Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Морозов Александр Ильич (1941-2010)


Дорогие друзья!

С глубочайшим прискорбием сообщаем, что 5 августа 2010 года скончался Александр Ильич Морозов, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской федерации. Он много лет возглавлял нашу Ассоциацию, а в последние годы был её почетным председателем.

Вечная ему память!


Морозову

Александр Ильич, дорогой Саша, был человеком твердым, убежденным и сильным. Он решительно сражался за свои убеждения, и было удивительно наблюдать, как среди всеобщей растерянности и ловкачества он шел своим путем, как большой корабль. Но мы знали, что он был еще и: светлым и доброжелательным, мягким и человечным. Терять такого друга – это удар, от которого нелегко будет оправиться. Если хотя бы часть его душевного тепла и его сильной воли остались бы в наследство нам, пока еще живущим, то наша скорбь была бы светлее и мягче. Он оставил нам богатое интеллектуальное наследие, и это не ледяные узоры холодного ума, а волны живого человеческого понимания. Тяжело терять такого друга и собрата. Чудовищная несправедливость природы обошлась с ним без всякой пощады. Но от нас все-таки зависит одно: чтобы наша всегдашняя забывчивость и неблагодарность имели бы предел. Дорогой Александр Ильич, и так жить трудно, а теперь без Тебя будет еще труднее. Прощай.

Александр Якимович

 

Ушёл из жизни Александр Ильич Морозов (24.11.1941 – 05.08.2010). Искусствоведение, художественная критика и наука об искусстве потеряли своего выдающегося исследователя, наставника нескольких поколений специалистов этой профессии, одного из создателей Ассоциации искусствоведов, открывателя отечественных художников, которые впоследствии стали классиками мирового искусства ХХ века.

Он был защитником и хранителем нашей профессии от различных немыслимых трудностей и ситуаций, выпавших на её долю в наше очередное Смутное время.

Кажется, что Государственной Третьяковской галерее ничего невозможно прибавить: таковы её богатства и инерция заложенных в ней знаний. Однако, на наших глазах Александр Морозов стал лицом этой национальной сокровищницы в её части, относящеёся к ХХ веку. Открылась по-морозовски упорядоченная экспозиция, а каждое открытие новой выставки на Крымской территории превращалось в чудо, когда Александр Ильич, открывая её, как ювелир вставляет в любимое и выстраданное им изделие новый драгоценный камень, находил точное место и значение представляемого мастера в художественную ткань своего времени.

Теперь его с нами нет. И к нему уже не придешь за помощью и советом. Мы уже не почитаем его новых острых и профессионально глубокомысленных текстов, не улыбнёмся его тонкому юмору, насыщенному неповторимой морозовской иронией, смелой, блистательной и мудрой.

Борис Шумяцкий


5 августа 2010 года наше искусство, наука и культура понесли невосполнимую утрату – ушел из жизни Александр Ильич МОРОЗОВ – действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель искусств Российской федерации.

Один из крупнейших искусствоведов современности, Александр Ильич оставил яркий след во всех сферах искусствоведческой деятельности.

А.И. Морозов – видный историк русского и советского искусства, автор целого ряда фундаментальных книг, глубоко и оригинально анализирующих наиболее сложные явления истории нашей художественной культуры, а также целой серии монографий о мастерах отечественной живописи. Среди них: «Поколения молодых. Живопись советских художников 1960–1980-х годов» (1989), «Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х гг.» (1995), «Неизвестный Кончаловский» (2002), «Соцреализм и реализм» (2007) и другие. Кроме того, А.И. Морозовым опубликовано несколько сотен статей по самым разным животрепещущим проблемам сегодняшнего художественного процесса.

Он был талантливым педагогом, долгие годы руководил кафедрой истории русского искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, где вырастил целую плеяду специалистов по художественной культуре ХХ века. За два десятилетия работы на кафедре (1991–2002) подготовил около 100 дипломников, 9 кандидатов наук.

Александр Ильич был очень заметной фигурой в организации современной художественной и искусствоведческой жизни Москвы и России. В течение многих лет являлся одним из руководителей союзов художников и искусствоведов. Он всегда был и неформальным лидером современного художественного мира – на многочисленных конференциях, круглых столах, обсуждениях выступал с острыми, полемическими, яркими докладами по самым сложным, самым спорным проблемам сегодняшнего дня.

