Музей современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина
«НАУРУЗ»
Выставка скульптуры Руслана Нигматуллина
Фарида Миннигулова, Уфа
С 22 марта в Музее современного искусства РБ имени Наиля Латфуллина работает первая персональная выставка уфимского скульптора Руслана Нигматуллина. Экспозиция, в которую вошли станковые произведения и фотографии с пленэрных работ, наглядно демонстрирует эволюцию творческих устремлений молодого автора.
Не так давно скульптор отдавал предпочтение абстрактным формам, из которых представлены «Ожидание» (2003) с его импозантно-петлевидным изгибом алебастра, мраморный «Снег» (2005), испещрённый «ноздреватыми» дырами, сложные конфигурации «незатянутых» бронзовых узлов «Равноденствия» и «Композиции» (обе – 2005), и другие работы. Однако полностью дистанцироваться от натурных впечатлений художнику не удалось. Их «каркас», неизменно присутствующий в композициях, был просто лишен своей привычной плоти. И смысловую нагрузку произведений надо искать не столько в самой форме, сколько в динамике её отношений с воздухом, с окружающим пространством, – будь то равновесие или борьба, прорыв или полёт. Кубистический «Бык» (бронза, 2006) стал знамением конца этих экспериментов: плоть наращивается на каркас и объём приобретает, наконец, вполне реальные формы. В работах «Последний поцелуй» (2006) и «Голова» (2007) объёму была возвращена масса. На фестивале в Екатеринбурге (2006), где Руслан Нигматуллин выполнил того же «Быка», но в значительно большем масштабе, свершилось окончательное возвращение к фигуративности.
Новую встречу с классической формой, точку возврата к ней, обозначил «Портрет Аюповой» (бронза, 2007), который перекликается с ранней «Карлыгаш» (дерево, 2001), головой казашки в высоком головном уборе. А два монументальных торса, созданных друг за другом на пленэрах в Актюбинске (2007) и Барабинске (2008), словно «взломали» все прежние творческие установки Руслана.
Он окунулся в поиски скульптурного воплощения той ТЕМЫ, которая исподволь, из глубин его сущности, из генных формул его крови, уже давно будоражила душу и воображение. Встреча с Великой Степью – в Казахстане и Сибири – помогла обозначить очертания этих новых художественных форм, ещё очень зыбких, мерцающих, как колеблющийся степной воздух, но с ясно ощущаемым в них духовным стержнем.
Таковым обладает не только «Карим» (2008), который уверенно, вполне по-взрослому, осознанно, предстоит перед миром, но и «Бортэ» (2010), в пластике которой выражен явный диалог с наследием – с архаической Богиней-матерью, с архитектурной формой ионической колонны, с головным убором степных кочевниц... Разностильность новых работ – от академизма («Портрет Гюзель», 2009) до реминисценции архаики и кубизма с налётом сюра («Всадник», 2009) – свидетельствует о самом начале поисков, о пока ещё интуитивном «нащупывании» возможных путей в постижении темы Великой Степи, органично вписывающих творчество Руслана Нигматуллина в контекст «евразийского» искусства российского культурного пространства.
«Идти в даль, значит... возвращаться», – говорили древние тюрки и рисовали на земле круг, знак Солнца и Степи. Выйдя из одной точки круга, путник всегда вернётся в точку отправления. Впрочем, так считали не только тюрки, и движение по кругу во всех культурах символизировало вечность, постоянное возвращение к самому себе. Возвращение на круги своя... Может, это замкнутый круг? Нет, скорее, сжатая пружина с огромной потенцией развернуться в спираль – восходящую или нисходящую. И когда это происходит, «качающееся» движение неизбежно, как закон Природы, будет вновь и вновь возвращать тебя к исходной точке: «Кто я? Откуда? Куда я иду?».
РУСЛАН НИГМАТУЛЛИН
Родился в 1979 г. в г. Учалы, Башкортостан.
В 2003 г. окончил художественно-графический факультет Магнитогорского педагогического университета; в 2006 – скульптурное отделение факультета изобразительных искусств Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова (педагоги Н.А. Калинушкин, В.Г. Лобанов, Р.А. Хасанов).
С 2003 – Член Объединения молодых художников и искусствоведов при РО ВТОО «СХР» РБ.
С 2008 г. преподает скульптуру на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического университета им. Мифтахетдина Акмуллы.
Участник Международных фестивалей и симпозиумов скульптуры:
2006 – I Международный фестиваль садово-парковой скульптуры. Екатеринбург.
2007 – Международный фестиваль садово-парковой скульптуры. Актюбинск, Казахстан.
2008 – Всероссийский симпозиум «Скульптура в камне». Барабинск, Новосибирская область.
2009 – Всероссийский симпозиум «Скульптура в дереве». Ялуторовск, Тюменская область.
С 2001 – участник республиканских, всероссийских, специальных (2006 – российская выставка скульптуры «Пространство и форма». Уфа, БГХМ им. М.В. Нестерова; 2009 – Всероссийская выставка скульптуры. Саранск, МРМИИ им. С.Д. Эрьзи), региональных, зарубежной и групповых выставок.
Местонахождение произведений:
БГХМ им. М.В. Нестерова (Уфа), частные собрания в России и Казахстане.