Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Ретроспектива Эдуарда Путерброта. Дагестанский музей изобразительных искусств П.С.Гамзатовой. 21.09-10.10.2010. "Первая галерея". 29.09-01.12.2010г.


"ГОД ЭДУАРДА ПУТЕРБРОТА.1940-1993" - серия проектов и выставок:

с 21 сентября по 10 октября.

Дагестанский музей изобразительных искусств П.С.Гамзатовой "Выставка памяти художника.
К 70 летию со дня рождения Эдуарда Путерброта".

Живопись ,графика из фондов музея,СХ РД и частных собраний./ул.Горького,8, ежедневно с 10 до 18,кроме понедельника/

с 29 сентября по 1 декабря.

 


"Первая галерея"

"ВОЗРОЖДЕНИЕ", живопись.графика 1974-1993./из собрания семьи художника.г.Москва/ Каспийск, ул. Халилова .5(РусГидро), ежедневно с 11 до 18,кроме понедельника/

Художник - Легенда.

12 сентября 2010 года известному дагестанскому художнику, сценографу, критику и культурологу Эдуарду Путерброту (1940-1993) исполнилось бы 70 лет. Юбилей – прекрасная возможность еще больше узнать и понять художника, человека, личность. Художник Эдуард Моисеевич Путерброт был веселым и добрым человеком, прекрасно эрудированным и талантливым художником. Детская художественная школа, а затем и студия Махачкалы заложили в нем основы и любовь к искусству, а математический склад ума и образование лишь структурировали его художественное, творческое сознание. Несмотря на физико-математическое образование и ведение предмета «Начертательная геометрия» в ДХУ им. Джемала, перерыва в творчестве не было. Молодой преподаватель обрел в училище прекрасных наставников и единомышленников, с которым он делал свои первые работы. С ними – преподавателями и художниками Ильей Большаковым и Георгием Тушишвили он вошел в дагестанское искусство, органично и заслуженно став со временем в нем лидером. Эдуард Путерброт параллельно работал в театрах республики, участвовал в многочисленных выставках, много созидал творчески , занимался исследовательской, литературной и общественной деятельностью.

Трудно переоценить роль известного художника Эдуарда Путерброта для всего искусства и культуры Дагестана, его зримое присутствие и участие во всех художественных процессах, происходивших практически с начала 1980-х годов, происходящих сейчас, и того, что будет происходить завтра. Ибо Память о нем, магия и правдивость его творчества, его слов, его поступков и действий на благо всех и каждого – неиссякаемый источник творческого вдохновения. Прикосновение к нему – это возможность прозреть, возможность понять через искусство, философию, традиции свою родину, ее культуру и ментальность.

Именно поэтому Музей, каждый раз открывая новую экспозицию художника, прибавляет к музейной основе новые работы, разыскивая, изучая и привлекая произведения, рассыпанные по крупицам в частных собраниях, исследует и пропагандирует его творчество. Ни одна тематическая, коллективная выставка или концептуальный проект музея немыслимы без произведений Эдуарда Путерброта. Они как неформальные ориентиры - не просто точно отражают тему или замысел выставки, но четко проставляют акценты, углубляют ее содержание.

При этом, на фоне значимости и безусловности влияния его на все художественные процессы, тенденции и творческие судьбы последние в 30-40 лет, самих произведений в Дагестане находиться совсем немного. Эдуард Путерброт был очень щедрый на поддержку и участие человек, интересовался всем, что происходило вокруг в искусстве в целом и в творчестве конкретного художника. Он бережно и трепетно относился к своим работам, доверяя их избранным. У него было много друзей и единомышленников. Но лишь немногие удостаивались особой чести – иметь картину Эдуарда Путерброта, подаренную им самим. Тогда произведения искусства, а особенно творческого неформального стиля были практически недоступны для приобретений частными лицами. Покупать в советские годы мог только музей. И Дагестанский музей изобразительных искусств в период 1980-х годов приобретал с подачи художника его самые достойные, неоднократно выставлявшиеся на российских выставках произведения. Таким образом, в музее сформировалась прекрасная коллекция из десяти произведений, датируемых 1971-1992 гг., практически все произведения непрестанно задействованы в различных музейных выставках, а некоторые из них находятся в постоянной экспозиции.

