ТЕЛО И ТЕЛОС. ПЕРФОРМАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ В НОВОМ ИСКУССТВЕ
Современное искусство включает множество творческих практик. Если исходить из того, что творчество – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понимание разных художественных аспектов самовыражения становится не просто процессом увлекательным, но и весьма познавательным. Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание к разным проблемам: социальным, политическим, экологическим, психологическим, бытовым и показывают мир таким, каким его мыслят.
Современный художник сознательно отказывается от того художественного языка, который царил в классическую эпоху, хотя традиционные виды и жанры искусства прошлого подразумевали возможности подтекстов, «скрытых смыслов» и разных интерпретаций почти любой темы.
Актуальная стратегия в настоящее время видится в использовании метода, основанного на выстраивании образной логики, где культурный контекст не обладает четким смысловым ядром, а представляет собой поле смысловых значений, что придает ему такие свойства, как полисемантизм и ассоциативность.
Когда-то перечень известных художников состоял в основном из мужских имен, в современной художественной среде женщины, практикующие новейшие стратегии и техники искусства, все чаще появляются на авансцене. Представительницы прекрасного пола создают свои произведения, работая в таких формах искусства, как: живопись, инсталляция, видео-арт, перформанс.
Сегодня героинями моего повествования стали две московские художницы – выпускницы МГАХИ им. В.И. Сурикова и школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА – Ольга Туманова и Евгения Воронова. В 2020 году девушки выиграли гранты на участие в международной художественной выставке современного искусства – THE EXTENDED BODY-MIXING CULTURES, проходящей в Лондоне. Настоящая выставка была ориентирована на работу с человеческим телом. Участникам выставки предлагалось посмотреть на тело, как на сильную коммуникационную систему со своим собственным языком и бесконечными способами выражения.
Идея проекта Ольги Тумановой «Цвет граната» – это оммаж Сергею Параджанову, создателю знаменитого фильма «Цвет граната» (1968). «Гранат – это, безусловно, сильный символ сексуальности, именно поэтому в перформансе я затрагиваю тему гендера, размышляю о мужском и женском начале: я выжимаю сок граната руками и делаю отпечатки своего тела на бумаге. Мое тело превращается в принтер, машину по тиражированию моих частей тела», – говорит о своей работе Ольга Туманова.
Одновременно перформанс «Цвет граната» – это метафора мира корпораций, где вряд ли на позиции ассистента можно встретить мужчину. Художница рассуждает об актуальном вопросе – роли женщины в обществе и искусстве. «Женское тело – муза? Эффективный двигатель продаж? Еще Ив Кляйн в 1950-х делал отпечатки женского тела. Сегодня я создаю ситуацию, своего рода насилия над собой, где мое тело выступает одновременно и инструментом, и результатом работы. Важный нюанс, о котором не промолчишь, – это голое тело. В моём перформансе без этого невозможно было обойтись, поскольку я делала с него отпечатки. Почему-то в России эти диалоги бывают часто табуированы», – говорит Ольга Туманова.
То, что снято в фильме художника – это, разумеется, монолог о теле, и это о женщине и женском начале. Однако нельзя не угадать в потеках красного сока на груди, в отпечатках и следах на бумаге ещё и другой смысл – и это смысл трагический. Жизненный порыв обозначает точку поворота от экстазов бытия к фатальной обреченности телесного начала. Об этом шла речь в великом фильме Параджанова, и об этом говорит сегодня молодой мастер перформанса.
Проанализировать скрытые части нашей личности через погружение в захватывающую вселенную сложных лабиринтов нашего сознания приглашает в своих перформативных практиках другой российский художник – Евгения Воронова. «Художник – это и есть произведение искусства. Используя тело, как холст и становясь частью своей работы, я анализирую границы восприятия себя как личности, как художника», – говорит Евгения Воронова.
Участник таких художественных проектов, как: «Система тайных знаков», «Устаревающий прогресс», «Сообщество спектакля», Евгения Воронова появляется перед зрителем в белоснежном трико внутри тканевой конструкции. Гибкими и динамичными мазками она покрывает «стены» своей «камеры», создавая бесконечно вьющийся узор в пространстве. Художница размышляет о тех границах, которые люди создают себе сами или в которые попадают, благодаря общественному влиянию: «И действительно ли человек свободен, когда отбрасывает все ограничения и пределы, или свобода – это лишь новая граница?». Это философский вопрос. Это вопрос о свободе, которая равноценна самой Жизни. Евгения Воронова предлагает увидеть эту свободу в творческом процессе, уникальность которого наделена сильным энергетическим свойством.
Вместе с тем во всем этом художественном процессе, за философскими посланиями, стоит, прежде всего, искусство, которое говорит с нами совершенно на другом языке – языке непосредственного восприятия прекрасного, окунуться в мир которого я вас и приглашаю.
Искусствовед: Алёна Вахрушева
Подробнее https://drive.google.com/open?id=1iajZaNRC9S01ByjBVRUv6Z6gdzO4WeJP