теорию декоративного искусства. Она помогла глубже понять сложную область духовной деятельности человечества, помогла правильно оценить преобразующую силу декоративного творчества, верно направив его развитие.
Все изыскания, сделанные А.Б. Салтыковым в области теории декоративного искусства, помогают современному творческому развитию мастеров-прикладников как в народных промыслах, так и в художественной промышленности. Его творческая деятельность соединяла в себе прекрасное знание художественной практики с теоретическим ее обобщением, организационную работу с исследовательской.
С неиссякаемой энергией, горячо боролся А.Б. Салтыков за возрождение, народных промыслов, за их вековые художественные традиции, за русскую национальную художественную культуру во всем ее многообразии. Особенно много сил он отдал этому делу в последние годы своей жизни занимая пост секретари правления Союза художников СССР. В это время А.Б. Салтыков развернул широкую деятельность, помогавшую развитию декоративного искусства союзных республик. В содокладе на I съезде художников СССР, в докладах на конференциях и на обсуждениях выставок он поднимал насущные проблемы современного декоративного творчества, остро ставил вопросы развития всего нашего многонационального декоративного искусства.
Всемерно способствуя созданию в народных промыслах и в художественной промышленности такой организации труда, которая стимулировала бы творчество, учитывая все его особенности, А.Б. Салтыков подчеркивал необходимость прежде всего квалифицированного руководства во всех отраслях декоративного искусства, необходимость участия художника в работе всех предприятий художественной промышленности. Он постоянно искал новые пути в создании современного искусства быта, которое смогла бы стать достойным выражением нашей эпохи, и не раз указывал на то, что проблема развития декоративного искусства имеет, кроме художественного, и большое политическое значение.
Широта знаний и интересов, талант и высокая культура позволяли А.Б. Салтыкову всесторонне подходить ко всякому вопросу искусства, верно оценивать как целое художественное явление, так и отдельное произведение с позиций не только настоящего, но и прошлого и будущего. Эта прекрасная способность большого ученого ярко проявилась в его трудах, посвященных керамике, в области которой он был редким специалистом.
А.Б. Салтыков хорошо знал античную, восточную, европейскую керамику и очень много занимался русским керамическим искусством, изучая его с древнейших времен. Надо сказать, что до выхода в свет трудов А.Б. Салтыкова о русской керамике считалось, что керамическое искусство в России развивалось под различными европейскими влияниями.
А.Б. Салтыков первый раскрыл национальные, народные корни русского керамического искусства. В результате большой серьезной исследовательской работы он пришел к выводу и доказал, что художественная керамическая промышленность в России получила свое начало не на императорском керамическом заводе и не на заводе английского купца Гарднера, как было принято думать, а зародилась на основе древнего народного ремесла. И с появлением этих заводов в XVI11 веке народная керамика продолжала самостоятельно развиваться в искусстве мастеров художественной майолики Гжели.
Этот интереснейший вид народного творчества был по существу вновь открыт А.Б. Салтыковым. Путем сравнительного художественно-технологического анализа, на основе выработанного им атрибуционного метода. А.Б. Салтыков датировал большинство безымянных произведений и на материале немногих сохранившихся памятников выявил художественную эволюцию гжельской майолики.
Не менее значительным было его исследование и гжельской майоликовой статуэтки XVIII века, развившейся из гончарной игрушки XVI–XVII веков. Это также открытое заново А.Б. Салтыковым искусство, отразившее с народным остроумием живые черты эпохи, черты народного быта, опровергло существовавшее мнение, что будто бы русская народная игрушка до XIX века была малоразвитой и сформировалась лишь в XIX веке под влиянием немецкой игрушки.
О высоком уровне развития русской народной керамики свидетельствует и тот факт, что первым изобретателем фарфора в России, еще до Виноградова, был мастер-гончар Иван Гребенщиков. Это очень важное открытие в истории русского керамического искусства было сделано также А.Б. Салтыковым.
