ФРЕСКИ КАСТАНЬО. ФЛОРЕНЦИЯ
Октябрь 2010, избранные впечатления
Очарование Тосканы безгранично – завораживающий тосканский пейзаж пленяет раз и навсегда, памятниками искусства можно наслаждаться бесконечно, а тосканская кухня покоряет любого гурмана своей оригинальностью и естественной простотой.
В нашем осеннем путешествии по северной Тоскане было немало удивительных и незабываемых моментов. Многое в этой ежегодной поездке, как и подобает, было спланировано заранее, но что-то происходило совершенно неожиданно, вне программы. Вот так, как бы «случайно» все сложилась и с фресками Андреа дель Кастаньо, которые нам довелось посмотреть во Флоренции.
Далеко не всем известна небольшая трапезная бывшего монастыря Санта Аполлония, неподалеку от площади Сан Марко. Она не входит в «туристический» список памятников Флоренции, не отмечена и во многих путеводителях. В настоящее время Музей Ченаколо ди Сант Аполлония (Museo del Cenacolo di Sant’Apollonia) - это музей Кастаньо, место малопосещаемое, с весьма ограниченными часами работы. Когда мы подошли к зданию, единственный сотрудник, который там был в это время, стоял у входа, наслаждаясь солнечным октябрьским днем. Мы поздоровались, и он любезно предложил пройти внутрь, попросив записать наши фамилии в журнале учета посетителей. После столпотворения в других музеях Флоренции, оказаться в этом маленьком безлюдном месте, было удивительно и даже чуть странно.
В трапезной находится знаменитая «Тайная вечеря» Кастанью (ок.1447-1449), хорошо всем знакомая по книжным репродукциям еще со студенческих времен. Первая ассоциация, которая приходила мне в голову, когда я смотрела на ее воспроизведение в книгах, - театральная коробка со снятой передней стенкой. В натуре фреска производит впечатление, несколько отличное от репродукций. Эта почти десяти метровая композиция действительно, приковывает взгляд своим каким-то «сценическим» эффектом – жесткая горизонталь длинного стола, покрытого белой скатертью, темная фигура похожего на сатира Иуды, сидящего по другую сторону стола, отдельно от Христа и остальных апостолов, Иоанн, который заснул, положив голову на руку Христа. «Тайной вечеря» Кастаньо исполнена одновременно драматизма и приземленности, живописец акцентировал внимание не на традиционной евхаристической интерпретации сюжета, а прежде всего, на человеческой драме и теме предательства. Поражает мощь фигур со «скульптурной» пластикой одежд, смелость ракурсов, а также экспрессивность жестов (особенно сидящих по краям стола апостолов), почти гротескное выражение лиц, напряженность суховатого колорита. Ощущение резкой перспективы усиливается за счет стремительно сходящихся линий неглубокого и невысокого помещения с разделенным на квадраты потолком. Эта фреска обладает неким иллюзорным, почти гипнотическим эффектом. Натуралистично переданные мраморные панели на задней стене комнаты, классические пилястры и статуи сфинксов на переднем плане, краешек красной черепичной кровли наверху, простенки между композицией и углами стены, имитирующими кирпичную кладку, создают эффект trompe-l’oeil и как бы смещают границы евангельской сцены и реальной среды.
Мне всегда хотелось представить, а как же эта композиция выглядит в архитектурном пространстве. Стена трапезной разделена на два яруса. Нижний ярус – это комната со сценой «Тайной вечери». Верхний, располагающийся как бы над домом, в котором сидит Христос с учениками во время последней трапезы, представляет три сцены страстей Христовых, повествующие о грядущих событиях – «Распятие» (в центре), «Положение во гроб» (справа) и «Воскресение» (слева). Все три сцены, изображенные на фоне светлого голубого неба (образуя резкий колористический контраст с «Тайной вечерей»), объединены в одну композицию с общим пейзажным фоном и великолепно вписаны в архитектуру трапезной с оконными проемами. Центральный образ верхнего яруса - Христос, распятый на кресте, к которому устремлены летящие ангелы, - образует четкую смысловую и композиционную доминанту, располагаясь над фигурами Христа и Иуды. Среди фресок верхнего ряда особенно выразительно «Воскресение» с величественной фигурой поднимающегося из саркофага Христа в светлой драпировке.
Долгое время об этих фресках Кастаньо не было известно. Бенедиктинские монахини, которым в прошлом принадлежал монастырь, вели жизнь строгую и замкнутую. Во второй половине XIX века на стене трапезной была обнаружена только «Тайная вечеря», которая первоначально была неверно приписана Паоло Учелло, и лишь позже была атрибутирована как работа Кастаньо. Фрески верхнего яруса были раскрыты позже. Они долгое время были закрашены, и оттого имеют значительно худшую сохранность.