А.И. Морозов проявил себя как куратор целого ряда оригинальных выставок современных мастеров, как один из организаторов экспозиции Государственной Третьяковской галереи, где ряд лет проработал на посту научного руководителя Музея.

Последние годы много сил и времени А.И. Морозов уделял книгоиздательской работе в сфере искусства. В качестве главного редактора издательства «Галарт» он способствовал публикации целого ряда великолепных книг.

Память о замечательном человеке, талантливом ученом, критике, педагоге будет жить долго, все знавшие Александра Ильича Морозова, навсегда сохранят в своем сердце его светлый образ.

Президиум Российской академии художеств


Уральские художники, искусствоведы, культурная общественность скорбит о кончине члена-корреспондента РАХ, докторе искусствоведения Александре Ильиче Морозове.

По его инициативе в Екатеринбурге на последнем совместном заседании секции критики Союза художников СССР и Союза художников РСФСР был создан международный российский творческий союз историков искусства и художественных критиков стран СНГ (АИС).

Александр Ильич руководил искусствоведческими группами Урала на Сенеже, выступал на проблемных региональных конференциях, оказывал методическую помощь кафедре истории искусств Уральского госуниверситета им. А.М.Горького как заведующий кафедрой отечественного и зарубежного искусства МГУ.

Светлая память об Александре Ильиче Морозове как высоком профессионале, внесшем вклад в развитие отечественной школы искусствознания, сохранится в наших сердцах.

УрГУ


ДЫМ

Мы договорились с Сашей Морозовым встретиться через пару недель, а он взял и умер…

Багровое солнце медленно перемещается в густой белой каше, слева направо. На него можно безбоязненно смотреть. Кажется, что солнце съежилось и замедлило свое движение. Дым…

Горит Отечество. Горит торф. Горят леса и дома. Задыхаются, слабеют и теряют свои надежды наивные доверчивые люди, привыкшие к своей природе, которая всегда даст влагу и воздух для вздоха облегчения. Дым…

Дым заменил собой и влагу, и воздух, и мысли, и желания. Дым превратил горячо любимое, манящее пространство в вязкую неподвижную плоть, пожирающую все зримое, пахнущее и звучащее. Дым…

Вот Морозов и не выдержал. Его больное сердце не смогло перенести этого чудовищного превращения природы. Только ли природы? Дым, дым, дым…

В который раз уже возникло знакомое ощущение беззащитности.

Так бывает всегда, когда нас покидает человек, наделенный настоящим знанием. Не сведениями, не информацией. Знание требует большого пространства разума и..., конечно, души. Сведениям достаточно, крошечного свободного уголка в замкнутой тесноте типового прагматического мышления, который, все равно останется полупустым.

Так бывает всегда, когда уходит человек, имевший мужество сохранить в течении жизни свою цельность, свои предпочтения и уверенности, свою устойчивую совесть, не позволяющую ему восторженно примыкать к, то и дело, возникающим хоровым пениям, устанавливающим все новые и новые правила приличия.

Сидит такой человек – взъерошенный гений меж многих, хорошо и модно одетых, энергичных, уверенных в себе, слушает их вполне связную речь про пиар, про раскрутку?, про бизнес проекты, кассовые сборы и цены. А потом, когда очередь доходит до него, начинает говорить о другом: о цельности, о языке, о художественном приеме, о соразмерности и пропорциях, и, не дай Бог, о времени, пространстве и культуре. Хорошо одетые многие начинают нервничать, переглядываться и, если не перебьют, великодушно, но нетерпеливо выслушают этот бред, чтобы затем, с удвоенной энергией выкрикивать хорошо им всем известные слова.

Взъерошенный, конечно, знает, что в нескончаемом потоке этих слов сокрыт материальный интерес, что говорильня есть форма конкуренции, что это все та же непримиримая борьба за место под солнцем, за зрителя, слушателя, читателя, спонсора, наконец, за рассеянное внимание государства.

Вот только его, лично, интересует предмет, предмет его жизни. Гораздо более сложное вещество, чем все эти сиюминутные цели и интересы. Так устроен мир, что приходится выбирать. Не получается совмещать то, другое и третье. Не хватает времени и объема, различны ритмы и векторы, несопоставимы побудители.

