Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

 

Новости от наших коллег

Поиск

Объявления

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
приглашает посетить выставку:

«Русский авангард: столицы и провинция»


Где: Саратов, ул. Радищева, 39
Когда: 8 октября 2015 года – 1 февраля 2016 года
Часы работы: 10.00 – 18.00 (четверг, пятница: 12.00 – 20.00); выходной – понедельник
Телефон для справок: 8 (8452) 26-16-06


1. Работы саратовских авангардистов 2. Лентулов. Пейзаж. Скалы 3. Школьник. Пейзаж с дорогой 4. Малевич. Городок 5. Юстицкий. Молочница 6. Егоров. Чайная Федора Курчавова


8 октября в Саратовском Радищевском музее открылась выставка «Русский авангард: столицы и провинция». Она включает более 100 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Радищевского музея. Несколько живописных полотен предоставил Вольский краеведческий музей. Экспозиция дает представление о направлениях творческих исканий мастеров первой четверти XX века.

Участники московского объединения «Бубновый валет», увлеченные достижениями новейшего французского искусства, пересматривали принципы традиционной изобразительности, акцентируя ведущую роль творческого темперамента художника. В превосходных натюрмортах они передавали особенности цветового и пластического взаимодействия предметов в пространстве, создавая образы, наделенные мощной жизненной энергией («Персики» Петра Кончаловского, 1913; «Натюрморт» Ильи Машкова, 1913; «Цветы» Александра Куприна). В «Пейзаже с парусником» Роберта Фалька (1912) ощущается непосредственность детского восприятия окружающего мира. Живопись смелого экспериментатора Аристарха Лентулова соприкасается с исканиями зарождающегося абстракционизма. Таковы его «Пейзаж. Скалы» и эффектный «Старый замок в Крыму. Алупка» (1916).
Одной из самых деятельных фигур петербургского «Союза молодежи» был Иосиф Школьник, чьи произведения нечасто встречаются в музейных собраниях. В 1970-е годы в Радищевский музей поступили живописные и графические работы художника из коллекции его подруги Раисы Михайловны Михайловой, долгое время проживавшей в Саратове. Яркий насыщенный колорит отличает экспонируемые гуаши мастера и его картину «Пейзаж с дорогой».
Творчество радикальных новаторов авангардного движения – Василия Кандинского, Марка Шагала, Казимира Малевича, Владимира Татлина – представлено графическими произведениями. «Формалистический рисунок» Кандинского и «Раненый солдат» Шагала были созданы в годы Первой мировой войны. Живая, подвижная форма в первом рисунке словно подвергается атаке острых углов, горизонталей и вертикалей, расположенных в нижней части листа. Автор второго, усиливая звучание черного цвета, деформируя человеческую фигуру, создает экспрессивный образ физического страдания.
Постепенно преодолевая предметность, приверженцы левых исканий создавали новую реальность. Беспредметные полотна Александры Экстер, Льва Циперсона, Владимира Баранова-Россине, представленные на выставке, вызывают в зрителе эмоции, не привязанные к тому или иному образу материального мира, рожденные лишь цветом, движением форм. Это «живопись преображенного колорита», о которой мечтала Ольга Розанова. В своем «Натюрморте», написанном в 1910-е годы, она с чисто женской нежностью «собирает» вещи в красивый узор. Картина «Листва» из коллекции Вольского музея принадлежит кисти Натальи Гончаровой, еще одной «амазонки авангарда». По настроению она близка символистским пейзажам Петра Уткина.
Значительный раздел экспозиции посвящен творчеству саратовских мастеров конца 1910-х – 1920-х годов. Художественная молодежь, одержимая идеей создания нового искусства, группировалась вокруг наиболее радикальных педагогов Боголюбовского рисовального училища, в 1918 году преобразованного в Свободные Художественные Мастерские (СВОМАС). Одним из них был Валентин Юстицкий, приехавший в Саратов по направлению Анатолия Луначарского. Экспонируемые работы Юстицкого свидетельствуют о напряженных формальных поисках художника в 1920-е годы. Фигура женщины в картине «Молочница» монументальна, ее непропорционально большие руки символизируют святость труда, вековых традиций. Содержанием «Живописной конструкции с проволокой» становится взаимодействие различных материалов и форм.
Единственной известной нам скульптурой Валентина Юстицкого является «Голова киргиза» 1919 года. Также на выставке представлен скульптурный эскиз к одному из лучших монументов Саратова – «Памятнику борцам революции 1905 года» Бориса Королева. В окончательном варианте композиции крутые ступени и уступы постамента возносят вверх грандиозную фигуру рабочего.
Ученик Юстицкого Евгений Егоров начинал свой путь с авангардных экспериментов. Увлеченный жизнью «маленького человека» в эпоху НЭПа, он создает ряд выразительных образов горожан, напоминающих о творчестве немецких экспрессионистов («Чайная Федора Курчавова», 1920-е; «В парикмахерской», 1924).
Выставку дополняют футуристические издания 1920-х годов, в том числе пародийный сборник стихов и прозы «Я. Футур-альманах "Вселенской эго самости"», изданный в Саратове в 1914 году. Изделия Государственного фарфорового завода первых послереволюционных лет демонстрируют появление новых образов и стилевых приемов даже в таком традиционном виде искусства как фарфор. Это «агитационный фарфор» по рисункам Сергея Чехонина и Рудольфа Вильде, статуэтки Натальи Данько.
Открытию выставки «Русский авангард: столицы и провинция» предшествовало издание в июне 2015 года одноименного альбома, представляющего богатое собрание произведений авангардного искусства в Радищевском музее. Экспозиция будет работать до 1 февраля 2016 года. Приглашаем всех интересующихся этим ярким периодом в истории мировой культуры!


Е.А. Шкута,
научный сотрудник отдела русского искусства
СГХМ имени А.Н. Радищева