Юридический адрес: 119049, Москва, Крымский вал, 8, корп. 2
Фактический адрес: 119002, Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, пом. 417, 4 эт.
Тел.: +7-916-988-2231,+7-916-900-1666, +7-910-480-2124
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.http://www.ais-art.ru

    

Учредитель Института арт-бизнеса и антиквариата
член рабочей группы по разработке ГОСТ Р 57424 – 2017
Колосова И.А.
кандидат искусствоведения
Матюнина Д.С.

 

1
     Очевидно, что терминологические споры должны занимать важную часть дискуссионного поля в отечественном искусствознании. Однако они остаются за рамками научных дискуссий, становясь в последнее время особенно неистовыми в кулуарах. Мы живем в эпоху постмодернистских интерпретаций значений устоявшихся терминов, в век расслоения искусствоведения на «западников», прямо калькирующих европейскую терминологию, традиционалистов постсоветского образца, придерживающихся часто устаревших терминов, не выдержавших «проверки временем», и попросту неофитов, свободно интерпретирующих научные определения на свое усмотрение. Коллеги из смежных областей, ступающие на общее научное поле с историками искусства и искусствоведами в силу тотальной мультидисциплинарности нашей науки, вносят свой вклад определений и понятий в нашу терминологическую коллекцию. Культ римского Термина (Terminus’а) – бога межей и пограничных межевых знаков, охранителя границ, долгое время остававшийся «живым» в среде специалистов, «охранявших границы» научных понятий, в наш многосмысловой толерантный век становится анахронизмом. Пластичность терминологии, возможности интерпретаций, многозначность и дискуссионность смыслов и определений, с одной стороны, создают богатое поле для исследования и «дают работу» не только современным искусствоведам, но и культурологам, философам, журналистам... Но, с другой стороны, в лабиринте смыслов теряются ориентиры.
     Иллюзия вариативности и свободы интерпретаций вредит не только теоретикам, но, прежде всего, специалистам-прикладникам. Область экспертизы произведений искусства, находящаяся на пересечении искусствоведения и права, оказывается особенно уязвимой при отсутствии единообразно толкуемой терминологии. Долгое время в этой отрасли отсутствовала единая «система координат». Термины возникали и внедрялись «естественным путем» и единообразия в их понимании не было.
     В 2016 году был разработан национальный стандарт «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика. Общие требования», который содержит терминологический раздел. Разработчики Госстандарта 2016 года - Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП «ЦНРПМ»), ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, АНО «Центр независимой оценки», Институт арт-бизнеса и антиквариата, Российский государственный университет правосудия. Стандарт введен, как указывается в его тексте, впервые.
     В Госстандарте предлагаются определения таких понятий, как подлинность, оригинал и подражание, история бытования, эталонные образцы и других. Нужно отметить, что эти «новорожденные» определения весьма уязвимы, т.к. фактически вводятся в научный оборот впервые – нет авторитетных публикаций в прошлом, которые бы раскрывали сущность понятия «подлинность» или «эталонный образец» полностью и без оговорок. Помимо этих, ключевых для экспертов, определений, в стандарт внесены такие, казалось бы, очевидные понятия, как живопись и графика - не с точки зрения задач или способа воздействия этих видов искусства на зрителя, а с сугубо прикладной стороны, т.е. буквально – как при визуальном осмотре определить, живопись перед нами или графика. Все определения адресованы участникам процесса экспертизы живописи и графики и не выходят за рамки поставленных перед разработчиками задач – прояснить терминологию внутри узкоспециальной отрасли. Такой глоссарий – весомый вклад, заполнивший лакуну, и, вероятно, исключающий возможность разночтений в процессе экспертизы произведений искусства. Насколько могут и должны ли конкурировать определения терминологического раздела Стандарта с традиционными определениями – Б.Р. Виппера, В.Г. Власова, словаря «Аполлон» под общей редакцией А. Кантора, В.М. Полевого и др. – вопрос, способный послужить поводом для новых терминологических дискуссий:

 

Раздел «Термины и определения» Национального стандарта Российской федерации «Экспертиза произведений искусства. Живопись и графика». ГОСТ Р 57424 – 2017
3.1 аналоги для сравнения: Сравнительный ряд произведений, сопоставимых с исследуемым объектом по аналогии или по одному, или по нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов в экспертном заключении.
3.2 атрибуция: Процесс установления авторства (автора, школы, мастерской и т. п.), времени и места создания, цельности сборной вещи, функционального назначения произведения живописи и графики, а также результат такого процесса.