Русская народная керамика глубоко национальна по своему характеру; тесно связанная с жизнью народа, она ярко выражает творческий мир его сказочной фантазии и является живым свидетельством высокой самобытной народной культуры, слагавшейся веками.
А.Б. Салтыков изучал русскую керамику — эту обширнейшую область русского декоративного искусства — не только со стороны истории и эволюции. В центре его внимания всегда были те художественные принципы, которые определяют сложную специфику керамического искусства. Им была проведена углубленная работа и сделаны интересные наблюдения в области развития форм фарфоровых сосудов, а также вазописного искусства, где он раскрыл целый ряд художественных закономерностей, имеющих важное значение для каждого художника-керамиста.
С удивительной тонкостью А.Б. Салтыков определил природу вазовой живописи, все ее богатейшие декоративно-выразительные возможности.
В сложное дело изучения русских ваз он внес новый принцип научной классификации. Если до него в ее основу клали только формальные признаки: отношение высоты тулова вазы к его ширине, близость его силуэта к квадрату или к кругу и т. д., то А.Б. Салтыков в основу своей классификации положил практическое назначение вазы в жизни. Это имело решающее значение для правильного понимании художественного образа. Выдвинутый А.Б. Салтыковым принцип классификации облегчает историко-эсте-тическое изучение вазового искусства и имеет очень большое значение для методологии художественного творчества.
А.Б. Салтыков любил и прекрасно знал все виды керамики: гончарные изделия, майолику, фаянс, фарфор и др. Он тонко понимал все богатейшие фактурные, красочные, а, главное, пластические возможности керамического материала. И созданный сосуд он рассматривал как особое своеобразное явление пластики, которому дал определение словом «сосудваяние», а художников, творящих сосуды, назвал «сосудоваятелями». А. Б. Салтыкову, много изучавшему и глубоко чувствовавшему декоративную природу народного творчества, принадлежит немало интересных мыслей, метких наблюдений, широких суждении, раскрывающих крупные художественные явления в народном и декоративном искусстве. Одно из таких последних высказываний мы находим в ею недавно изданном труде «Русская народная керамика». Здесь Александр Борисович дал тонкий анализ происхождения дымковской скульптуры с тем ее декоративным назначением, которое она имеет в наше время.
Как известно, старинное производство детской игрушки в Дымковской слободе берет свое начало в глубокой древности. Издавна к весеннему празднеству «Свистунья» народ делал множество глиняных свистулек. Постепенно из них возникла детская игрушка. В середине XIX века она переродилась в своеобразные декоративные статуэтки, сделавшие известным село Дымково.
Это были иногда бытовые сценки в духе веселого шаржа, отражавшие характерные черты жизни того времени. В яркой праздничности их орнаментального богатства воплотилась, преломленная народной фантазией, красочная узорность костюмов середины XIX века. Однако с течением времени эта народная декоративная скульптура начала терять свою связь с жизнью, вместе с тем продолжая сохранять детали и краски костюмов уже давно сменившейся моды. Их красочные, орнаментальные формы, потеряв свой прежний смысл, приобрели чисто декоративное значение и, как убедительно показал А.Б. Салтыков, сложились в традицию своеобразных декоративных приемов. Золото эполет, орденов, красочность военных мундиров, пышные оборки платьев модниц прежних дымковских статуэток стали переноситься на изображения животных, придавая им яркую декоративную выразительность. Так появилась ныне существующая дымковская декоративная скульптура, узорные сказочные образы которой А.Б. Салтыков определил как «декоративную фантазию, находящую себе оправдание в возбуждаемых ею жизнеутверждающих чувствах, а не в изображении действительно существующих предметов». Самобытное дымковское искусство вошло в нашу жизнь как оригинальное украшение современного интерьера. Изучая художественные принципы керамического искусства, А.Б. Салтыков уделил много внимания вопросу их использования в современном искусстве керамики. Это очень важно в свете тех задач, которые в настоящий день стоят перед советским декоративным искусством.