Выбрав, человек только под занавес догадывается, что груз, пронесенный им через тернии, трудами, волнениями и разочарованиями, встанет после смерти на небольшой холмик земли между хрупкими искусственными цветами. Он поймет, наконец, возможно, что очень часто истинное восхождение оборачивается падением в общественном сознании, или, хуже того забвением.

Про Александра Ильича Морозова всё напишут в некрологах. Может быть, уже написали. Напишут его историю, отметят заслуги, процитируют и внесут в анналы.

Я же, просто выполняю человеческий долг, уступая непреодолимому желанию.

Саша был и остается для меня одним из самых необходимых современников.

И не то чтобы были какие-то общие дела, какие-то видимые общие цели. Хотя они, конечно, были, в отсутствии какой бы то ни было формы сговора, или постороннего интереса. Просто, то, что есть Морозов, поддерживало хрупкую надежду на справедливость. На ту вселенскую, во многом иллюзорную, справедливость, которую многие отождествляют с Богом, не зависящую от корпоративных убежденностей, от перемен в нравах и привычках, от проходящей увлеченности стремительностью технического прогресса, на ту справедливость, которая основана на глубоком сострадательном знании истории и, собственно, исторического контекста, в коем мы все неизбежно существуем на небольшом поле своего ремесла.

Саша был человеком, одновременно, нежным и жестким, сокровенным и открытым, вечно юным и мудрым, но всегда принципиальным. Я теряюсь, когда мне говорят слова интеллигентность, или интеллигент, потому, что не могу до конца понять, что это такое. Какая сумма качеств должна наполнять эти понятия. Но, когда я слышу эти слышу эти слова, произносимые, как заклинание, вспоминаю, прежде всего, А.И.Морозова и В.А.Пушкарева, которых мне посчастливилось близко знать, ставших, по сути, Воинами-мучениками нашего отечественного искусствознания.

Ну что поделаешь с затянувшейся эпохой смутного времени, которая длится уже не первый век. Что поделаешь с теми вредными для отдельного человека и для всего общества привычками, возросшими на плодородной почве нигилизма, междуусобиц и «классовой борьбы», щедро удобренной нищетой.

Тем драгоценнее независимость и стремление к разумной справедливости в хаосе бесконечных обесцениваний и утрат. Дым… Дым в Отечестве.

Опасливо взирает мир на пламенеющую шестую часть света, на наших, неведомо каким образом разбогатевших, соотечественников, скупающих повсюду недоступные большинству блага, устраивающих для своих дам роскошные аукционы. Дым… Стоимость и престиж – все, что осталось от критериев, по которым оценивалась всегда мировая художественная культура.

Нет в этом задымленном пространстве места для Александра Морозова. Все, что можно было сделать при жизни, он сделал, а главное остался самим собой. После его смерти останутся беззащитные растерянные друзья, единомышленники и ученики, прагматично избравшие более выгодный и обеспеченный путь.

Дым… Дым от пожаров, дым от фейерверков, дым от тлеющих надежд, угарный газ, смешанный с ядовитым запахом алкогольного перегара наполняют вязким веществом окружающее пространство.

Синоптики обещают перемену погоды. Будем надеяться, что достанет сил у Атлантического океана, и он пошлет нам мощный заряд северо-западного свежего воздуха.

Дыму свойственно как возникать, так и бесследно рассеиваться. Бесследно ли? Нам остаются опаленные бронхи, слезящиеся глаза, непреодолимое переживание утраты близких друзей и… растерянность.

И.Лубенников

Середина Августа 2010 года

Жаворонки.



Morosov Alexander
МОРОЗОВ Александр Ильич
24.11.1941 г.р.

Образование
МГУ им.М.В.Ломоносова, искусствовед, 1964

Ученая степень, звание
доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАХ, Заслуженный деятель искусств РФ

Специализация
Изобразительное искусство России ХХ-ХХ1 веков.

