Министерство культуры Российской Федерации
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»
при участии и содействии
Российской государственной библиотеки
Российской государственной библиотеки искусств
Семьи С.Б. Телингатера
Института бизнеса и дизайна, Москва
Дизайн-студии «Самолет»
Выставка «По проволоке строчки. К 120-летию Соломона Телингатера»
до 3 декабря 2023 года
Как добраться: м. Домодедовская, выход к ТЦ Домодедовская. Автобус 439 до станции «Экспериментальная база», пешком 10 минут.
Кураторская экскурсия по выставке состоится 4 ноября, в субботу, в 15.00
Непревзойденный выдумщик Соломон Телингатер на протяжении многих десятилетий отважно и самоотверженно придумывал, изобретал, конструировал уникальные книги. Это первый за последние пятьдесят лет ретроспективный показ, на котором будут представлены все значимые работы художника, «фотомонтера», конструктора книг, великолепного каллиграфа и шрифтовика.
Панорама жизни, творческого размаха, новаторских идей и феноменальных достижений новой страны, ее авангардного искусства, ее масштабных проектов по переустройству мира стали предметом работ Соломона Телингатера.
Владимир Телингатер, сын художника:
Свои первые рисунки юный художник Соломон Телингатер подписывал коротко: Моня.
Так его называли первые товарищи по работе — бакинские комсомольцы, а впоследствии — родные и друзья. В 1913 году Моню отдали учиться в одно из лучших учебных заведений Баку — Полноправную мужскую гимназию А.П. Емельянова, где он окончил пять классов, а затем один год учился в казенной гимназии. Далее Моня поступил в Бакинское политехническое училище, а оттуда почти сразу же был переведен на первый курс инженерно-строительного факультета Политехнического института.
В 1919 году в Азербайджане отец по примеру московских «Окон сатиры РОСТа» организовал художественно-графическую студию БакКавРоста для оформления массовых книг революционного содержания, плакатов и другой печатной продукции. Одновременно с работой в студии БакКавРоста отец в течение года учился в Художественных мастерских Наркомпроса, а затем в 1920 году для продолжения учебы был направлен в Москву во ВХУТЕМАС.
Вот как вспоминал отец о том времени: «Творческая жизнь страны бурлила. Шли неустанные поиски новых созвучных революционному времени форм в литературе, в театре, в музыке, в изоискусстве. Открывались выставки изобразительного искусства, на которых экспонировались работы, вызывавшие ожесточенные дискуссии».
В 1921 году короткий период учебы отца в Москве закончился. «Вследствие крайнего истощения от систематического недоедания я был вынужден возвратиться в Баку», — писал он в автобиографии.
По поручению Центрального Комитета Азербайджанского коммунистического союза молодежи (ЦК АНСМ) отец руководил состоявшей из беспризорников Художественной студией при Доме красной молодежи. С особым увлечением отец работал в газете «Молодой рабочий», выпускал газету, занимался художественным оформлением, собирал статьи, редактировал их и следил за печатанием газеты в типографии, где проводил особенно много времени. Тогда он впервые убедился, что качество оформления печатного издания зависит не только от мастерства художника, но во многом и от работы полиграфиста.
В конце 1925 года Д. Матвеев – работник бакинского ЦК АКСМ - вызвал отца в Москву. Здесь он был направлен на работу в издательство «Новая Москва» техническим редактором и выпускающим.
В 1927 году отцу присудили диплом на Всесоюзной полиграфической выставке за художественную работу с типографским материалом. В том же году работы отца были впервые выставлены на Международной выставке искусства книги в Лейпциге. Его пригласили участвовать в редколлегии журнала «Полиграфическое производство». Отец до конца жизни сотрудничал с этим журналом.
В 1927 году в Москву приехал художник Л.М. Лисицкий. Еще в Баку отец видел оформленную им книгу Маяковского «Для голоса» и был в восторге от этой работы. В Лисицком он почувствовал новатора, своего единомышленника. Узнав о приезде Л. Лисицкого, отец немедленно позвонил ему и при встрече показал свои работы. Результатом стало совместное оформление «Путеводителя по Всесоюзной полиграфической выставке 1927 года», а также оформление самой выставки.
В 1927 году отца приняли на работу в Первую Образцовую типографию в качестве художника-инструктора по полиграфическим работам. При оформлении своей первой крупной работы— поэмы А. Безыменского «Комсомолия» постарался в полной мере использовать типографический материал как средство оформления книги. Отец сам набирал текст и верстал полосы. Для оформления «Комсомолии» были приглашены режиссер и оператор «Совкино», выполнившие съемки сцен из жизни комсомольских организаций. Затем кадры съемки были вмонтированы в текст поэмы.