На Гжельском керамическом заводе, где А.Б. Салтыков был художественным руководителем, в 1934–1945 годах была проделана огромная исследовательско-экспериментальная работа по использованию керамики в декоративном оформлении архитектуры. Под руководством А.Б. Салтыкова, в результате изучения художественного опыта древнего Востока и, главным образом, своего отечественного национального опыта, получило начало новое производство малосерийных скульптурных и живописных керамических облицовок. На Гжельский завод привезли найденные А.Б. Салтыковым гипсовые формы абрамцевской мастерской. И на основе творческого освоения декоративных методов керамики Врубеля — художника, с гениальной зоркостью чувствовавшего природу самых различных материалов, здесь были созданы декоративные панно из терракоты и майолики для Дворца Советов. Особенно интересно из них панно «Александр Невский», сделанное по эскизу художника В.Е. Егорова. Это панно, являясь совершение новым типом художественной облицовки, показало большие живописные монументально-декоративные возможности керамического материала. Принцип его смешанной техники восходит к забытым традициям абрамцевской мастерской. По методу Врубеля в этом керамическом панно были использованы фигурные плиты, вырезанные по рисунку так, что плиточный шов совпадал с линиями декоративной композиции, необычайно их усиливая.
Разработанные заводом разнообразные поливы позволили достичь в панно большой красочной звучности. Насыщенные, яркие пятна красного — в развевающемся плаще Александра Невского и белого — в его коне на расстоянии определяют четко орнаментальный строй композиции. Образ Александра Невского на поле битвы, олицетворяющий русскую силу, сокрушающую врага, звучит подлинно монументально.
Проведенная А.Б. Салтыковым работа по созданию живописных кера-мических облицовок открыла новый путь для развития современной монументальной живописи. Это особенно ценно теперь, в нашу эпоху грандиозного строительства.
Следует особо подчеркнуть то, что А.Б. Салтыков, ставя на службу современному искусству художественный опыт прошлого, никогда не упускал из вида современные производственные и технологические возможности, а также условия труда.
Одним из важнейших принципов работы А.Б. Салтыкова была неотделимость художественной стороны декоративного искусства от экономической и организационной как его необходимой основы. Исходя из этого принципа, он рассматривал вопрос использования традиций в современном искусстве; правильное понимание их очень важно в руководстве народными художественными промыслами и художественной промышленностью.
Видя в развитии лучших народных традиций огромное культурно-воспитательное значение, А.Б. Салтыков писал: «Если вещи, среди которых живет народ, ему близки, удовлетворяют его потребности и эстетические чувства, если эти вещи говорят об особенностях характера народа и его истории, то этим они усиливают гордость людей своей национальной художественной культурой».
Однако вопрос о традициях А. Б. Салтыков рассматривал в тесной связи с вопросом современности в искусстве. Призывая бережно хранить высокие традиции народного творчества, он в то же время неустанно говорил о необходимости их развития соответственно требованиям времени, исходя из конкретных жизненных условий и нужд народа. Подходя к решению этого вопроса диалектически, А.Б. Салтыков резко выступал против существующего в теории и в творчестве художников догматического понимания традиций как чего-то неизменного, так же как и против полного их отрицания. В его понимании традиция — это не сумма отдельных приемов или украшений, что часто имеется в виду, а прежде всего те художественные принципы, которые определяют специфику искусства; это знание всех свойств и декоративных возможностей материала, из которого делается предмет искусства, соотношение с ним формы вещи и ее декора, наконец, все те художественные средства, которыми достигается образная выразительность предмета. При таком понимании традиции она никогда не сможет обернуться своей обратной стороной для живого искусства, не будет тормозить его развития. Напротив, традиция будет изменяться, творчески перерабатываться соответственно требованиям жизни, новым условиям производства. Такое решение вопроса оказывается особенно важным и плодотворным в деле использования опыта народного творчества в художественной промышленности.