Конечно, это непростительно мало. Но тогда казалось, что все еще впереди. Практически все эти произведения были созданы до 1990-х годов и отражали так на фигуративный «народно-иносказательный» период художника. Конец 1980-х - начало 1990-х годов стали для художника переломными, после долгих исканий он встал на путь вековых семантических традиций, открытых им вновь и переформированных в новом современном изложении. Художник перешел в плоскость нефигуративного, знакового, абстрактного искусства. И готовил свою первую серьезную персональную выставку в Дагестане. В Махачкале. И видел ее только в музее. Это было новое искусство - интересное, взрывное, неожиданное, неизвестное…Он и назвал ее в период подготовки выставки «Неизвестный Путерброт», имея в виду, что такого Путерброта еще никто не знает. И если бы она состоялась, то не прервалась бы цепочка эволюции творчества не только художника, но и многих процессов, задуманных и начатых им на благо всего искусства Дагестана.

Выставка не состоялась. Страшная трагедия оборвала жизнь художника буквально накануне, в ноябре 1993 года. Грозящая стать сенсацией выставка стала точкой отсчета в сложном и долгом процессе Возрождения и возвращения его посланий, его наследия всем нам, но уже без художника.

Все, что осталось - рисунки, картины, театральные эскизы, строки писем и дневников,- семья художника перевезла в Москву. Весь его архив и всё им созданное. Наследие лишь переместилось в пространстве, но магическая корневая связь с родиной осталась неразрывной. Потому что есть музеи, есть зрители, есть духовная потребность вновь и вновь узнавать свое истинное и родное через картины Эдуарда Путерброта. Ко всему этому мы можем всегда обращаться.

Как и 10 лет назад, на памятной выставке к 60-летию со дня рождения Эдуарда Путерброта, сегодня наш музей вновь отдает дань уважения и памяти художнику, которому исполнилось бы 70 лет.

На выставке «Эдуард Путерброт. Выставка памяти Художника» перед нами вновь «Старый город», «Музыка в сакле Карт-Энем», «Махачкала. Угол», «Сельский концерт», «Горянка», «Старый город», «Натюрморт с фотографией», «Синий натюрморт» и, конечно, картина-знак – «Состояние взаимного понимания». Все эти произведения хорошо известны специалистам, ценителям и любителям искусства, но каждый раз мы смотрим на них по-другому, открывая их для себя вновь. Это классика, а время лишь усиливает ее значение и глубину.

Духовному, нравственному мироустройству, разгадкам законов и ритуалов посвящено все творчество художника. По-разному, дополняя друг друга, эти исследования выливались у автора в картины. Яркие образцы, столь популярные в музейной экспозиции, как, например картины «Горянка» и «Состояние взаимного понимания».

Картина «Горянка»(1982) с момента появления в постоянной экспозиции музея сразу привлекла внимание зрителей и специалистов. Формально - женский портрет, фактически – обобщенный образ горской женщины - горянки. На первый взгляд сумеречное и неприглядное лицо, возможно, не красавица, а грубые черты лица явно не в пользу сложившегося «поэтически-песенного» народного женского образа. Но это кажется на первый взгляд. Едва уловимое мерцание «жемчужин серебра» говорит нам о мире тонких чувственных состояний, некой таинственности и озорства женщины. Портрет скуп в деталях, они практически не прочитываются, есть только лицо - крупное, открытое, многозначное, черты которого считываются как не что иное – как символы и знаки рожденной в горах. В портрете найден ответ – какая она, горянка. Внешне – суровая, а внутри – добрая и бесконечно нежная, бесконечно сильная, бесконечно женщина. «Горянка» – изложение на языке живописи ментальности Дагестана.