Место работы, должность
Главный редактор издательства "Галарт"

Преподавание (лекционные курсы)

  • МГУ им.М.В.Ломоносова
  • Курс истории отечественного искусства ХХ века, семинар по этому курсу, а также - по художественной критике; спецкурсы по проблемам советского искусства 1930-х годов, советского искусства 1970-х годов, становления и развития национальных художественных школ в советском искусстве.
  • За два десятилетия работы на кафедре (1991-2002) подготовил около 100 дипломников, 9 кандидатов наук

Основные кураторские проекты, выставки
 

  • Молодежные выставки, Москва, 1970-1990 гг.
  • Раздел России 7 Биеннале живописи, Пусан, Республика Корея, 1995
  • Елена Рубанова, Москва, 1999
  • Выставка "Московская абстракция 2-ой половины ХХ века", ГТГ, 2003
  • В рамках Международных художественных салонов в ЦДХ
  • Экспозиция художников стран СНГ из фондов МКСХ, 1998
  • Отец и сын Табенкины, 1998
  • В.Апухтина, О.Булгакова, М.Талашенко, 1999
  • Фотографика Игоря Березовского, 2000
  • "Театр кисти. Анатолий Слепышев", 2001
  • Юрий Павлов, а также Круглый стол искусствоведов для обсуждения искусства сегодняшнего дня в бывших республиках СССР на материале, показанном на Салоне. 2002
  • "Композиции Натальи Ситниковой", 2003
  • Ольга Булгакова, Александр Ситников, 2005
  • Ирина Мещерякова, живопись и графический комплекс "Один", 2006.
  • Экспозиция раздела отечественного искусства ХХ века в залах ГТГ, 2002-2003

Конференции (доклады)

  • Ежегодные Федорово-Давыдовские чтения в МГУ
  • "Искусство и критика в сверхполитизированном обществе". Доклад на конгрессе AICA в Вене, 1992
  • "Прибавочный элемент" у Татлина. Самарский художественный музей, 1999
  • Итого искусства ХХ века. Государственный Эрмитаж, 1999
  • Русская абстракция. Екатеринбург, 2001.