В 1928 году, когда отец стал членом художественно-полиграфической секции «Октября» существенно расширился круг его общения с творческой интеллигенцией Москвы. Некоторые из работ этого года были показаны на Международной выставке «Пресса» в Кельне.
Из автобиографии отца: «С 1929 года я работал в ряде издательств: агитпропе ОГИЗа, в журнале „Даешь!“, в издательстве „Земля и Фабрика“... и в издательстве „Молодая гвардия“ в качестве руководителя художественно-графической частью... и как художник-график».
С издательством «Земля и Фабрика» сотрудничали молодые художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов (Кукрыниксы). Они заинтересовались работами отца и предложили ему оформить книгу литературных пародий А. Архангельского «О...». Совместная работа над этой книгой была началом долгого плодотворного сотрудничества. В 1932 году отец остроумно оформил отчетную выставку Кукрыниксов, сделав афишу в виде треугольника — символа содружества трех художников.
С конца 20-х годов отец оформлял обложки и делал макеты для журналов «Полиграфическое производство», «Советская архитектура», «Даешь!», «Труд в школе и детдоме», «Бригада художников» и других, сотрудничая при этом с выдающимися художниками (Д. Моором, А. Дейнекой) и фотографами (А. Родченко, Е. Игнатович, Д. Дебабовим). Один из примеров такого сотрудничества — красочная рекламная листовка журнала «Даешь!» с рисунком А. Дейнеки и графическим оформлением отца. В журнале «Бригада художников» (№ 4, 1931) была напечатана одна из первых статей отца «Новое полиграфическое искусство в СССР».
С лета 1941 года Соломон Телингатер в народном ополчении. Из автобиографии отца: «В середине июля 1941 года я был определен красноармейцем полковой батареи 161 полка 21 дивизии Киевского района г. Москвы и был направлен в район Ельни». С августа 1941 года по решению политотдела дивизии отец начал работать художником в дивизионной газете «Боевое знамя». После войны отец привез домой увесистую пачку фронтовых газет, почти в каждой, из них были его карандашные портреты красноармейцев. Разумеется, графическое оформление газет, а также их верстка были выполнены отцом.
Во второй половине 40-х годов отец сотрудничал с Госполитиздатом, Госкиноиздатом, но особенно много с Детгизом. Оформил книги русской классики: «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Детство М. Горького», «Избранные стихотворения Н.А. Некрасова. Вместе с ведущими художниками (А. Гончаровым, Д. Шмариновым, А. Ермолаевым), искусствоведами, директорами крупнейших издательств отец по приказу начальника ОГИЗа был включен в состав художественно-технического совета ОГИЗа. В эти же годы он, как и прежде, активно участвовал в организации выставок художников книги и представлял на них свои работы.
19 февраля 1952 года под председательством отца состоялось собрание «Комиссии по шрифту» при Союзе художников СССР.
В 1956 году возобновилось сотрудничество Телингатера, обвиненного в формализме и космополитизме с Детгизом, «Советским писателем» и другими крупными издательствами. Вышли оформленные им журналы «Искусство кино», «Декоративное искусство», «Советская архитектура». Оформленные им издания снова появились на всесоюзных и международных выставках книги.
На «Международной выставке искусства книги» в Лейпциге Телингатер получил золотую медаль за оформление книги «Москва, планировка и застройка», а за работу в области шрифта — серебряную медаль.
В 1960-е годы работы отца были показаны на тринадцати отечественных и международных выставках, причем Телингатер по-прежнему принимал участие в организации многих из них, входил в состав жюри выставок.
В 1963 году отцу присудили престижную международную премию Иоганна Гутенберга. 3 сентября 1963 года в празднично украшенном здании старой торговой биржи Лейпцига отцу была торжественно вручена медаль с изображением Гутенберга, а также Почетная грамота и денежная премия.
23 сентября 1963 года была открыта первая персональная выставка отца, приуроченная к его 60-летию в фойе Центрального дома литераторов (экспонировалось около 200 работ: оформленные отцом книги, газеты, афиши, журналы, плакаты, а также его шрифты, акварели и рисунки).
В 60-е годы отец много работал над созданием оригинальных шрифтов разных типов и своеобразных шрифтовых композиций. Он изобрел унифицированный шрифт, пригодный для набора текста на языках латино-греческой основы.
Выставка позволяет проследить весь трудный и насыщенный вызовами и экспериментами творческий путь Соломона Телингатера и увидеть весь основной комплекс его работ.