Непосредственным практическим выражением отношения А.Б. Салтыкова к делу использования народных традиций в современном декоративном искусстве явилась его работа по восстановлению старинного гжельского керамического промысла и руководство им в 1944–1955 годах.
А.Б. Салтыков разработал целую систему освоения художественных принципов старой народной росписи. Он разложил ее на элементы, создав своеобразный «алфавит» мазков, которому обучил мастеров, помогая им в совершенстве овладеть декоративно-выразительным языком гжельского искусства.
Тем самым он возродил народный прием декоративной росписи свободной кистью, сообщающий узору особенную легкость, неуловимую живую прелесть каждой его линии.
Под руководством А.Б. Салтыкова наследие в искусстве современной Гжели использовалось в двух направлениях. С одной стороны, воссоздавались многие сосудные формы, отобранные А.Б. Салтыковым из старого искусства Гжели. Они вместе с традиционной синей растительно-орнаментальной росписью на их белом фоне органично вошли в современный быт. С другой стороны, создавались новые произведения Гжели на основе творческого использования декоративных принципов народного керамического искусства.
Так, в результате упорного труда, в тесном содружестве искусствоведа и художников возродилось забытое искусство народа, был найден живой путь развития современной Гжели.
Не менее интересной была работа, проведенная ранее А.Б. Салтыковым в Палехе в 1937 году. Здесь, в старинном селе с многовековыми художественными традициями, в селе, прославленном тончайшим искусством миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше, получило начало искусство вазописи. В нем по-новому ожили высокие традиции орнаментального искусства, которым в совершенстве владеют палешане.
А.Б. Салтыков читал палехским мастерам лекции по истории и искусству вазописи. Под его непосредственным руководством палешане освоили технику и новые для них приемы росписи ваз (доставляемых из Гжели). Ими было создано немало прекрасных произведений вазовой живописи в своеобразном палехском стиле. Перед Палехом открылся новый многообещающий путь применения традиционною мастерства. Однако это хорошее начинание, к сожалению, было прервано по производственным причинам.
В своем руководстве народными промыслами, как и в научных исследованиях, Александр Борисович огромное знамение придавал людям — художникам, мастерам народных промыслов — живым носителям художественных традиций, накопленных поколениями. В содокладе на I съезде художников он подчеркнул, что эти люди заслуживают особенною внимания, потому что они хранят художественные традиции, которые «не представляют собой какой-то школы, не зафиксированы в определенную систему существуют только в виде творческого опыта, переходящего от мастера к мастеру». И потому необходимо сохранять эту преемственность.
С ростом материального благосостояния народа растет и развивается декоративно-прикладное искусство, расширяясь за счет целого ряда новых художественных отраслей промышленности. В сферу художественного творчества начинает входить самый широкий круг предметов потребления.
Ввиду этого А.Б. Салтыков подчеркивал необходимость изучения мирового художественного опыта в области декоративного искусства Художники-прикладники должны тщательно и вдумчиво отбирать, творчески преломлять все лучшее, прогрессивное, имеющее здоровые корни
В своих критических статьях и докладах А.Б. Салтыков резко выступал против всякого рода эклектики и безвкусицы, к сожалению, еше встречающихся в предметах, выпускаемых нашей художественной промышленностью, как например, фарфоровым, текстильным и ювелирным производствами.
Не менее важной в развитии декоративного искусства является другая сторона вопроса о традициях — современность. В настоящее время, когда декоративное искусство предметов быта получило широкое развитие и массовое распространение в нашей стране, когда стал определяться характер стиля, особенно необходимо правильное понимание современности в декоративном творчестве. В этом направлении также немало было сделано А.Б. Салтыковым. Он впервые поставил вопрос о современности в декоративном искусстве на научно-теоретическую основу.