«Состояние взаимного понимания» (1991)  произведение беспредметного периода Э. Путерброта в собрании музея. Внимательно думая и вглядываясь в картину «Состояние взаимного понимания» вдруг невольно понимаешь не просто замысел, а открытие, которое сделал и передает нам художник. «Состояние взаимного понимания» – это формула нашей дагестанской ментальности, суть которой лежит в многослойности и иносказательности мыслительного и поведенческого кодекса горцев. Жесткость и непререкаемость традиции - ритуала наложена плотным узорочьем клетки на тонкий, чувственный, мерцающий внутренний мир человека, в котором происходят живые и очень разные события. Соединяясь вместе в единое целое, они образуют абсолютно гармоничное и равноправное состояние – состояние взаимного понимания между миром и собой, между частным и общим, между человеком и обществом как единственное условие жизни. Жизни в конкретно обозначенной местности. Внутри поля микро-фигуры и изображения событий перекликаются с крупными знаками и символами ковров и вышивок, несущие дополнительные смысловые нагрузки для раскрытия темы – образа ментальности Дагестана.

В 2000 году музеем была приобретена еще одна абстрактная работа художника «Инкарнация» (1991).

Юбилейная экспозиция дополнена произведениями (семь экспонатов), которые любезно предоставили нам их владельцы. Своеобразие данной экспозиции заключается в том, что эти произведения впервые встретятся со зрителем, выйдя на свет из частных собраний. Мы намеренно не дублируем свой предыдущий проект, куда вошло помимо музейных экспонатов более 20 произведений из новых частных собраний (друзья, художники, учреждения культуры), а, руководствуясь желанием исследовать и пропагандировать наследие Путерброта, отыскали новые, не выставлявшиеся ранее произведения, находящиеся в Дагестане. Так мы формируем свой «внутренний фонд» Путерброта. Каждое нововведение работ будет усиливать как эффект экспозиции, так и более углубленно и масштабно позволит нам говорить о художнике и его творчестве, а значит – о традициях и современности изобразительного искусства Дагестана в целом с новыми поколениями зрителей. Это своеобразная компенсация утраченной преемственности творчества Э. Путерброта.

Особое отношение Музея искусств к Эдуарду Путерброту связано не только с его талантом художника. Он был прекрасный знаток искусства, любил и знал музей, от всей души помогал и откликался на различные просьбы – консультации, советы, идеи и знания Э. Путерброта всегда были ценны и востребованы в музейной работе. Это был подлинный музейный волонтер, как впрочем, и всего нашего искусства – литературы, театра, науки, художников. В 1970 – 80-е годы им написаны прекрасные исследовательские статьи о первых дагестанских художниках, о музейных экспозициях, о творчестве художников-современников («Разнообразие творческих начинаний (Дагестанское изобразительное искусство 20-х – начало 30-х годов)», «Лансере и Дагестан», «Черная сенсация с черными кругами на белом фоне», «Выставка художников Кавказа», «Сценография зоны» и др.) Все это так или иначе связано с деятельностью музея искусств и его собранием.

Поистине революционное событие в масштабе страны, произошедшее в музее в начале 1980-х годов так же связано с именем Путерброта. В конце 1970-х годов художник узнал о наличии в запасниках музея «запрещенных» произведений, относящиеся к периоду «русского авангарда». Понимая важность и значимость этих произведений как для искусства в целом, так и для музея, Эдуард Путерброт обратился с предложением к тогдашнему директору музея Патимат Саидовне Гамзатовой об их «экспозиционной реабилитации». Приняв во внимание все доводы и факты художника, директор приняла по тем временам невероятно смелое решение – ввести весь «авангард» в постоянную экспозицию музея «Русское искусство XVIII-XX вв.», где он находится и по сей день. Тогда же совместно с музейными сотрудниками и реставраторами художник подготовил к экспонированию (была проведена реставрация, обагечивание, атрибуция) произведений А. Родченко, А. Экстер, А. Лентулова, Н.Удальцовой, П.Кузнецова, К. Истомина и др., переданных Дагестану из Главмузейфонда (Москва) еще в 1920-е годы. Потом была долгая и кропотливая поисковая исследовательская деятельность по этому периоду и конкретно нашим работам, была написана и опубликована статья «Свидетели великого эксперимента» (журнал «Советский Дагестан», 1977 г.). В те годы немногие крупные российские музеи осмеливались на такой шаг. Сегодня экспозиция «русского авангарда» – это своеобразный памятник художнику, памятник беззаветному служению искусству. Этот факт имел колоссальное значение, как для музея, так и для дагестанских художников и всего творческого сообщества республики. Музей дал «добро», принял на равных иные формы искусства, своим смелым по тем временам поступком обозначил широкую поддержку всем художественным направлениям, в том числе нарождающемуся и активно набирающему обороты нефигуративному абстрактному искусству, у истоков которого Эдуард Путерброт и стоял.