Публикации

  • В соавт. с Л.И. Певзнер. Картина В.Попкова «Воспоминания» // Искусство. 1967. №3
  • Путь художника. Опыт анализа творческой биографии П.П. Кончаловского //Искусство. 1969. №5
  • Живопись позднего П.П. Кончаловского //Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Защищена в Институте истории искусств Министерства культуры СССР. 1969. Рукопись
  • Малявинский хоровод //Художник. 1969. №11
  • Новые произведения, посвященные В.И. Ленину //Искусство. 1970. №8
  • Лицо или маска //Художник.1971. №7
  • Путь к зрелости. Из мастерской Игоря Орлова //Искусство. 1971. №7
  • «Наш современник». Ленинградская выставка портрета //Художник. 1972. №11
  • Возвращаясь к проблеме портрета //Художник. 1972. №9
  • Художники России – пятидесятилетию образования СССР //Образотворче мистецтво. 1973. №1 (на укр. языке)
  • Некоторые тенденции развития станковой живописи. По материалам Всесоюзной выставки 1970 года //Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1973
  • О двух аспектах в изучении советского искусства //Искусство. 1974. №1
  • Романтическое. Стиль? Мироощущение? //Творчество. 1974. №5
  • Глазами лирика //Художник. 1974. №8
  • Живопись Татьяны Назаренко //Искусство. 1975. №9
  • Искусство политического плаката и его проблемы //Очерки современного советского искусства. М., 1975
  • Проблема портретного жанра сегодня //Советское искусствознание-74. М., 1975
  • Эстетические и нравственные начала искусства //Искусство. 1976. №8
  • В поисках нового содержания //Творчество. 1976. №10
  • Общность творческих поисков //Художник. 1976. №12
  • Олег Лошаков. М., 1976
  • Творчество молодых. М., 1976
  • Искусство – своему времени //Искусство. 1977. №10
  • В авангарде культуры века //Художник. 1977. №11
  • Искра творческого поиска //Художник. 1978. №4
  • В.И. Костин. ОСТ. Рецензия //Советское искусствознание-77. Вып.1. М., 1978
  • Татьяна Назаренко. М., 1978
  • Размышляя о критике //Декоративное искусство СССР. 1980. №1
  • Виктор Калинин. Статья в каталоге выставки. М., 1979
  • Илья Табенкин. Статья в каталоге выставки. М., 1979
  • Советская живопись 70-х. М., 1979
  • Монументальный лиризм Вадима Кулакова //Декоративное искусство СССР. 1980. №1
  • Живопись молодых //Творчество. 1980. №5
  • Портреты Елены Рубановой //Советская живопись-78. М., 1980
  • Владимир Андреенков. Статья в каталоге выставки. М., 1980
  • Татьяна Насипова. М., 1980
  • В соавт. с А.Т. Ягодовской. Живопись //Очерки истории советского искусства. М., 1980
  • Обретая творческий опыт //Искусство. 1981. №1
  • Выставка и художественный процесс //Творчество. 1981. №8
  • Художник и мир личности. М., 1981
  • Критика и альтернативы творческого процесса //Творчество. 1982. №5
  • А.П. Васильев. Статья к каталогу выставки. М., 1982
  • Современные вопросы и опыт истории //Советское искусствознание-81. Вып.1. М., 1982
  • Установка на реальность //Максла. 1982. №4 (на латв. языке)
  • Выставка молодых советских художников //Изкуство. 1982. №7 (на болг. языке)
  • Петр Кончаловский //Искусство Советского Союза. Л., 1982
  • Татьяна Назаренко //Искусство Советского Союза. Л., 1982
  • Станковая живопись А.П. Васильева //Советская живопись-5. М., 1982
  • Реальное – возможное – должное //Творчество. 1983. №3
  • К истории выставки «Художники РСФСР за 15 лет» //Советское искусствознание-82. Вып.1. М., 1983
  • Александр Васильев. Живопись. М., 1984
  • У портретных работ молодых //Творчество. 1984. №3
  • Искусство в диалоге со временем //Искусство. 1984. №6
  • Картины, люди, время //Културос барай. 1984. №8 (на литов. языке)
  • Виктор Макеев. Статья в каталоге выставки. М., 1984
  • Современный герой и художественное наследие //Творчество. 1985. №1
  • Человек на земле //Творчество. 1985. №4
  • Многогранность реалистического образа //Искусство. 1985. №8
  • Преемственность в развитии советского искусства //Советское искусствознание-19. М., 1985
  • Молодость страны-1982 //Советская живопись-6. М., 1985
  • Александра Колганова. Георгий Сатель. Статья в каталоге выставки. М., 1985
  • Ответственность перед временем //Искусство. 1986. №6
  • Регимантас Мидвикис //Декоративное искусство СССР. 1986. №9
  • Развивающееся искусство //Искусство. 1987. №1
  • Определиться //Творчество. 1987. №12
  • Художественное сознание 1980-х годов //Искусство. 1988. №3
  • Искусствовед в современной духовной жизни //Творчество. 1988. №8
  • «Лабиринт» и вокруг //Искусство. 1988. №11
  • Татьяна Назаренко. Л., 1988
  • Другой опоры нет //Декоративное искусство СССР. 1989. №3
  • Поколения молодых. М., 1989
  • Советское искусство 60-х годов и опыт «нового реализма» //Советское искусствознание-25. М., 1989
  • Альтернативы художественного сознания 80-х //Аикарк. Бюллетень AICA. М., 1989
  • Аспекты истории советского изобразительного искусства 1960-1980-х годов. Альтернативы творческого процесса в художественной критике //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения в форме научного доклада. Диссертация защищена в МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1989
