Выставка «Николай Белянов и Тамара Гудзенко. Двое»
в Белгородском художественном музее
30 мая в Белгородского художественном музее открылась выставка произведений семьи московских художников Николая Белянова и Тамары Гудзенко, ярких представителей отечественного искусства 1970-х – 1980-х годов.
Выставка «Николай Белянов и Тамара Гудзенко. ДВОЕ» (живопись, графика, цифровой коллаж) организована Фондом содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие» в рамках выставочного проекта «Творческий союз». Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
Николая Белянова и Тамару Гудзенко объединяет приверженность гиперреалистической манере, интерес к городской повседневности и предметному миру. Оба художника родом из Поволжья, свело вместе их Пензенское художественное училище. В 1974 – 1986 годах художники жили в Томске, затем переехали в Москву. По словам известного искусствоведа Александра Морозова, художники существенно дополняют один другого: «Николай размахивается на большие холсты, затевает проекты «с амбицией», Тамара делает свои маленькие очаровательные виды со старой архитектурой […] Художники знают и ценят образ жизни своей России, в которой соприсутствуют Москва и провинция, Европа с Сибирью, почвенные традиции быта и запад». В постоянной экспозиции Белгородского художественного музея находится триптих Николая Белянова «Киоск» (1979), неизменно привлекающий внимание посетителей (вызвал он также большой резонанс на выставке «Ненавсегда» в Государственной Третьяковской галерее в 2020 году). Творчество Тамары Гузденко представлено в Белгороде впервые.
Н. Белянов и Т. Гудзенко находились в тесном общении с лидерами поколения художников-«семидесятников» Татьяной Назаренко, Андреем Волковым, Александром Петровым, Ольгой Гречиной, Сергеем Гетой и Сергеем Шерстюком – авторами, для которых характерны язык метафор и неодноплановость выражения. В их среде Николай Белянов стал одним из тех, кого стали называть «гиперреалистами» или «фотореалистами», поскольку эти художники стали использовать в своем творчестве подходы, характерные для гиперреализма, распространившегося в 1970-х годах в США и Европе. Это течение отличает стремление к копированию фотографии, тщательное внимание к деталям, беспристрастный подход к изображению, повседневные сюжеты, использование фотопроекции и работа со слайдами. В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо «скучные», бытовые мотивы. Сейчас подобное искусство исследователи ассоциируют с «застойным» периодом советской истории, оно как будто становится визуальным воплощением этой эпохи, что находит подтверждение в выставках «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» (2015) и «Ненавсегда. 1965 - 1985» (2020), с успехом проходивших в Государственной Третьяковской галерее. На этих выставках были представлены и холсты обоих художников.
На выставке «Двое» представлено 83 произведения живописи и графики, созданных Н. Беляновым и Т.Гудзенко с 1975 по 2010 годы, а также 28 цифровых коллажей Н. Белянова из серий «Армения» (2014), «Испания» (2015) и «Макро» (2015). Впервые показан ряд экслибрисов, выполненных художником в конце 1970-х – начале 1980-х годов и портрет художника-монументалиста Александра Работнова, создателя росписей в храмах Белгорода и области. Н. Белянов и А. Работнов вместе учились в Строгановском училище, дружили. Эти графические работы Николай Александрович передал в дар Белгородскому художественному музею.
Помимо творческой деятельности, Н. Белянов всегда много времени уделял искусству кулинарии, бережно сохраняя многие уникальные семейные рецепты и придумывая новые. Эта «кулинарная» часть жизни художников, давно ставшая самостоятельным творческим процессом, также представлена на выставке: в сенсорном киоске, расположенном в экспозиции, зрители могут полистать кулинарную книгу, подготовленную Николаем Беляновым.
Выставка продлится до 8 июля.
Наталья Гончаренко,
фото автора