ГОРОД КАК СУБЪЕКТИВНОСТЬ
Выставка групповой книги художника
24 октября 2020 года — 31 января 2021 года
Открытие выставки, презентация издания и каталога проекта
23 октября в 16:00
Выставка «Город как субъективность» первая из целой серии экспозиций (следующая будет открыта весной 2021 года в Москве, Фонд AVC Charity), представляющих групповую книгу художника «Город как субъективность художника», задуманную и осуществленную петербургским художником, куратором проекта Алексеем Парыгиным и издателем Тимофеем Марковым.
Основа экспозиции в Музее городской скульптуры — 35 авторских графических листов единого формата (42 Х 60 см). Тридцать пять авторских идей-сюжетов. Создавая свои композиции, художники применяли как традиционные, так и новые печатные графические техники: литографию, офорт, шелкографию, линогравюру, гравюру на фанере, ручную фотопечать и другие. Визуальный ряд издания сопровождается высказываниями авторов о себе, городе и проделанной ими работе.
Мегаполис предстает перед зрителем во всем смысловых ипостасях — романтичным и любимым городом детства, жестоким и безжалостным спрутом, серой удушливой паутиной, индустриальным монстром, оазисом прекрасной архитектуры, свидетелем и хранителем истории…
Основная часть проекта «Город как субъективность» — малотиражное издание «Город как субъективность художника» (58 экземпляров), созданное в формате групповой книги художника (2018-2020).
Проект «Город» Алексея Парыгина и Тимофея Маркова определенно является образцом livre d'artiste по всем классическим параметрам — от классической формы (футляр с эстампами) и до состава участников, для большинства из которых обращение к жанру — эпизод, эксперимент, один из видов художественной практики.
Жанр «книга художника» (livre d’artiste) стал развиваться в России с 1990-х годов. Наиболее точный перевод термина звучит как «художественно оформленная книга». Своим рождением на рубеже XIX—XX вв. livre d'artiste обязан галеристу Амбруазу Воллару и издателю Анри Канвейлеру. Они придумали тип роскошного малотиражного издания, изначально рассчитанного на библиофильский спрос. Принципиально новым было то, что художник выходил из подчиненной роли оформителя литературной основы и становился полноценным соавтором.
В проекте приняли участие художники: Ян Антонышев, Надежда Анфалова, Александр Артамонов, Игорь Баскин, Василий Власов, Григорий Кацнельсон, Владимир Качальский, Дмитрий Каварга, Валерий Корчагин, Виктор Лукин, Кира Матиссен, Гафур Мендагалиев, Михаил Молочников, Петр Перевезенцев, Леонид Тишков, Евгений Стрелков, Михаил Погарский, Виктор Ремишевский, Анастасия Зыкина, Игорь Иванов, Андрей Корольчук, Александр Борков, Вася Хорст, Александр Позин, Андрей Чежин, Марина Спивак, Екатерина Посецельская, Игорь Ганзенко, Алексей Парыгин, Анатолий Васильев, Элла Цыплякова, Вячеслав Шилов, Юрий Штапаков, Борис Забирохин, Валерий Мишин.
«Город — лирически повествовательный, импрессионистический или футуристически-угловатый (с грохочущим, звенящим, лязгающим пространством). Город не только и не столько пейзаж. Город — социокультурная среда. Город — лабиринт. Город — иллюзия. Город — воспоминание. Город — утопия. Город — абстрактная идея. Поэзия и проза урбанизма на границе с постурбанизмом. Большой город — всегда отчасти Вавилон — смешение (подчас эклектичное), сопоставление на контрастах, диалог и конфликт одновременно. Единство, достигнутое благодаря различиям. В нем есть «старое» и есть «новое». Город без развития скучен, лишенный исторического контекста — не интересен. Вместе с тем город, лишенный ясной градостроительной идеи — невыразителен и провинциален.
Групповую книгу художника «Город» мы строили почти два года. Вполне осознанно я пригласил в этот проект мастеров разных поколений и мировоззрений, представителей разных графических школ из четырех городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Казани и Нижнего Новгорода. Тридцать пять художников — тридцать пять авторских идей-сюжетов.
При всей самодостаточности представленных художников, работа строилась по принципу «от целого к частному». Структура издания просчитывалась, выверялась, не раз уточнялась последовательность, взаимодополняемость отдельных ее элементов.
Авторам было предложено несколько технических условий. В частности, обозначен единый для всех размер бумаги и единый формат: каждая композиция — это целостное высказывание, в котором визуальный ряд совмещен с вербальным (текстом, словом, буквой, звуком). Обязательная работа с цветом, ручная печать и авторская доработка каждого листа. Вариативность экземпляров внутри тиража: использование бумаги разного тона и типа, осмысленная неоднородность цветового решения композиций. В работе применялись как традиционные, так и новые печатные графические техники: литография, офорт, гравюра на фанере, шелкография, линогравюра, трафарет, ручной набор, ручная фотопечать и другие».