3.3 вторичное произведение живописи/графики: Произведение, воспроизводящее полностью или частично уже существующие образцы живописи или графики.

П р и м е ч а н и е – Вторичные произведения подразделяют на копии, подражания, канонические изображения.
3.4 графика: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы с помощью красящих веществ, наносящихся на материальную основу плоскостного типа, выделяемый из других видов изобразительного искусства техникой исполнения, использованием водорастворимых красителей (акварель, гуашь, темпера, акрил и т. п.) и сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина и т. п.).
3.5 живопись: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы преимущественно с помощью плотных пластичных красителей (масляных красок, темперы, акрила и т. п.), наносящихся на материальную основу плоскостного типа.
3.6 искусствоведческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используются искусствоведческие методы с целью анализа изображения и решения вопроса о мере соответствия объекта экспертизы эталонам или аналогам.
3.7 история бытования: Совокупность систематизированных фактов, подтверждающих происхождение и существование произведения живописи и графики в виде событий, явлений, процессов, в которых она находилась.
3.8 источниковедческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используется комплекс научных методов и процедур, направленных на сбор достоверных данных об истории бытования объекта экспертизы.
3.9 каноническое изображение: Произведение живописи или графики, целью которого является воспроизведение конкретного образца или образцов определенной художественной школы, отличающееся от других типов вторичности регламентацией живописных элементов, художественных и технических приемов, подлежащих воспроизведению, и которое наиболее характерно для религиозного искусства.
3.10 комплексное исследование графики: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о графическом произведении и необходимых для мотивированного заключения эксперта.
3.11 комплексное исследование живописи: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о живописном произведении, необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.12 копия произведения живописи или графики (копия): Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является максимально полное повторение уже существующего образца живописи или графики и которое может воспроизводить как произведение целиком с его технологическими особенностями, так и только изображение или фрагмент изображения.

П р и м е ч а н и е – В религиозной канонической живописи также используют термин «список»; для определения копии, выполненной автором оригинала,  термин «авторское повторение»; для определения копии, выполненной с частичным участием автора оригинала,  термин «соавторское повторение». 3.13 оригинальное произведение живописи или графики: Произведение, выполненное автором или авторами для решения самостоятельной творческой задачи, в которой изобразительные элементы, композиционные и колористические решения подчинены авторскому замыслу.
3.14 подлинность: Ценностная категория, указывающая на установленное тождество объекта и его атрибуции, существовавшей или предполагавшейся до предоставления объекта на экспертизу либо выявившейся в процессе ее проведения.
3.15 подражание: Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является имитация некоего художественного течения или творческой манеры конкретного автора, для создания которого используются живописные элементы, художественные и технологические приемы, типичные для творческой манеры конкретного автора или художественного течения и объединенные в самостоятельную композицию.
3.16 технико-технологическое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используют естественнонаучные и технические методы с целью получения объективных данных о материалах, входящих в состав объекта экспертизы, и о технологиях, примененных для его создания.
3.17 эксперт в области живописи и графики (эксперт): Физическое лицо, обладающее необходимыми компетенциями для установления атрибуции произведений живописи и графики, а также опытом работы с культурными ценностями.
3.18 экспертиза произведений живописи и графики: Комплексное исследование произведений живописи и графики, проводимое экспертом в целях установления их подлинности и атрибуции, результаты которого оформляют в виде экспертного заключения.
3.19 экспертное заключение: Документ, в котором эксперт формулирует и обосновывает выводы, сделанные по результатам экспертизы.
3.20 эталонные произведения (эталоны): Подлинные произведения, выбранные экспертом в качестве определения меры сходства или различия с объектом экспертизы.