«Связь произведения прикладного искусства с современностью выражается, — пишет он, — в самом характере изделий, содержании и в трактовке их украшений, в технике их исполнения, в понимании формы и назначения вещи».
Принцип современности — основной фактор развития декоративно-прикладного искусства. Оно должно выражать и удовлетворять материальные, а также эстетические потребности народа, способствовать «совершенствованию нашей жизни, обеспечению максимального духовного богатства всего нашего общества, каждой из наших наций, каждой отдельной личности».
В приведенных словах А.Б. Салтыкова коренится мысль, очень важная для практики художников. Ее смысл заключается в том, что преобразующая, воспитательная сила, свойственная подлинным произведениям декоративпого искусства, самого демократичного, oснована на особой «человечности» вещей, о которой говорит Маркс: «Я могу на практике относиться к вещи только по-человечески, если вещь относится к человеку по-человечески» .
Таким образом, необходимо, чтобы мастер декоративно-прикладного искусства, создавая художественные изделия, не только согревал их человеческим чувством, но и строил бы их и соответствии с теми или иными потребностями человеческой жизни.
«Человечность вещей» является главным принципом художественного творчества в декоративно-прикладном искусстве. И А.Б. Салтыков этот принцип положил в основу своего художественного анализа произведений искусства быта. Такой подход к этой обширной отрасли искусства был прогрессивен в то время, когда в нашей искусствоведческой литературе господствовал этнографический и историко-археологический подход к произведениям декоративно-прикладного творчества, когда художественный анализ декоративной вещи чаще всего ограничивался описанием; была распространенной точка зрения на декоративное искусство, как на что-то второстепенное, второсортное в сравнении с искусством профессиональным. Именно в этот период появились такие ценные труды А.Б. Салтыкова, как «Первый русский керамический завод», «Русская керамика XVIII–XIX века», «Гжельская керамика», «Гжельская майолика». А позднее вышли статьи по вопросам декоративно-прикладного искусства, которыми А.Б. Салтыков открывал путь более глубокого научно-художественного его изучения и, главное, путь широкого и правильного понимания его специфики. Это был факт огромной важности не только с точки зрения развития теории декоративно-прикладного искусства, мало разработанной в то время, но и с точки зрения большой практической пользы, помощи мастерам декоративного искусства в их творчестве.
А.Б. Салтыков впервые выступил со своими теоретическими статьями и докладами в тот трудный период, когда в художественной практике, как и в теории, происходило стирание границ декоративного искусства и сближение его со станковым. Такие вопросы, как художественный образ, реализм в декоративном искусстве, рассматривались по аналогии со станковым, художественные методы которого механически переносились в создание декоративных изделий. Во многих отраслях народного искусства широко практиковалось грубое копирование известных произведений живописи. Это было время, когда в народных художественных промыслах, как и в художественной промышленности, царила оценка содержательности художественного предмета лишь с точки зрения его темы и сюжета, понимаемых поверхностно и решенных по принципу внешнего сходства с жизнью, которым исчерпывалось такое сложное и глубокое понятие, как реализм. Сюжетность насаждалась везде, даже в таких сугубо орнаментальных искусствах. как хохломская роспись, вышивка и т.д. В стилизации декоративной росписи и порой даже в орнаменте усматривалось проявление формализма Всеэти неверные суждения и даже направления, пустившие корни во многих отраслях народного творчества, а также и в художественной промышленности, привели к тому, что начала утрачиваться традиционная высокая орнаментальность народного искусства. Декоративное искусство теряло свою специфику.
Именно в это время, когда положение становилось угрожающим для многих народных промыслов, для многовековой художественной культуры народа, А.Б. Салтыков выдвинул целый ряд проблем, связанных с развитием декоративно-прикладного искусства, остро поставил вопрос о его специфике, о природе ею изобразительных средств, развернул напряженную борьбу за новые организационные- основы художественного творчества.
