ПРЕСС-РЕЛИЗ
31 января 2020 года в 16.00. в залах Музея изобразительных искусств Кузбасса открывается выставка «Прерванный полет», представляющая творчество двух кемеровских художников, супругов Анатолия (1950–2005) и Татьяны (1955–1992) Казанцевых.
Выставка подготовлена в рамках двух музейных проектов: «Чтобы помнили» (посвящен кузбасским художникам, ушедшим из жизни) и «Знай наших!» (представляет творчество российских художников – выпускников Кемеровского областного художественного колледжа).
Поводом выставки стала годовщина со дня рождения обоих участников: в 2020 году А. А. Казанцеву исполнилось бы 70 лет, а Т. Г. Казанцевой – 65 лет. Болезнь пресекла их жизни на высоком духовном и творческом подъеме, отсюда название выставки: «Прерванный полет».
В истории изобразительного искусства Кузбасса творчество этих художников является одним из самых значительных, ярких. Выступив в 1980-е годы, они имели крепкую школу: в 1974 году окончили Кемеровское областное художественное училище (первый выпуск), а потом – престижные художественные вузы – Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. По возвращении в родные места стали ведущими членами местного профессионального сообщества: Анатолий – мастером станковой картины, наиболее сложной в иерархии жанров, Татьяна – искусным мастером гобелена (ручного ткачества) и батика (росписи по шелку). Соперников на избранном поприще у этих художников не было.
Несмотря на ранний уход, их творчество в собрании нашего музея представлено значимыми работами, среди них «Закат» (1990) и «Отражение» (1991) Татьяны Казанцевой, а также ряд живописных полотен Анатолия Казанцева, в которых эмоционально и философски он переживал боль личных утрат: «Семь даров» (1992), «Мама на своей земле» (1995), «Финоген и Прасковья» (1995). Все эти произведения и многие другие составили нынешнюю экспозицию.
На открытии выставки, которое можно назвать вечером памяти, приглашены не только кемеровские художники, знавшие Татьяну и Анатолия лично, но и представители областной и городской администрации, руководители учреждений культуры, преподаватели и студенты художественных образовательных учреждений г. Кемерово.
Марина ЧЕРТОГОВА, куратор выставки
КАЗАНЦЕВ Анатолий Анфиногенович
31 января 1950 г., ст. Промышленная Кемеровской области –
31 мая 2005 г., Санкт-Петербург
Живописец
Учился на педагогическом отделении в Кемеровском областном художественном училище (1972–1976) у В. Е. Цибарева, С. Н. Аристова, на факультете станковой живописи в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1977–1983), мастерская Е. Е. Моисеенко. Участник выставок с 1983. Член Союза художников СССР (ныне ВТОО «Союза художников России») с 1987.
Преподавал в Кемеровском областном художественном училище (1986–1987, 1983, 1997). Стажировался в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина (1987). Председатель правления Кемеровской организации СХ РСФСР (1989–1991).
Лауреат Первой городской выставки-конкурса «Лучшая работа года» (Кемерово, 1993 – I премия). Лауреат премии Кузбасса им. В. Д. Вучичевича-Сибирского (1997–1999).
Жил в Санкт-Петербурге с 2002.
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
- областные: «Художники Кузбасса» (Москва, 1987)
- региональные: «Сибирь социалистическая» (Кемерово, 1985)
- республиканские: «Советская Россия» (Москва, 1985)
- всесоюзные: «Мы строим коммунизм» (Москва, 1986)
- групповые: «Ленинград – Кемерово», выставка выпускников ЛИЖСА им. И. Е. Репина (Кемерово, Дом художников, 1987); Выставка произведений семьи Казанцевых – Анатолия, Татьяны, Юлии (Кемерово, Дом художников, 1993)
- персональные: юбилейная (Кемерово, КОМИИ, 1996).
Из интервью с Анатолием Казанцевым (05.11.1996):
– Бывает так, что образ выходит из-под вашего контроля?
– Насилие над образом – это бывает у всех художников. Волевое усилие применяют, когда замысел не вполне продуман. И образ не поддается, не передает нужного ощущения. Пока сам не почувствуешь, не поймешь образ, над которым работаешь, вряд ли он получится. Надо пережить образ. Волевым усилием творчество не получается. Творческий акт – это вдохновение.
КАЗАНЦЕВА Татьяна Григорьевна
13 мая 1955 г., Кемерово – 9 июля 1992 г., Кемерово
Художник декоративно-прикладного искусства,
работала в технике росписи по тканям, ручного ткачества
Училась на педагогическом отделении в Кемеровском областном художественном училище (1972–1974) у В. Е. Цибарева, С. Н. Аристова, на отделении мебельно-декоративных тканей в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной (1981–1986) у А. П. Зайцева, В. А. Самошкина, Н. Ф. Шевелевой. Участница выставок с 1985. Член Союза художников СССР с 1991.
Преподавала в Кемеровском областном художественном училище (1990–1991).
ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ
- областные: «Сотри случайные черты…» (Кемерово, КОМИИ, 1988), выставка произведений художниц Кузбасса
- региональные: «Мир и молодежь» (Санкт-Петербург, 1985); Декоративно-прикладное искусство Сибири (Красноярск, 1990)
- международные: Выставка дипломных работ выпускников художественных вузов (Чехословакия, 1986)
- групповые: Выставка творческого актива (Новокузнецк, 1987); Выставка произведений семьи Казанцевых – Татьяны, Анатолия, Юлии (Кемерово, Дом художников, 1993 – посмертно).
«Первое, что заставило забиться сердце, – гобелены Татьяны Казанцевой. Ее батики, композиции, выполненные в смешанной технике, эскизы к неосуществленным работам… Сколько во всем этом мощной энергии, фантазии, внутренней силы, света. И трагизма. Впрочем, может, это мое сугубо личное ощущение? От необычайной досады на саму себя: как можно было не знать эту художницу при жизни?»
Татьяна Черкасова «Боль, свет и взлет семьи Казанцевых» //
Наша газета. 1993. – 5 октября