Сергей Бордачёв
Персональная выставка
«Формы в пространстве»
Выставка представляет произведения с 1973-2019 гг. Сергея Бордачева, классика русского авангарда XX века, чьи работы находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Кремля, ММОМА, Национального центра культуры и искусства Жоржа Помпиду в Париже и многих других, а также частных коллекциях в России и за рубежом, участника знаменитой «Бульдозерной выставки».
Впервые творчество С.Бордачевапредставлено как единое и неразрывное целое, объединяя два парадоксально разные направления в работах художника: абстракционизм (в живописи и в графике, включая абстрактные геометрические формы), и - ассамбляжи, а также объекты, собранные из предельно конкретных предметов.
При первом взгляде трудно поверить, что автор и тех, и других - один художник. Между тем в таком сочетании есть своя закономерность. Будучи представителем так называемого “второго русского авангарда” (середина 1950-х-1980-е годы) С.Бордачев является прямым продолжателем линии и теорий супрематиста К.Малевича, одного из столпов “первого русского авангарда”(1900-1930 годы), “обнулившего” историю фигуративного искусства знаменитым “Черным квадратом”, который сами супрематисты называли “нуль форм”.
Следуя универсально сформулированному Малевичем определению: «Искусство есть развитие пластических форм в пространстве» (которое и дало название данной выставке), С. Бордачев свободно соединяет в своем творчестве пространство как наполненное энергией поле, и объекты, пребывающие в этом поле и воздействующие на него. Таким образом, художник из хаоса творит космос (в античном понимании “космос” - “порядок”, упорядоченное целое), и его ассамбляжи оказываются логическим продолжением его абстракций.
ТворчествоС.Бордачева, творение (“творение” – однокоренное со словом “тварь”, живое существо, человек (Библейское) превращается в акт рождения сущностей (предметов) из первобытного хаоса («пространства»).
Русские художники с самого начала ХХ века начали изучать Пространство, которое стало самостоятельным персонажем их произведений. Пытаясь определить, что такое пространство, своим творчеством они предвосхитили многие открытия в математике, физике, астрономии и астрофизике ХХ века, заявляя о плотности времени и пространства. Все это можно увидеть и в работах С.Бордачева, где рядом с «плоским» квадратом (который может быть входом в другое измерение) вдруг возникает объемный и тяжелый шар, готовый вырваться за рамки холста, являющийся самостоятельным реальным измерением, видимым для каждого зрителя. Рядом – объект, в котором шары уже вышли в настоящий объем, предметы, собравшиеся из хаоса нашей реальной жизни, чтобы создать свой «космос», свое новое измерение. Привычные вещи в его работах теряют свою традиционную форму, материальность и утилитарное назначение, становясь практически организующим новое пространство началом. Названия работ С.Бордачева впрямую указывают на прорывы в другие пространства: «Седьмое измерение», «Движение энергии», «Солнечный взрыв» («Вспышка»). Геометрические формы, доставшиеся ему в наследство от К.Малевича (не случайно работы С.Бордачева находятся в коллекции StedelijkMuseum (Амстердам), где находится самое большое собрание произведений К.Малевича)и супрематистов, также имеют космический смысл – об этом рассказывают цитаты из теоретических работ и манифестов художников «первого русского авангарда», представленные на выставке рядом с работами С.Бордачева.
Однако не только космические знаки закодированы в этой геометрии. “Икона” супрематизма – “Черный квадрат” Малевича совпадает с образом четырехугольника, с древним русским (также в других культурах мира) архетипическим символом земли, из которой все “вышли” и в которую все “возвратятся” (Библия, Битие, 3:19). Это подтверждают символы засеянной земли - квадраты и ромбы с точками внутри, которые помещали на уровне живота (“живот” – “жизнь” на старославянском) в русском народном женском костюме. Таким образом, цикл жизни замыкается, и смерть дает почву для новых рождений, соединяя архетипическую символику с библейскими текстами и образами супрематизма.
Именно творцом новой реальности и заявлял художника К.Малевич: “Строю новый мир из пепла земли. Так сменяю первобытный рай Нового мира и в Шестой день создам себя по образу Бога” (К.Малевич).
“Обнуляя” мир через “прах земли”, искусство С.Бордачева, следуя путем абстракции, проникает к древнейшим всеобъемлющим смыслам мировой цивилизации, архетипическим кодам человечества, творя заново мир художника.
На выставке представлены произведения (живопись, графика, ассамбляжи, объекты), принадлежащие автору, а также из коллекций М.Алшибая, А.Миронова иЕ.Нутовича.
Выставку сопровождают концерты, лекции и кураторские экскурсии.
Работы С. Бордачева находятся в Государственной Третьяковской Галерее, в Государственном Русском музее, в Музее Современного искусства (ММОМА), в коллекции Музеев Кремля, в ГЦСИ, РОСИЗО, в коллекции Российского Фонда культуры, Национальном Центре искусств и культуры Жоржа Помпиду (Франция), в ZimmerliArtMuseum (США), StedelijkMuseum (Амстердам), а также в 14 частных коллекциях в России и других странах. С. Бордачев – участник “Бульдозерной выставки” в Москве (1974).
Куратор и автор концепции: Елена Рюмина
Член Общеросийской Ассоциации искусствоведов
Член Творческого Союза Художников России