  • Выставка 26 московских и ленинградских художников. Статья в каталоге выставки. Л., 1990
  • Наши ожидания //Творчество. 1990. №1
  • Мы и художник //Знамя. 1990. №9
  • The Art of Glasnost //20th Century Russian Art. The Avant-Gard Years. The Glasnost Years. //New York., 1992
  • Иосиф Рубанов. Статья в каталоге выставки. М., 1992
  • Год постсоветского искусства //Арт медиа. 1993. №1
  • Проблема выбора //Искусство. 1993. №1
  • Валентин Пурыгин. Статья в каталоге выставки. М., 1993
  • Георгий Сатель и Александра Колганова. Статья в каталоге выставки. М., 1993
  • Сергей Семенов. Статья в каталоге выставки. М., 1993
  • Они выбирают искусство //Русская коллекция. М., 1994
  • И. Голомшток. Тоталитарное искусство. Рецензия //Вопросы искусствознания. Вып.1. М., 1994
  • Художник сегодня: проблема выбора социальной роли //Современное искусство в контекстах: история, теория, география, общество. Материалы научной конференции. М., 1995
  • Судьбы советского мифа в живописи среднеазиатских республик //Вопросы искусствознания. Вып.1-2. М., 1995
  • Конец утопии. М., 1995
  • Путешествие с Евгением Бачуриным. Статья в каталоге выставки. М., 1996
  • К будущей «Истории русского искусства ХХ века» //Вопросы искусствознания-VIII. М., 1996
  • В соавт. с В.В. Кирилловым и О.Т. Козловой. Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет. Программа курса истории отечественного искусства ХХ века. М., 1996
  • Владимир Ильющенко. Статья в каталоге выставки. М., 1996
  • М’Арс: вторая коллекция //Русская коллекция. Конец ХХ века. Каталог второй выставки. М., 1996
  • Нонконформисты. Второй русский авангард. 1955-1988. Выступление на круглом столе //Вопросы искусствознания-Х. М., 1997
  • Искусство России – век ХХ. Революция в искусстве. Искусство в революции большевиков //Новая Россия. 1997. №1
  • Искусство России – ХХ век. Тридцатые годы //Новая Россия. 1997. №2
  • Искусство России – ХХ век. Война. Осень вождя //Новая Россия. 1997. №3
  • Искусство России – ХХ век. Переломы и перепутья //Новая Россия. 1997. №4
  • Искусство России – ХХ век. От семидесятых к девяностым //Новая Россия. 1998. №1
  • «Реализмы» в русско-советском искусстве //Личность. Образование. Культура. Самара, 1998
  • Вячеслав Ливанов. Саров. Статья в каталоге выставки. М., 1998
  • Уходящий и оживающий век. Новое в Третьяковке //Новая Россия. 1999. №3
  • Всегда вопреки? От авангарда до «оттепели» //Русская галерея. 1999. №1
  • «Прибавочный элемент» Татлина //Русская галерея. 2000. №1-2
  • Николай Белянов. Живопись и графика. Статья в каталоге выставки. М., 2000
  • Александр Лабас. Статья в каталоге выставки. М., 2000
  • Искусство и жизнь. Взгляд из Москвы //Modern Art in Belarus. Amsterdam, 2000
  • Художественные фантазии Пурыгина //Имена. Самара, 2000
  • Ефрем Зверьков. Александр Мичри. Иван Сорокин. Статья в каталоге выставки. М., 2001
  • Сокровища русской живописи. Вступительная статья к альбому. М., 2001
  • Неизвестный Кончаловский //Неизвестный Кончаловский. Живопись из собрания семьи художника, частных коллекций и ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 2002
  • Русский импрессионизм в советской действительности //Пути русского импрессионизма. М., 2003
  • Socialist realism: Factory of the new man //Traumenfabrik Kommunismus. Die visuelle kultur der Stalinzeit. Frankfurt, 2003
  • После выставки. Еще раз о русском импрессионизме //Галерея. 2003. №1
  • О живом феномене реализма //Галерея. 2004. №3
  • Связь времен //Галерея. 2004. №4
  • В поисках исторической целостности //Мир искусств. Альманах. СПб., 2004
  • Рисующий светом. Статья в каталоге выставки М.П. Митурича. М., 2004
  • Мастера. Новые встречи //Галерея. 2005. №2
  • «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» Рецензия на книгу О.О. Ройтенберг //Русское искусство. 2005. №2 Дню Победы. М., 2005
  • Река времен. Международная художественная выставка «Победа» //Архитектура, строительство, дизайн. 2005. №3
  • Вступление (С.В. Герасимов и В.И. Володин) //Над рекой Москвой. М., 2006
  • Сверим часы. Советское время в истории русского искусства //Собрание. 2006. №2
  • Критика: было так //Искусство в современном мире. Вып.2. М., 2006
  • Это принято называть искусством офорта //Александр Суворов. Пространство офорта. М., 2006
  • Мастер //Г.Ю. Стернин. Два века. М., 2007
  • Выбор //Юрий Рысухин. Рисунок. Живопись. Оренбург, 2007
  • Другому времени //Борис Петрович Чернышёв. М., 2007
  • Соцреализм и реализм. М., 2007
  • И небесная, и земная //Валентин Сидоров. Живопись. Графика. М., 2008
  • Марина Тукачева. Живопись. М., 2008
  • Шестидесятые как история //Русское искусство. 2008. №2

Членство в других творческих и общественных организациях
Член МСХ, Член AICA

Иностранные языки
Английский, немецкий

Живет и работает в Москве