К юбилею художника тремя дагестанскими художественными институциями подготовлены экспозиции произведений Эдуарда Путерброта. Дагестанский музей изобразительных искусств им. Гамзатовой (совместно с СХ РД) представляет все работы художника из своих фондов (десять произведений фигуративного периода «раннего» Путерброта); Музей истории города создает своеобразную параллель между Мастером и современными дагестанскими авторами, которых объединяет последовательность в выбранной творческой позиции. Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» делает совместно с семьей художника большую ретроспективную экспозицию – более 70 произведений периода 1972 – 1993 гг., – которые впервые увидит зритель. Ни одна из экспозиций не повторяет, а напротив, дополняет друг друга, в результате чего в сентябре в Махачкале состоится масштабная ретроспектива Эдуарда Путерброта – из фондов музеев, собрания семьи художника, частных и корпоративных коллекций. Впервые. Это станет подлинным Возрождением творчества художника.

 


Джамиля Дагирова

Зав. отделом ДМИИ им. П.С. Гамзатовой,

Заслуженный работник культуры РД.

 

Каталог выставки:

Из фондов ДМИИ им. П. С. Гамзатовой:

Натюрморт с фотографией,1971, к. м.,62х62, КП - 2818

Махачкала. Угол, 1971, к.м., 70х99, КП-8812

Старый город, 1972, х.м., 152х152, КП- 7542

Сельский концерт, 1974, х.м., 70х90, КП-5873

Музыка в сакле Карт-Энем, 1980, к.м., 68х92, КП-7540

«Близкие люди» А. Арбузов (эскиз декорации к спектаклю)1980, к.м.48х68, КП-11741

Горянка, 1982, к.м., 50х69, КП- 8811

Синий натюрморт, 1982, к.м. 70х50, КП-7541

Состояние взаимного понимания, 1991, х. акр.,темп., 145х95,КП-10547

Инкарнация, 1992, х.м.70х69,КП-11885

Натюрморт с бумажной маской, 1977, х.м. Из фондов СХ РД.

«Тринадцатый председатель» А. Абдуллин (эскиз декорации к

спектаклю), к., гуашь, воск, кар.,т.,п. / из частного собрания/

Без названия, 1989, х.м. / из частного собрания/

Без названия,1993, б., м. / из частного собрания/

Проповедь, 1992,к. темп., акр. / из частного собрания/


 

Художественная галерея современного искусства «Первая Галерея» представляет проект к 70 - летию со дня рождения художника.

«ЭДУАРД ПУТЕРБРОТ. ВОЗРОЖДЕНИЕ»

29 сентября -1 декабря 2010

 

Программа проекта:

I. Открытие выставки произведений Э.Путерброта (живопись, графика.1974-1993гг.) из собрания семьи художника (Москва)

II. Презентация Альбома – каталога произведений Э.Путерброта «Эдуард Путерброт. Возрождение» (живопись, графика. 1965-1993 гг.).

III. Презентация сборника статей «Эдуард Путерброт. Статьи об искусстве. 1972-1993».

IV. Презентация проекта «Год Путерброта» , журнал «Бизнес-Успех».

V. Демонстрация документального видео о жизни и творчестве художника Э. Путерброта.

VI. Семинар.

ВЫСТАВКА.

Все произведения для юбиленой выставки любезно предоставлены семьей художника. Мы выражаем огромную благодарность семье Эдуарда Путерброта за возможность прикоснуться к наследию художника - Людмилу Михайловну Путерброт, Антона Эдуардовича Путерброт, Анну – Марию Эдуардовну Путерброт, Елену Владимировну Путерброт.

