В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина открыта первая в юбилейном 2012 году выставка «Книга художника/Livre d'Artiste. Испанская коллекция. Пикассо, Дали, Миро, Грис, Тапьес, Клаве. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана». Полтора года назад коллекционер Борис Фридман обратился к директору Музея Ирине Антоновой с предложением показать раритеты, и ей хватило всего трех минут для положительного решения: «Делаем выставку!».
В десяти залах экспонируется около 300 графических работ шести выдающихся испанских мастеров ХХ века: Пабло Пикассо, Хоана Миро, Сальвадора Дали, Хуана Гриса, Антони Клаве и Антони Тапьеса в жанре livre d'artiste («книга художника»).
Livre d'artiste – особый тип издания литературного текста с иллюстрациями, выполненными в виде оригинальной печатной графики (литография, офорт, ксилография...) с небольшим тиражом, отпечатанное на специальных сортах бумаги и подписанное автором, художником или издателем. В приоритете иллюстративный материал. Кстати, созданный не иллюстраторами, а станковистами, мало следующими за событиями литературного сюжета, но визуализирующие свое понимание текста. При этом брошюровка исключена – только отдельные листы с текстом и иллюстрациями. Эта уязвимость оказалась просто губительной для livre d'artiste. Их разыскивают галеристы, вынимают оттуда картинки, обрамляют в рамы и продают по отдельности. Потому сейчас так сложно найти полные комплекты книг.
Само направление в искусстве возникло во Франции благодаря усилиям двух известных издателей Амбруаза Воллара и Даниэля-Анри Канвейлера, и получившее активное развитие в европейских странах. Воллар начал свою издательскую карьеру в 1900 году с книги Поля Верлена Parallélement с литографиями Пьера Боннара (тираж - 200 экз.), определившей стандарт, которому он затем следовал в своих совместных работах с Марком Шагалом, Жоржем Браком, Раулем Дюфи...
В экспозиции иллюстрации Пабло Пикассо (1881-1973) представлены к повести О. де Бальзака «Неведомый шедевр», к поэтическим сборникам Ильи Зданевича «Афет» и «Песне мертвых» Пьера Реверди. «Неведомый шедевр» начинается с «предисловия» Пикассо: на 16-ти страницах своеобразные сочетания линий, соединяющих различные точки, образуют 56 «лучистых» рисунков заимствованных из записных книжек художника. «Песнь мертвых» (1945) по сути, свободно расположенный на страницах рукописный текст поэта, украшенный Пикассо ярко-красными линиями и жирными точками, будто отсылающий к древнеегипетской клинописи.
Хуан Грис (1887-1924) начал свой творческий путь с книжной графики для сборника стихов перуанца Хосе Чокано (1906). Именно эти иллюстрации Хосе Викториано Гонсалес-Перес (настоящее имя художника) впервые подписал псевдонимом J.Gris. На выставке любуешься иллюстрациями к поэтическому сборнику «Au soleil du plafond» Пьера Реверди. В задуманной в 1915 году работе поэт планировал написать 20 стихотворений по картинам Гриса. В названиях стихотворений отражались темы и предметы, изображаемые художником: «Музыкант», «Cкрипка», «Шахматная доска». И хотя это издание увидело свет три десятилетия спустя после изготовления, оно является одной из выдающихся работ периода кубизма.
Рукописный поэтический текст художника-абстракциониста Хоана Миро (1893-1983) в стилистике сюрреализма — Jeux poétiques – самостоятельное произведение искусства. А 18 литографий, которые художник создал для собственного сборника стихов «Ящерица с золотыми перьями» (1967) — одно из лучших украшений экспозиции, соединивших душу Миро-поэта и Миро-художника на длинных горизонталях бумажных полотен в щемяще-пронизывающих полетах черных пятен. Узнаваемы гротескные фигурки-каракульки в редких красных, синих, желтых мазках последнего издательского проекта Ильи Зданевича – Le Courtisan Grotesique. Ильязд более десяти лет убеждал художника создать это произведение.
Сальвадор Дали (1904-1989) как всегда подробен и всеохватен. Тут и феерическая «Алиса в Стране чудес» Л.Кэрролла (цветные рисунки гуашью, отпечатанные в технике гелиогравюры к каждой из 12 глав), «Фауст» Гете, офорты «Венера в мехах» Захер-Мазоха и почти неуловимые контуры к Хемингуэю «Старик и море». Его же собственное сочинение «Десять рецептов бессмертия» больше похоже на книжный арт-объект.
Успех к Антони Клаве (1913-2005) пришел как раз благодаря livre d'artiste – новелле Проспера Мериме «Кармен». Цветные литографии с множеством кукол, марионеток, игральных карт усилены черными контурами, придающими суровость красоте героев. Здесь и работы к роману Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», выполненные по заказу общества Les Bibliophiles de Provence. Безусловно, это вершина творчества Клаве в книжной иллюстрации. Для такого великолепия плотности рисунка при печати каждой из литографий использовалось от пяти до восьми различных камней.
Шик нарочито неаккуратного минимализма всегда присутствует в произведениях Антони Тапьеса (род. 1923). В экспозиции показаны его Petrificada Petrificante — совместная работа с мексиканским поэтом и эссеистом XX века Октавио Пасом и роскошные тисненные литографии к французской поэзии Жана Дюпена La Nuit Grandissant.
В переплетениях испанско-французских корней livre d'artiste помимо «русского присутствия» И.Зданевича на выставке прозвучал и сам русский текст. Это знаменитые иллюстрации А.Клаве к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Подходя же к графике А.Таньеса, созданной для "Римских элегий" Иосифа Бродского, неожиданно слышишь голос самого поэта, читающего элегии на двух языках.
Что ж, ценность этих «книг» ХХ века почти равноценна древним рукописям и манускриптам, а в Отделе личных коллекций их словно в библиотеке можно листать на мониторах, — раритеты livre d'artiste интерактивны в компьютерном формате.
Ирина РЕШЕТНИКОВА
февраль, 2012