Рассматривай вещи с точки зрения их «человечности», которая может выразиться и в форме предметов, соответствующей их назначению и материалу, и в умении мастера пользоваться этим материалом, в знании его свойств и в украшении росписью или орнаментом вещи, А.Б. Салтыков дал ключ правильного понимании художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Он не раз говорил о том, что подлинное произведение прикладного творчества всегда вызывает желание нм воспользоваться: «в кресло сесть, из кувшина налить», в вазу поставить цветы. Поэтому мастера, создающие эти вещи, должны их так художественно осмыслить, чтобы «кресло принимало человека», а ваза радовала бы своим красивым сочетанием с букетом. Эта выразительность вещи, в которой ясно выступает ее связь с жизнью, — есть проявление одной из существенных черт образности в декоративно-прикладном искусстве.
Художественная вещь должна быть не только красива, ио и полезна, должна не только украшать, но и употребляться в быту.
Однако, выдвигая как основной принцип декоративного искусства, определяющий его специфику, — соединение красоты и пользы, А.Б. Салтыков внес существенное изменение в распространенный взгляд на декоративное искусство. В нем переоценивалась его полезно-практическая сторона, то утилитарное назначение вещи, которое выражается в самой конструкции предмета. Такое одностороннее решение вопроса приводило к тому, что функциональная сторона предмета заслоняла его образную сущность, остающуюся в этом случае нераскрытой.
А.Б. Салтыков, отдавая должное практическому назначению вещей как материальной основе декоративно-прикладного искусства, отличающей его от станкового, в то же время подчеркивал, что этой стороной нельзя полностью исчерпать смысла художественного предмета. Вещь становится художественной тогда, когда она не только выявляет своей конструкцией определенное назначение, но и когда приобретает выразительность более глубокую, становится «образом человеческих чувств, желаний, стремлений, мыслей», соответствует человеческим нуждам так же, как и «человеческим настроениям, чувствам, привычкам — самым различным и многообразным». Все эти чувства и мысли, вложенные мастером в свое произведение, составляют эмоциональную основу образа предметов декоративного искусства, определяют силу его художественного воздействия, способную воспитывать и формировать и людях не только хороший вкус, но и лучшие чувства. В этом глубокая преобразующая роль декоративного искусства, требующая от мастеров, как хорошего знания своего дела, так и постоянного расширения кругозора, как говорил А.Б. Салтыков, «умения владеть своими чувствами, отбирать и развивать их».
И если художник живет интересами своего общества, то чувства, выраженные в его художественном произведении, будут всегда отражать чувства общественные.
«Вещь как предмет материальной культуры, так же как и человек, не существует вне общества, и социально-историческая сторона является в ней самой существенной». Из этого положения А.Б. Салтыкова следует очень важный практический вывод для мастеров, создающих произведения прикладного искусства. Он заключается в том, что художественный предмет должен создаваться мастером с учетом всех многосторонних связей вещи с окружающей средой.
Художнику-прикладнику необходимо иметь чувство времени, потому что ничто так не выражает эпоху, как вещи.
Другая характерная черта в определении А.Б. Салтыковым специфики декоративного искусства — синтетичность.
С одной стороны, эта синтетичность проявляется в совмещении разных видов творчества в одном произведении прикладного искусства, располагающего средствами живописи, графики и скульптуры, а также в соединении различных материалов. С другой стороны, синтетический характер прикладного искусства выражается в той комплексности, которую составляют отдельные предметы. Как вещи в обстановке комнаты, так и отдельные части одежды человека, должны приобретать определенную художественную выразительность в своем сочетании. Это предъявляет прикладному искусству особые требования.
В настоящее время остро встала необходимость развития искусства ансамбля. Для этого нужно создать такую организацию коллективного художественного труда, которая бы стимулировала его развитие. А.Б. Салтыков по этому поводу говорил в своем содокладе на съезде художников, что очень важно соединить разных специалистов в одной общей коллективной работе, необходимо «открыть специальный дом прикладного искусства для постоянного и систематического обслуживания промышленности комплексными проектами, включающими в себя все нужное современному советскому человеку...»
