Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Хворостов Анатолий Семёнович. 190 лет со дня рождения основателя Товарищества передвижных художественных выставок.

Хворостов Анатолий Семёнович,

член Ассоциации искусствоведов,

доктор педагогических наук, профессор,

Заслуженный деятель искусств РФ,

г. Орёл.

Хворостов Дмитрий Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент Российской академии образования,

г. Орёл.

190 лет со дня рождения

основателя Товарищества передвижных художественных выставок.

День 7 апреля  1834 года для многих любителей изобразительного искусства мало что значит. А ведь в этот день в усадьбе Паньково, Тульской губернии родился будущий основатель Товарищества передвижных художественных выставок, как его ещё называют, первый передвижник - Григорий Григорьевич Мясоедов. Мне сразу многие могут возразить, что, мол, причём здесь Мясоедов, когда каждый школьник знает, что Товарищество передвижников основал Иван Николаевич Крамской.

Так кто, всё-таки основал в России Товарищество передвижников? Крамской или Мясоедов? Видимо, наиболее рационально – это обратиться к современникам обоих художников.

Первым по справедливости следует привести свидетельство Ильи Ефимовича Репина. В книге воспоминаний «Далёкое близкое», выдержавшей несколько изданий, Репин без малейших сомнений отдаёт пальму первенства в этом вопросе Григорию Григорьевичу Мясоедову. То же можно сказать о художнике Н.Н. Ге и художественном критике В.В. Стасове. Да и сам Крамской  в одном из писем Стасову признаёт первенство Мясоедова в создании Товарищества. Вообще, члены Товарищества нисколько не сомневались, кто был создателем этого объединения и практически, всегда на общих собраниях Товарищества председателем выбирали Г.Г. Мясоедова.

Предыдущий юбилей Г.Г. Мяоедова – 175 лет со дня рождения - приходился на 2009 год. На том юбилее «отличилась» Третьяковская галерея. В тот день - 7 апреля 2009 в залах галереи не было экспонировано ни одной работы юбиляра.

Когда я позвонил и сообщил об этом главному редактору журнала «Художник» Александру Умаровичу Грекову, он не поверил и приехал в галерею, чтобы убедиться. В тот же день  он дал  ход моей статье «Верните нам Мясоедова», №1-2, 2009, стр. 2-7.

Что ожидает зрителей в нынешнем году, можно только гадать.

В сборе того научного материала особенно помогли архивы Тульской и Орловской губерний. Удалось не только уточнить родословную рода Мясоедовых, но и развеять застарелые легенды, искажающие истинное положение дел. Так, например, застарела и не менялась много лет легенда о том, что обучаясь в последних классах гимназии, молодой Мясоедов поссорился с отцом из-за нежелания последнего разрешить сыну обучаться в Академии художеств. Приводились, ни чем не подтвержденные документально, нелицеприятные оскорбления отца и сына в адрес друг друга. Нам же удалось найти Прошение, написанное собственноручно отцом будущего художника, где подчёркивалось, что отец сам желает перевести сына Григория из гимназии в Академию Художеств и просит отдать сыну документы для поступления «в новый адрес обучения». Если бы отец был против, ему было достаточно не писать такое Прошение и сына никто не перевёл бы в Академию. И тут никакие ссоры и оскорбления не помогут. Нужны документы. А документы были в Орловской гимназии и их, без Прошения отца, сыну не отдали бы.

Григорий отучился в Академии год и в знак благодарности на летних каникулах дома написал портрет отца. Отец гордился этим портретом.

Важно в архивных находках и то, что значительно уточнены данные по родословной художника. Получается, что Григорий Григорьевич Мясоедов, талантливый художник, представитель рода древнейших столбовых дворян. Становится понятным, почему при советской власти у него забрали создание и руководство Товариществом передвижных художественных выставок и передали всё это разночинцу по происхождению Ивану Николаевичу Крамскому – не могла власть рабочих и крестьян допустить, чтобы самым сильным художественным объединением могучей державы являлся столбовой дворянин.        

Картины Г.Г. Мясоедова входят в число лучших произведений первых передвижников. Удалось найти корни картины Мясоедова «Земство обедает». Ведь от неё не осталось ни набросков, ни намеков - на каком материале картина была написана. Но в итоге поисков было обнаружено изображение первого варианта этой картины и место, которое Мясоедов видел и с которого написал натурный фон. Можно назвать и эту улицу, и этот дом: г. Новосиль, Новосильского района Орловской области, ул. Ливенская, д. 48. Это здание было разрушено в Великую Отечественную войну. При восстановлении здания архитектурные особенности не воссоздавались. Полностью восстановить его можно по картине Г.Г. Мясоедова, что по силам даже районным реставраторам. Это здание может стать филиалом Орловского областного музея изобразительных искусств, став одновременно музеем Г.Г. Мясоедова.

Библиография

1. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Композиционные поиски в работе художника. Картина Г.Г. Мясоедова «Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует Пушкину». В сборнике: Художественное и художественно-педагогическое образование: Анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего. Материалы Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 201-209.

2. Хворостов А.С. Роль художественно-графического факультета в возвращении из забвения имени Г. Г. Мясоедова. В сборнике: Художественно-графическии факультет: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею художественно-графического факультета Орловского университета. Орёл, 2020. С. 23-28.

3. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Региональный компонент в системе художественного образования в ОГУ им. И.С. Тургенева: гимназическая юность Г.Г. Мясоедова. В сборнике: Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Липецк, 2020. С. 304-306.

4. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Региональный компонент содержания подготовки художника-педагога: Крымские мотивы в творчестве Г.Г. Мясоедова. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 3 (84). С. 347.