Владимира Николаевского "НОВЫЕ ПРАВИЛА СЧЕТА 2"
Художник режет и разрывает дизайнерскую бумагу, ее цветную плоть, прикасаясь руками к гладкой и шершавой фактуре. Он собирает обрывки и куски бумаги в композиции при помощи степлера металлическими скрепами, поблескивающими на цветоносном бумажном облаке.
Первый этап его работы – создание из плоскостей бумаги композиций и размещение их на стене или в пространстве. Второй – организация экспозиции выставки с определенным количеством объектов. Наконец, третий – называние имени выставки: «Новые правила счета–II».
Счет – познавание и узнавание мира, гармонизация Хаоса. Но художник, организуя мир с помощью системы знаков, не хочет утратить и частицу этого Хаоса. Подвижность и изменчивость Хаоса – то есть бумаги, ее неровных краев и ассиметричных кусков, хранящих энергию жеста, кромсающего бумагу, – проступает за условием математической задачи.
Впрочем, только школьная математика является бесстрастным практикумом ума, призванным абстрагироваться от различных «посторонних шумов», когда формулирует условия задачи про пункты А и Б. Для древних греков и индусов математика была созерцанием божественной реальности, в которой между пунктами А и Б сверкает неисчерпаемое разнообразие мира, вбирающего в себя гармонию и хаос, черное, белое и цветное, симметрию и ассиметрию, Диониса и Аполлона.
Пересчитывая мир, художник не хочет упустить за калькуляцией его подвижности, а стремится усвоить его изменчивость. Он последовательно восходит от одного коллажа, как единицы, к композиции, как натуральному ряду чисел, который всякий раз может сложиться по-новому, варьируя отдельные пластические элементы, как складываются атомы, создавая новые вещества, как идет «игра в бисер».
И все же перед нами не математика, а искусство, предполагающее способность изобразить смыслы и тембры мира, прямая передача которых недоступна другим областям человеческого знания, искусство, в котором смотрение и мышление плотно слиты и для художника, и для его зрителя.
Работы Николаевского – коллажные серии, композиции, кресты, подвешенные на нитях (возможно, эти нити являются метафорой «мысли», как силы, удерживающей представление об объекте нашего созерцания) – пластические и цветовые эквиваленты творческого посыла автора. Конкретное и отвлеченное, чувственное и умозрительное, цвет и форма, линия и плоскость в его искусстве обнажены. В конечном счете, искусство одаривает нас еще одним, новым, субъективно-объективным сколком мира.
кандидат искусствоведения
доцент МГАХИ им. В.И. Сурикова
член-корреспондент Российской
академии художеств