Велико наследие художника, но даже гигантские просторы «Первой галереи» не уместят в своих залах все творчество Э. Путерброта. Да вероятно и не нужно. Юбилей – дань памяти, но говорить и помнить о Эдуарде Путерброте, обращаться к его творчеству можно всегда. Есть чуткие и беспримерные наследники, работает сайт, изданы сборники и каталоги о творчестве, существует большая и емкая библиография, рядом с нами его друзья, художники-соратники и единомышленники, музеи, которые бережно хранят и экспонируют произведения, есть театр, литература и многое другое, с чем соприкасался художник, и все это всегда доступно каждому из нас.

«Первая Галерея» представляет большую развернутую экспозицию в которую вошло 65 произведений графики и живописи , созданные художником в период с 1974 по 1993 гг. Такой формат творчества Путерброта, равно как и практически все произведения,представленые на выставке дагестанский зритель увидит впервые. Экспозиция условно поделена на 2 части – фигуративная и полуфигуративная живопись 1970-середины 80-х гг. и серии абстрактного , «свежего» периода ,созданные в 1989-1993 годах. Серии листов, вернее фрагменты огромных циклов «Кодекс», «Проповедь», «Дневник» станут для нового зрителя Э. Путерброта не просто откровением, но источником понимания сути и особенностей как творчества художника так и в целом дагестанского изобразительногоо искусства.

АЛЬБОМ.

Альбом-каталог«Эдуард Путерброт. Возрождение» (живопись, графика. 1965-1993 гг.) подготовлен семьей Э. Путерброта к юбилейной выставке художника в «Первой галерее». В альбом вошло 118 цветных репродукций произведений живописи и графики, созданных с 1965 по 1993 (практически охвачены все периоды, направления и темы автора) В альбом также вошли: творческая биография художника и статья о творчестве Эдуарда Путерброта его московского друга, известного российского искусствоведа Вильяма Мейланда, написанная в 2003 году.

Издание осуществлено при поддержке Президента Регионального общественного благотворительного фонда им. Шейха Абдурахмана-хаджи ас-Сугури Гамзатова Г.М.

СБОРНИК.

«Эдуард Путерброт. Сборник статей об искусстве. 1972-1993» .

В данный сборник вошло шестнадцать Э. Путерброта (1940-1993), написанных автором в разные годы — с 1972 по 1993 г.г. и включает в себя научные статьи, исследования, очерки, интервью, рецензии, опубликованные в различных центральных (Москва) и местных журналах, газетах, каталогах к выставкам, сборниках. К юбилею художника подготовлено второе издание данного сборника. Малый тираж и самиздатовский формат первого издания (издан в 1998 году галереей к выставке «Памяти Художника») сделали его библиографической редкостью, ценность и востребованность которого весьма очевидны. При сохранении первоначального формата первого издания, второе издание дополнено интересными и содержательными статьями о Э. Путерброте его друзей, соратников и единомышленников – московских искусствоведов Вильяма Мейланда, Ивана Купцова, Виктора Мартынова и художника Юрия Августовича .

ЖУРНАЛ.

В конце 2009 года журнал «Бизнес-Успех» инициировал серьезный и значимый для дагестанского искусства проект «2010-Год Путерброта». Редакцией журнала и главным вдохновителем проекта П. Санаевой было задумано на протяжении года в каждом номере публиковать статьи, воспоминания, тексты о художнике, и конечно воспроизводить его произведения.

В уже изданных трех номерах вышли статьи :« Бронза это не для нас» ( Санаев О., № 5-2009), «Неизвестный Путерброт» ( Дагирова Д. № 5-2009), «Держаться за Дагестан» (Кажлаев М. , № 1-2010), «Волшебный мир иносказаний» (Мейланд В. № 2 -2010)

 СЕМИНАР

«Творчество Э. Путерброт в контексте истории и современности изобразительного искусства Дагестана» Специализированная экскурси по экспозициии и лекция.

Лектор –Джамиля Дагирова, куратор проекта.

 Каждый вторник в 16 ч., с 5 октября по 30 ноября в «Первой Галерее». Вход свободный.

Выставка работает с 29 сентября по 1 декабря 2010 г. Ежедневно, с 11 до 18 ,

кроме понедельника по адресу: «Первая Галерея», г. Каспийск, ул. Халилова,5 (Набережная, здание «РусГидро»)

+7 938 2007083

+7 964 233128

E- mail: mastihini@mai