Декоративно-прикладное искусство синтетично по самой природе художественного образа. Большое значение для творческой практики художниКОВ имеет отмеченная Л.Б. Салтыковым синтетичность декоративного образа. Многие произведения прикладною искусства художественно выразительны не только своим материалом и соответствующей ему формой, связывающей предмет с определенным жизненным назначением, но и украшением — оно оказывается более гибким в выражении сложных идей и целых понятий. Посредством содержания художественною образа росписи или орнамента может быть расширено, углублено содержание предмета. В таких случаях практическое назначение вещи несколько отступает, играя подчиненную роль, а образ художественной росписи определяет содержание вещи. Примером могут быть расписные лаки или декоративные вазы с сюжетной росписью. А.Б. Салтыков выделял два основных направления в декоративно-прикладном творчестве: орнаментальное и декоративно-сюжетное. Их отличают друг от друга идейное содержание и соотношение предметной формы с украшением. Между этими двумя направлениями существует и немало произведений декоративного искусства, объединяющих в себе и то и другое.
А.Б. Салтыков подчеркивал необходимость развития в декоративном искусстве всех направлений: он выступал против распространенной крайней точки зрения, считающей сюжетность чуждой современному творчеству. В противоположность этому А.Б. Салтыков отмечал большое воспитательное значение произведений декоративно-изобразительного характера, тем более, что в быту народа, всегда любившего и занимательность и остроумие, издавна было много вещей сюжетных.
Однако это вполне закономерное требование сюжетности следует понимать не в смысле примитивно иллюстративного раскрытия темы, как это чаще всего бывает. Нужна такая сюжетность произведений декоративного искусства, которая не ломала бы его границ, отвечала бы его специфике, была бы выражена языком, присущим данному искусству. Несомненно, это требует от мастера высокой художественной культуры, большого мастерства и вкуса.
Художественному образу прикладного искусства свойственна значительная обобщенность. Ее во многом определяет характер материала, из которого делается предмет, а также и техника. Ярким примером этого являются произведения народного творчества. Одни и те же темы, сюжеты, отдельные мотивы получали различное воплощение в вышивке, деревянной резьбе, керамике. Это глубокое понимание народными мастерами художественных качеств материала и техники будет всегда высоким примером для современного декоративного искусства.
«Связь между образом и материалом приобретает особое значение в прикладном искусстве благодаря разнообразию материалов и возможностей их сочетаний», — писал А.Б. Салтыков. Прикладное искусство ограничено в своих изобразительных средствах, однако это не значит, что оно не способно создавать произведения большого содержания, широких идей. Но Для этого нужно хорошее знание, правильное понимание всего своеобразия выразительных художественных средств прикладного искусства, своеобразия его образности.
Существенным в раскрытии образной природы прикладного искусства является указание А.Б. Салтыкова на свойственную прикладному искусству тенденцию эмблематического расширения образа. В этой связи он дал определения эмблемы. аллегории, символа, показав их реалистическое содержание и возможность через них выражать значительные идеи. Это было особенно важно, потому что такие понятия у нас часто выводились за грань реалистического искусства.
А.Б. Салтыков подчеркивал способность декоративного искусства к широким совмещениям, к смелым сопоставлениям, позволяющим выражать глубокие идеи. Изучая специфику изобразительности в декоративном искусстве, он выделил целый ряд ее закономерностей.
Связь декоративной росписи с предметом, подчинение ею форме и задаче украшения определяют условность и ограниченность изобразительных возможностей декоративно-прикладного искусства, которую, однако, восполняет композиционная широта, большая емкость художественного образа. Реалистическую правдивость предмета декоративного искусства определяет не жизненное сходство, а прежде всего, как говорил А.Б. Салтыков, то, «чтоб художественный предмет ясно говорил своим внешним видом о своем назначении и технике своего изготовления, был «сам собою» по форме и материалу, не принимал бы не свойственной ему формы, не подделывался под другой материал».