Музей Кастаньо совсем маленький и количество экспонатов в нем можно пересчитать по пальцам. Зато там царит совершенно особая атмосфера, кажется, будто время остановилось. Переступив порог здания, совершенно забываешь о полном туристов бурлящем центре города. Кроме того, просторная трапезная обеспечивает прекрасный обзор фресок. Помимо знаменитой «Тайной Вечери» здесь можно увидеть великолепную фреску «Пьета» с монументально возвышающейся фигурой Христа, поддерживаемого двумя ангелами. Эта роспись люнеты над дверным проемом была выполнена Кастаньо в этом же монастыре в период его работы над фресками трапезной. В ходе реставрации фреска была снята со стены, что дало возможность открыть великолепную синопию, демонстрирующую дар Кастаньо как незаурядного рисовальщика. Фреска и синопия теперь висят рядом. Напротив можно видеть также снятую со стены роспись люнеты «Распятие», выполненную Кастаньо в 1455 для монастыря Санта Мария дельи Анджели во Флоренции. Эта композиция впечатляет пластической выразительностью фигур, полных энергии и силы, своим мощным кватрочентистским реалистическим началом, а также эффектом кьяроскуро, воспринятыми Кастаньо от живописи Мазаччо и скульптур Донателло.
«Экскурсию» по фрескам Андреа Кастаньо во Флоренции можно продолжить, посетив в Оспедале Санта Мария Нуова, где находится одна из его лучших работ - «Распятие со святыми»,(1440-1441). В ней Кастаньо предстает истинным последователем Мазаччо с точки зрения построения перспективы и объемной моделировки фигур. А потом можно пройти в церковь Сантиссима Аннунциата, чтобы увидеть его поздние работы – «Троица со святым Иеронимом» и «Спаситель со святым Юлианом», (1455), и, наконец, в Дуомо, где незадолго до своей смерти Кастаньо выполнил «Конный портрет Никколо ди Толентино», (1456).
А еще нам очень повезло с фресками Кастаньо в галерее Уффици. Если зайти в здание музея со служебного входа, то можно попасть в зал, где находится серия портретов «Знаменитых людей», заказанная Кастаньо в 1449 году для виллы Кардуччи в Леньяйя, около Флоренции. Этот зал, расположен в бывшей старинной церкви San Pier Scheraggio (которая входит в состав Уффици), и куда были перенесены в 1969 году фрески этого цикла. Обычно эта часть музея закрыта, и пройти туда можно только по предварительной договоренности в сопровождении сотрудника галереи. Предварительного заказа у нас не было, да и идея попасть туда возникла достаточно спонтанно. Неутомимый Никита Карзанов настоятельно повторял: «Нам надо как-то туда попасть!» И, разумеется, мы решили попробовать! Подошли к офису администрации, объяснили, кто мы, показали письма, подготовленные АИСом (еще раз спасибо за это руководству АИСа!), попросили о любезности показать фрески Кастаньо. Один из сотрудников охотно согласился нас проводить. Он открыл нам зал, в котором экспонируются фрески. Даже не верилось, что нам так повезло! Может быть, правда, сказалось и то, что я общалась с администрацией музея на их родном итальянском языке, а они это всегда ценят. Цикл «Знаменитые люди» включал изображения девяти прославленных мужчин и женщин. Интересно, что своих современников, трех выдающихся флорентийских деятелей своего времени - Пиппо Спано, Фарината дельи Уберти, Никколо Аччайуоли - Кастаньо изобразил среди героев прошлого - трех лучших поэтов и писателей Флоренции XIV века — Данте, Петрарки и Боккаччо, а также трех женщин древности – царицы Эстер (Эсфирь), царицы Томирис и сивиллы Кумской. Переданные реалистично (поражает выразительность деталей) и одновременно обобщенно, эти портреты скорее напоминают живописные статуи в неглубоких нишах, которые смотрят со стен на зрителя как бы сверху вниз. Эти «скульптурные» образы, почти изваяния, исполнены монументальности, величия и достоинства - истинное олицетворение ренессансной доблести и добродетели.
Обычно эта часть коллекции остается за рамками посещения галереи Уффици. Мы были одни в пустом зале, и было ощущение чего-то нереального – такое чувство нередко возникает в музее, когда там нет посетителей. Наша маленькая группа как-то «растворилась» в просторном помещении бывшей церкви, сотрудник галереи не торопил нас, мы спокойно осматривали фрески. Разумеется, фотографировать в Уффици нельзя, да и не хотелось нарушать музейные правила. Я сделала несколько снимков без вспышки в музее Кастаньо, но они оказались неудачными и не идущими ни в какое сравнение с профессиональными кадрами, которые я нашла в интернете, вернувшись в Москву (см. ссылки ниже). Я в очередной раз задумалась, а не лишаем ли мы себя чего-то очень важного, непрерывно «щелкая» цифровым фотоаппаратом в нашем безудержном стремлении запечатлеть все увиденное. Может, лучше спокойно смотреть и просто наслаждаться, особенно в Италии!
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cenacolo_di_Sant'Apollonia
http://www.virtualuffizi.com/uffizi1/artista.asp?Autore=Andrea+del+Castagno
http://www.virtualuffizi.com/uffizi1/Uffizi_Pictures.asp?Contatore=40
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/a/andrea/castagno/