Алексей Парыгин
Кандидат искусствоведения, художник,
куратор проекта
«…По закону жанра “livre d'artiste”, всем экземплярам проекта «Город» суждено жить в коллекциях библиофилов, коллекционеров, в собраниях библиотек и музеев. Но иногда он будет выходить в свет, чтобы представить себя на выставках широкому зрителю. Книга художника вообще и livre d'artiste в частности, как изначально камерный жанр, достаточно сложен для экспонирования. Заданный формат предполагает индивидуальное рассматривание, процесс вынимания, перелистывания — своего рода диалог, вдумчивое, неспешное общение тет-а-тет. Экспонирование такого произведения, с одной стороны, разрушает его форму, с другой — трансформирует его в иное состояние. Лист развернутый, вставленный в раму, или же стоящий на подиуме, начинает самостоятельное существование, вне рамок формата. И, в то же время, только в контексте общей выставки можно одновременно увидеть всю симфонию образов, отныне населяющих «Город».
Такова судьба этого удивительного и прекрасного жанра, продолжающего жить и развиваться, несмотря на свою капризность и требовательность. Более того, с каждым годом интерес к нему в России со стороны издателей, коллекционеров и художников только возрастает. И очередной важной вехой в его истории уже стал проект «Город»…».
Екатерина Климова
Кандидат искусствоведения,
заведующая отделом гравюры XVIII—XXI вв.
Государственного Русского музея
«…Конечно, с персоналиями всё понятно: проект живет инициативой художника-куратора Алексея Парыгина и издателя Тимофея Маркова. Издатель здесь, очевидно, фигура особо важная: он уже несколько лет прилагает немало усилий к тому, чтобы приучить производителей и потребителей книжной продукции к культуре книги художника (которая по-английски называется artist’s book, а по-французски — livre d’artiste).
Проект маркирован словом «город». Город не подведет — и в лучшие, и в нелучшие времена своей культурной жизни он способен постоять за себя как хранителя высокой традиции. Книжной графикой каждый петербуржец среднестатистического культурного уровня привык гордиться, как Эрмитажем, балетом и поэтом Иосифом Бродским. Как само понятие графизм утвердилось в Санкт-Петербурге, так и культура книжной графики укоренена здесь со времен «Мира искусства».
Однако сам русскоязычный термин «книга художника», как многие кальки с иностранных языков, звучит не очень ловко, может вызывать неопределенные, расширенные коннотации: художественное издание, вообще книга, к которой приложил руку художник и т.д. Английский вариант — artist’s book — для меня привычнее, ибо раньше вошел в профессиональный оборот. Позволю себе периодически к нему возвращаться, чтобы напоминать о нужной семантической фокусировке.
Понятие “artist’s book” подвижное, оно меняется по ходу художественного процесса. Подчеркну: имеется в виду общее развитие искусства, не только книжной графики. Ведь книга художника — слуга двух господ. Как гольдониевский Труффальдино из Бергамо, который, в зависимости от ситуации, работает то на одного господина, то на другого, при этом всегда действуя в своих личных интересах, так и книга художника откликается на призыв книжной графики, воплощает в себе общую стилевую и идейную проблематику текущего художественного процесса и гнет свою линию…»
Александр Боровский
Кандидат искусствоведения,
заведующий отделом Новейших течений
Государственного Русского музея,
заслуженный деятель искусств РФ
«…Это издание, созданное под руководством Алексея Парыгина на основе его замысла, — один из самых больших за последние годы коллективных проектов в жанре книга художника. Тридцать пять листов (плюс титул), выполненных художниками из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Нижнего Новгорода, представляют довольно широкий спектр типов образного мышления и графических техник. Здесь каждый художник говорит на своём языке, а все вместе они выстраивают некую Вавилонскую башню, которая, в противовес Библейскому мифу, заключает в себе не разъединяющее, но объединяющее начало.
Формулировка темы «Город» подразумевает отнюдь не банальный городской пейзаж как таковой, но, скорее, образ города, живущий в чувственном сознании и в подсознании каждого художника. В этой книге художника визуальный подход тесно соседствует и переплетается с виртуальным рядом. Воля художника здесь свободна: нарочитая фотографичность или «импрессионизм» может сочетаться с абстракцией, гротеском, шрифтовыми импровизациями — текстами, соотносимыми с уличными вывесками и настенными граффити. Избранный большой формат 60 х 42 см и отсутствие сшивки позволяют экспонировать листы в станковой ипостаси, причём они могут заполнить целый зал. В этом видится историческая перекличка с практикой французских художников (Анри Матисс, Андрей Ланской и др.), чьи гуаши и коллажи изначально предназначались для сопровождения литературных текстов, но в дальнейшем бытовали в станковом формате...»
Дмитрий Северюхин
Доктор искусствоведения,
профессор
Пространство выставки дополняют скульптуры: Дмитрия Каварги, Алексея Парыгина, Александра Позина, Марины Спивак, Виктора Ремишевского, Владимира Качальского, Григория Кацнельсона.
Специально к выставке в СПб издается каталог (128 стр).