Произведения декоративно-прикладного искусства чаще всего входят в жизнь в своем бесконечно-множественном повторении, они проникают в самые различные сферы человеческого быта. Поэтому особенно важно, носителями каких чувств н мыслей они являются, способны ли они воспитывать, пробуждать в человеке чувство прекрасного. Художники-прикладники становятся ответственными за тот вкус, какой они прививают народу своими произведениями.
А.Б. Салтыков, мастер глубоких определений, высказал свое очень тонкое суждение о художественном вкусе как о «способности отличать красивое от некрасивого, настоящую красоту от фальшивой красивости», умении «найти правильные художественные отношения между отдельными нравящимися вещами и их качествами». И, несмотря на то, что вкус — способность очень индивидуальная, тем не менее, как говорил А.Б. Салтыков, в основе его лежит нечто общее — это познание тех закономерностей, которые определяют художественность и красоту вещей. Декоративное искусство особенно широко формирует вкус людей. Поэтому нужно, чтобы больше художественных вещей входило в жизнь, неся в нее радостные, сильные чувства и мысли.
А.Б. Салтыков вложил много труда как в дело воспитания хорошего вкуса среди широкого потребителя, так и во внедрение его в нашу художественную промышленность. Он резко выступал против выпускаемых у нас некоторых бесвкусных заграничных образцов, в частности, фарфоровых изделий, призывал шире использовать лучшие произведения советских художников, сделать все возможное. чтобы эти вещи смогли выйти за пределы выставок. Он был беспощаден ко всякого рода безвкусице, пошлости, нередко появляющимся н предметах, выпускаемых нашей промышленностью. Он всемерно боролся за распространение красивых, удобных, нужных и доступных вещей, в которых может проявиться истинная человечность декоративного искусства, которые, по его прекрасному выражению, смогут стать «друзьями людей», смогут воспитывать чувство любви к своей Родине, гордость за свое Отечество.
«Быть человечнее, правдивее, экономичнее — значит быть ближе к народу, быть народнее», — говорил Александр Борисович про декоративное искусство.
Многочисленные научные труды А.Б. Салтыкова по-новому раскрыли большую и сложную область художественной культуры народа — декоративное искусство. Они выявили всю его огромную преобразовательную силу, способность «одухотворять красотой предметный мир, окружающий человека». Произведения декоративного искусства, входя широко в жизнь, изменяют материальную среду, в которой живет народ, или, как говорил А.Б. Салтыков, преображают ее. воздействуют через нее на сознание народных масс, воспитывают их эстетическое чувство, преображают человека. Эта способность декоративного искусства позволила А.Б. Салтыкову назвать его искусством «преобразительным», что очень верно определяет данный вид художественного творчества, подобно тому, как живопись мы называем «изобразительным искусством», а музыку — искусством выразительным.
Преобразовательная способность в той или иной мере присуща всем видам творчества, однако в декоративном искусстве она проявляется гораздо сильнее, направляя художественное творчество мастеров-прикладников на создание красоты в самой жизни.
А.Б. Салтыков всей своей деятельностью способствовал расцвету декоративного искусства в нашей стране, расцвету духовных сил народа, помогая воспитывать человека-созидателя. Глубоко понимая преобразующую роль декоративного искусства, А.Б. Салтыков отдал ему все свои силы ученого и человека. Он был неутомимым борцом за прекрасное. В этом высокое морально-этическое значение научной и общественной деятельности А.Б. Салтыкова.
Ученый с глубиной мыслителя, вдохновенный труженик, человек высокой принципиальности как а жизни, так и в деятельности критика, Александр Борисович Салтыков жив в своих делах и в светлой памяти всех, кто его знал.
М. Некрасова